Борода без усов у славян

Полная информация по теме "борода без усов у славян" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Борода у славян – значение и образ

Значение бороды у славян достаточно очевидно и фактически сводится к этимологии самого слова «борода». Современные лингвисты могут разбирать это слово, как угодно, придумывать массу вариантов его изначальной трактовки, но, скажем честно, человек по фамилии Розенталь может учить русскому языку кого угодно, но только не русского человека, у которого память о своем языке – в крови. Слово «борода» получено сращением корневой основы слова «богатство» и слова «род». То есть борода – это богатство рода. По другой версии основа «бо» могла происходить не от слова «богатство», а от слова «божий». То есть «божий род», происходящий от богов.

Борода у славян имела приблизительно тоже значение, что и коса у самураев. Это был символ зрелого мужчины, символ чести и достоинства. Есть основания полагать, что с мужчинами без бороды славяне предпочитали не заключать договор и вообще – не иметь никаких дел. Мужчин без бороды славяне называли женоликими, предполагалось, что они не только внешне, но и фактически подобны женщинам. Разумеется, отрок, у которого борода попросту еще не начала расти – это совсем другое дело.

Значение бороды у славян сводилось к образу достатка, зажиточности, способности мужчины обеспечить себя и свой род. То есть вопрос типа «для чего нужна борода» у славян просто не мог возникнуть. Это все равно, что спросить – зачем девице коса. Здесь, вероятно, могли быть нюансы. К примеру, не известно имела ли какое-то особое значение борода без усов. У славян, судя по дошедшим до нас хроникам и летописям, подобные варианты встречались, в том числе – у воинов. Вероятно, борода без усов у славян не могла служить указанием на какую-то особенность или характерную черту, как минимум – у нас на сегодняшний день нет никаких подтверждений особого статуса для мужских усов.

Другой популярный момент – рыжая борода у славян. Нужно понимать, что рыжего цвета у славянских народов не было в принципе, его попросту не могло быть, потому что рыжий цвет волос – это признак кровосмешения (вплоть до семи колен). Говоря простым языком, семиюродная сестра – все еще родственница. Рыжий «цвет» вымывался с течением времени, как минимум – в течение семи поколений после акта кровосмешения. То есть рыжая борода у славян приобретала значение наличия близкородственных связей, попирания законов рода. Не зря ведь народный фольклор сохранил такие всем известные формулировки как «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!» или «А я что, рыжий что ли?» Все это явно указывает на то, что рыжий цвет был указанием на «грязную кровь», на представителя рода, априори способного совершать объективно плохие поступки.

С другой стороны, конечно, не все славяне были голубоглазыми блондинами. Были и темные с карими глазами, глаза, кстати, могли быть и зелеными, и серыми. Но оттенки цветов, вроде шатенов, встречались в результате смешения крови с другими расами. Однако борода у славян в любом случае была неотъемлемым атрибутом мужчины, в противном случае мужчина просто не мог называться мужчиной, он даже, вероятно, не смог бы жениться, потому что предполагалось, что мужчина без бороды не способен продолжить свой род.

В 1698 году Петр I, отлично понимая, сколь велико значение бороды для славян, ввел известный указ «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов…» Указ был воспринят народом крайне негативно, тех, кто брил бороду, стали называть «босое рыло» и дел никаких с ними не имели. Тогда Петр поступил проще – он ввел налог на ношение бороды по аналогии с «прогрессивными европейскими странами». Налог составлял от 30 до 100 рублей в год. 30 рублей к концу семнадцатого века – это годовое жалование солдата. Иными словами, борода у славян стала несусветной роскошью. Так, с мерзкого Петра началось «изгнание бороды» из русской культуры. Тем не менее, полностью «изжить» бороду так и не удалось. Более того, на сегодняшний день борода вновь «входит в моду». К сожалению, большинство из тех молодых людей, что сегодня носят бороду, даже не знают, что значила борода у славян, каков был истинный смысл ношения бороды. Но важен хотя бы сам факт, ибо это какое-никакое, но возвращение к корня, забытым традициям.

ЛАД и МИР пространство исцеления

Меню сайта

Категории раздела

Что ищешь, Душа?

Рассылка новостей

Самым главным Природным источником жизненных сил для славян являются собственные волосы. Это отражено даже в Заповеди Бога Сварога: “Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете”. С древнейших времен считается, что, обрезав волосы, у человека можно отнять силу и здоровье.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо все, что даровано человеку Небесными Богами и Матерью-Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном Явном Мире.

Волосы испокон веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы-Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и Предков Рода, от Матери-Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звезд. Недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека.

Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье.

Мужчины всегда бережно относились к своим волосам, они придавали волосам большее значение, нежели женщины. Символом зрелости, мужественности и самостоятельности мужчины являлась борода. Борода была не просто мужским достоянием, она являлась символическим подтверждением принадлежности к Божьему Роду, т.е. носивший Бороду был потомком Древних Небесных Богов. Поэтому у Славян и Ариев сохранилось утверждение: “Боги наши, суть Отцы наши, а мы – дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более, чем влас в браде нашей”.

Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание ее в древние времена считалось тягчайшим преступлением против всего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Оскорбление Небесных Богов не прощалось никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн, а подпаленная борода посла в старое время считалась объявлением начала войны.

С точки зрения славянских обычаев, Борода — деталь образа Богов. Пострижение Бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные Бороды и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы предъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Бороды невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. У белорусов еще в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Бороды, поэтому тяжело больные люди специально отращивали Бороду.

Мужчины с древнейших времён берегли свои бороды как зеницу ока. Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с ними старались не заключать военных и иных договоров, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни.

Борода – символ богатства, изобилия и счастья. В Полесье, к примеру, лён и коноплю должен был сеять человек с густой Бородой и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались монетой Бороды, желая, чтобы денег было столько же, сколько волос. А македонцы, продав скотину, чесали монетой Бороду, приговаривая: “Сколько волос в этой Бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия!”

Согласно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым – прибыль и удачу. Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и благополучия выражали фразой: “Длинной Бороды, полного кошелька, хорошего настроения!”

Любимые и уважаемые наши мужчины, носите Бороды, они вам очень к лицу!

Борода – Богатство Рода

Раньше на Руси, как и на других землях, всегда носили Бороду. И только с приходом паразитической, технократической цивилизации природное ухаживание за своими волосами паразиты преподнесли как признак отсталости и небрежности.

Но почему так случилось? Потому что у паразитов она просто не растёт.

Борода – Богатство Рода. То есть борода на лице каждого мужчины – это Богатство его собственного Рода.

Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против своего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Оскорбление Небесных богов не прощалось никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн, а подпалённая борода посла в старое время считалось объявлением начала войны.

Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с ними старались не заключать военных и иных договоров, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни (говоря современным языком, они являются людьми противоположной половой ориентации).

Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье.

Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, ибо это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Когда девушка выходила замуж, ее девичью косу расплетали и взамен ей заплетали две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Bceлeнckиe силы не только для себя, но и для будущего peбёнкa.

Мужчины также бережно относились к своим волосам. Борода являлась символом зрелости, мужественности и самостоятельности.

Исследования Пентагона показывают – наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности.

В опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности.

"Мы взяли 100 человек, 25 человек из спецназа у которых были бороды и 25 спецназовцев у которых бород не было, 25 из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане".

Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона (мужского гормона) у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и на умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах СХУ (синдроме хронической усталости).

МирТесен

Борода у славян – заблуждение

У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесёмкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов – Б. Васильев “Вещий Олег”, Ю. Никитин “Ингвар и Ольха” – бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки “а ля Иван Грозный”. Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных учёных.

А вот описание внешности вел. кн. Святослава Игоревича у Льва Диакона (кн.9, гл. 11):

“Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос – признак знатности”(2).

Так как же выглядел славянин, русич?

Начнём с облика Богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать – идолография?) практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно русы IX-X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого “ус злат”(56) На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху(57). Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена(58). Основной кумир этого острова, Святовит, имел “волосы и бороду, острижены кратко” (в других переводах – “обриты”(59)) в соответствии “с обыкновением руян”(60).

Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых(61). Что до Руси, то “представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич – лицо должностное – также без бороды)”(62). На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые(63).

В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:

В три-ряд вились вкруг верховища (макушки? – Л. П.)

А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!(64)

Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (сравни прозвища викингов – Бьёрн Синезубобородый, Бродди бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые щёки, Сигтрюгг Шёлковая борода и т.д.), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус(65) и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус(66), не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка “перевести” его, как “Син хауз” (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманистов(67). Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный “ответ” Торвальду Синей Бороде исландских саг.

Реакции на статью

Комментарии

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

В то же время не стоит забывать, что полабские славяне (жившие по берегам Лабы-Эльбы) и поморяне брили головы с оставлением чуба на темени и носили только длинные усы, сбривая бороды. К этим племенам относились варяги (вагры), бодричи (ободриты) и руяне (руги, русы, рутены). В описания того же Гельмгольда лютичи (племя волков или по-западнославянски вильцы) носили длинные волосы и бороды. Стоит отметить, что лютичи жили северо-восточнее черезпенян, черезспреян и их владения примыкали к Одре-Одеру. Кроме того, описанные славянские волхвы и жрецы имели длинные волосы и бороды, что соответсвует общей европейской традиции как у славян, так и у германцев, кельтов, балтов. Таким образом, можно сделать предположение, что западно-славянские племена, жившие по берегам Лабы-Эльбы намеренно сбривали бороду и волосы, оставляя только усы и чуб на темени, ЧТОБЫ В СХВАТКАХ И БОЯХ ВНЕШНЕ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ СХОЖИХ ГЕРМАНЦЕВ. Поскольку с принятием христианства германцами появилась политика тотального геноцида славян "drang nach osten", то многие балтийские и полабские славяне стали переселяться на Русь, а лужицкие сербы переселялись на Балканы. Возможно, именно этот обычай и перенял князь Святослав, который сам по деду был из западных славян. Языковые отличия варягов и руси в то время были небольшими и не требовали переводчика. А обычай брить голову и бороду переняли запарожские казаки. Частично об этом можно прочитать в книге Гедеонова "Варяги и Русь". Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

"отличие меж разумными и невежами в том – что, разумные в разговоре обмениваются познаниями, а невежи спорят и доказывают исключительно свою правоту"

1) То что в древности в Ведических и славянских народах бытовал обычай ходить безбородым (однако же, с усами) для меня не новость, но так поступали не вся масс народа, ни всегда, и исключительно воинское сословие. Как правило в мирное время бороду носили все, но в случае внешний угрозы избавлялись от нее. Причиной послужило изменение боевой тактики применяемой семитскими войсками, кои при ближнем бое стали хватать за бороду, ограничивая маневренность ратника.

2) Читая описание быта, одежды и внешнего облика Индийских воинов (до 18 века), они полностью совпадают с обликом славян и казачества 9 до18 вв. (Петровских реформ). Тут стоит обратить внимание на социальный статус, сотенные и тысячники, как и гетманы (воеводы, генералы) все носили бороды и полный набор волос на голове.

3) Слово "бритый" ранее не бытовало в речи русов, это более позднее слово 17-18 вв.. Ранее в обиходе было "ОСКОБЛЕНИЕ", близкие по смыслу "оскоРбление", "оскЛабление" (холостить, холостой, без плодный – обрезание яичек). Сама мысль об оскоблении бороды и волос являлась унизительной для .

4) В древности чужеродные нам племена применяли обычай унижения пленников, остригая им волосы и бороды. В то далекое время, люди испытывали глубочайшее душевное переживание, сравнимое ныне с надругательством и насилием. Данная форма унижения бытовала и в христианских монастырях, куда насильно помещали княжеских жен и в народе, когда рвали клочья из головы и рубили волосы блудниц. Выражение "плюнул в бороду" как и схватиться за бороду, волосы, косу или сорвать с женщины головной убор – равно нанести оскорбление, за подобное на Руси несли как денежные штрафы, так и телесные наказания.

5) Упомянем о христианской традиции. В Апостольских постановлениях писано: .. да не коснется нож тела вашего. острижение (не оскобление) бороды или волос равносильно отречению от Бога, прихожанин за подобное да будет отлучен от церкви, а коли подобное сотворит священнослужитель, да будет он лишен всех санов и пострижен монахи в самый дальний монастырь, до скончания веку. То есть даже простое пострижение считалось предательством веры, ныне попы повально ходят стриженные, запутывая людей при толковании, разночтении и не знанием старославянского письма.

6) Древний аналог современного слова "БРИТЫЙ" – это, "ЖЕНОЛИКИЙ" человек без усов и бороды.

Говорить и доказывать к примеру современной крашеной и стриженой бабе что, ходить с не покрытой головой (простоволосой), без двух косъ (распущенной), мини юбке или брюках (равносильно что голой), что срамит ни только ее саму но и мужа и весь их род. думаю для всех очевидно, сие беЗсмысленно, как и спорить с "женоликим".

Каждый из нас выбирает свой путь развития, а за уши тянуть все одно что головой биться. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

"Ещё Гедеонов, не ссылаясь на Адемара Шабаннскаго, утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения(68), да и то, как мы видели, далеко не сразу. Московские бояре брили головы(69), а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах, изображавших московских послов. Стоглавый собор, запрещая бритьё бород и голов, как признак "ереси", тем самым свидетельствует о распространённости этого обычая(70). Но и после этого многие русские брили бороды, как, например, Борис Годунов – современные изображения снова рисуют нам далёкий от хрестоматийного шаляпинского бородача образ. Особый интерес представляет грамота царя Алексея Михайловича, где бритьё бороды ставится в один ряд с такими действиями, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание "бесовских" песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей и т. п. пережитками языческого прошлого(71)."

Как последнее предложение в цитате? И это уже через много-много лет после принятия христианства. А насчет "малороссов" и прочих "казаков"-запорожцев – не нужно передергивать, эти все появились уже ПОСЛЕ нескольких веков после принятия христианства и образования единого Московского царства. Мы ведь, кажись, говорим о славянах (русах)-язычниках? Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Сам придумал про "древность"?

Цитата из статьи: "Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, "бабий", обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить "женские" прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82)."

Так, судя по фото, тебя принудили носить женскую прическу победившие тебя древние славяне-язычники в знак подчинения и позора? Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

А вообще: каждый сходит с ума по-своему. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Ваши иЗторические познания мне ясны и доводы ваши меня не убедили, а что касаемо ваших оскорблений, пусть народ рассудит, да и Бог вам судья, и не попадайтесь мне на пути, иначе за слова ответить придется.

В данной ситуации переписку вести с вами не вижу смысла, прощайте.

До встречи в яви. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Мне нравится именно этот пассаж. Свидетельства восточных (а в библиографии имеются свидетельства именно всяких ибн..) называть "июдо.."

К сожалению, Вы, Владияръ (это только ник, т.е. прикид) – сам июдо-.

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Любой язычник, придя в другую страну (территорию) в первую очередь поклонится местным богам. А то, что вы -ряженые, балдеете и прибабашиваете, – смешно. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

А Ваше – бог или Христос или Перун ( Велес и пр.) – глупость. Это от христианства идет. Так что вы – иудо-христиане, но со своими прибабахами. Как в Торе – бог один (Яхма), но называют по разному.

Вы = иудеи. Мой диагнос. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

И пришли к тому, что есть сейчас.

А язычество (многобожие) – это самое, как сейчас говорят, толерантное учение. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Именно этим Русь отличается от других стран, именно это и является "красной тряпкой" для этих стран. Именно этого – принятие людей другой веры равными себе,- и боятся, и хотят у нас отнять иудо-западные политики. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Кстати, древнеславянская энергетическая система целительства "ЖИВА" (как "рэйки", только круче) описанная в учебнике Лады и Владимира Куровских использует эти энергии. Они даже ладование души проводят, освобождение женщин от душ абортированных детей (Жальница), стирание у девушек образа первого полового партнёра (Ладины Росы). Последнее – для того чтобы молодая жева рожала детей от мужа, а не от того, кто был первым. Текст скрыт развернуть

Реакции на комментарий

  • © 2007–2018. При использовании материалов упоминание сайта «Славянская доктрина» обязательно

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

Оценка 4.1 проголосовавших: 9
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here