Борода на Руси
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Но вот что говорят об этом в иных землях:
"В опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности.
Борода на древней руси
История бороды и усов
Бородачи древней Руси
Большинство наших историков склоняются к тому, что южная славянщина, в особенности Киевская время Святослава, была бритая, а северная — по преимуществу бородатая. Перун киевлян был с серебряной головой и золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках. Забелин [1] , полагая, что южные славяне, прежде чем выйти на историческую арену под собственным именем, задолго до того подвизались под именем гуннов, утверждает, что оголение головы с оставлением чуприны и бритье подбородка у южных славян было гуннского происхождения; между тем Иловайский считает этот обычай у южан самобытным и указывает на то, что гунны были по природе безбородыми. «Мы, — говорит В. Михневич («История русской бороды»), — не беремся решать, который из этих двух взглядов вернее, так как оба они представляют собою ни что иное, как в равной степени остроумные гипотезы, имеющие почти одинаковые шансы правдоподобия».
Во всяком случай, если южнославянская, языческая Русь была безбородой, и представители ее заслуженно названы «хохлами», то славяне северной Руси всегда отращивали себе бороды и были «кацапами» (испорченное слово: як цап, т.е. козел). Исследователь раскола, В.В. Андреев, объясняет эту разницу между бритыми славянами и бородатыми просто климатически-почвенными условиями нашей страны. Он говорит: «что есть соотношение между лесными болотами Белоруссии и волосяными шапками колтуна, между короткими курчавыми волосами негра и влажною, жаркою местностью, обитаемою им, — в этом едва ли кто будет сомневаться. Так точно есть соотношение и между бородою и природою русских местностей. Едва инородец, как, например, тунгус, начинает жить по-русски, он обрастает бородою. Волоса являются, таким образом, генетическим предохранительным средством. Велеть обрить бороду немцу и малороссу вовсе не одно и то же, что великорусскому крестьянину. У тех на возвышенных или ровных местностях и при другой генетической обстановке борода без того плохо растет; у жителя лесистой и часто болотистой Великороссии окладистая борода является уже вовсе не одною пустою принадлежностью внешности. Хохол может смеяться над кацапом и кацап над хохлом, но борода великоросса и хохол малоросса вовсе не случайное явление, а результат гигиенической обстановки населения. Понятно, почему нигде приказ Петра Великого брить бороду не вызывал такого сопротивления, как на лесистом востоке России и в прикаспийском крае, где казак до сих пор смотрит на свою бороду, как на святыню. Она, действительно, для него не только отличие от степного киргиза, но и, очень вероятно охрана в нездоровой местности».
Весьма возможно, что первоначально так и было: малоросс в теплом климате брил бороду по гигиеническим соображениям во имя чистоты, а, может быть, первоначально и по военным соображениям [2] , а великоросс берег ее для защиты горла от холода и т.д. Зимой даже зверь обрастает более густой шерстью, чем летом. Весьма естественно при этом, что на юге идеал красоты был безбородым, а на севере бородатым. В припадках горя и скорби первый запускал волосы на голове и бороде, а второй рвал и обрезывал их. Император Александр I в 1812 г., на случай несчастной войны с французами, клялся: «Когда будут истощены все усилия, я отращу себе бороду и лучше соглашусь скитаться в пустынях Сибири, нежели подписать постыдные условия». До христианства существовал обычай богу плодородия (Волосу) «завивать бороду», то есть оставлять во время жатвы пук не срезанных и завитых колосьев (закрут) «на бороду»; с принятием христианство Волос заменился св. Власием, Ильей Пророком, Николаем Чудотворцем и Христом, которым также в некоторых местах до сих пор жалуют колосья «на бороду». Если человек дорожил бородой, то естественно он хотел видеть и своих святых угодников в том же пленительном образе. Открытая коса у женщины — признак девственности, а «покрытая голова» обратно. Волосами своими она прельщает мужчину, но когда выходит замуж, то, чтобы не соблазнять других мужчин, она прячет волосы под «повойник» и боится «опростоволоситься». Волосяной культ распространялся среди славянщины вполне естественным путем долгое время без вмешательства церковных учений и преданий.
«Все это заставляет нас предположить, — говорит В. Михневич, — что северные, великорусские славяне, как и ныне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. С принятием же последнего случилось так, что учет церкви по этому предмету совпал с народным обычаем и освятил его, вследствие чего борода еще более утверждается в правах гражданства и делается символом одновременно и русской веры и русской национальности».
Народный обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. В самом христианстве первые века не существовало бородоугодничества. Древние христианские клирики, — говорит Голубинский («История русской церкви»), — «стриглись по той простой причине, что по взглядам греков подстриженные волосы были признаком простоты и скромности, а напротив длинные волосы считались у них за весьма предосудительные, с христианской нравственной точки зрения, изысканность и щегольство». В первые века христианства все стригли волосы в кружок, а посредине головы оставляли «гуменце», в уподобление венку Христа. Но с Х-го века в Восточной церкви вводится обычай волосоращение, и Русь в это время принимает крещение. Между Восточной церковью и Западной возникает схоластическая полемика из-за волос: греки видят иудейство и эллинское язычество в брадобритии, а западники — в отращивании волос. Греко-православное духовенство на Руси принимает на себя апологию бороды, начиная с указания на древних библейских пророков и Христа с апостолами и кончая отожествлением бороды с национальным достоинством Руси.
Сакральное значение бороды на Руси
На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.
Эпоха тотального запрета на бороду
29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.
Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.
Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей — по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.
Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.
Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.
Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.
В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.
Наказание через бороду.
На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.
В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.
Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.
Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.
«Бородатые» дебри истории
Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:
1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.
2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.
3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.
Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.
4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.
5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.
6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)
7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
- 6297 просмотров
Материалы по теме
Последние новости с Украины за 4 мая 2014
Последние новости с Украины за 5 мая 2014
Последние новости с Украины за 6 мая 2014
Последние новости с Украины за 7 мая 2014
Последние новости с Украины за 8 мая 2014
Последние новости с Украины за 9 мая 2014
Последние новости с Украины за 10 мая 2014
Последние новости с Украины за 11 мая 2014
О БОРОДАХ
В 2-х частях
Часть первая
ИЗ ИСТОРИИ БОРОДЫ
В разных человеческих культурах, существовавших в разные эпохи развития цивилизации, были и есть различные традиции относительно ношения бороды. Эти традиции могут быть связаны с религиозными или общественными воззрениями человечества.
Какими бы разнообразными ни были причины отращивать бороду, всегда считалось – если мужчина отрастил бороду, то он созрел хотя бы для того, чтобы открыто выразить свои убеждения. Отрастить бороду сложно, это требует терпения. Еще большего терпения требует уход за ней. Борода – это предмет мужской гордости.
С античных времён борода была признаком мужественности, мудрости, силы и могущества. Для человека, которому обривали бороду, это являлось позором. Бороду носили пророки, цари, апостолы, патриархи да и сам Иисус Христос.
Бороде как символу всегда придавали огромное значение, история от античности и до наших дней разворачивалась не вокруг экономики, как говорил Маркс, а вокруг бороды. О брадобритии выносили постановления вселенские соборы, за ношение бород брали налоги. Были времена, когда для мужчины расхаживать с бородой было опасно, за неё могли и казнить. В другое время похожий эффект вызывало появление на людях без бороды.
ДРЕВНИЙ МИР
Первоначально, предназначенная природой для утепления особо чувствительных участков кожи щек и подбородка, в середине I тысячелетия до н.э. борода стала средством украшения мужского лица.
У кочевников борода всегда была в одинаковом почете. В Месопотамии за тысячелетие до нашей эры ассирийцы носили роскошные бороды и использовали щипцы для завивки и создания многоуровневых моделей.
Весь Древний Восток от предгорий Памира до Сахары был охвачен страстью к ношению бород внушительных размеров. Длина бороды соответствовала рангу чиновника. Рядовые персидские воины, противостоявшие фалангам Александра Македонского, имели бороды до ключицы, высокопоставленные сановники покрывали волосами всю грудь. Сходная мода ранее существовала и в Греции. Спартанцы настолько уважали бороду, что сбрить ее было наказанием за самый страшный грех – трусость.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
В Древнем Египте правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Все остальные мужчины Древнего Египта обязаны были брить бороду.
Накладную бороду, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
В Древней Греции борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе.
Брадобритие
И вдруг люди стали бриться. Произошло это также в Древней Греции. Согласно легендам, она не росла у великого завоевателя Александра Македонского.
Не имея бороды, Александр Македонский повелел стричь бороды и своим воинам, чтобы противники не могли в сражении за нее ухватиться. На какие только ухищрения великий полководец не шел, чтобы скрыть свою природную особенность. Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире распространилась мода на вечно молодые "юношеские лица". В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших. Носить бороду в Афинах позволялось лишь ученым и философам.
ДРЕВНИЙ РИМ
Из Греции мода на "босое" лицо перекочевала в Древний Рим. Первым организовал стрижку волос Римский император Нерон.
Молодость, энергия, живость, воля, а вовсе не груз лет ценили граждане этих первых республик в истории западноевропейской цивилизации. В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Древние римляне вообще считали бородачей варварами.
В Древнем Израиле вопрос о том, носить или не носить бороду вообще, даже не ставился. Считалось, что брить бороду – противоестественно. Дело в том, что в древности, в библейские времена Израиль был окружен язычниками, среди которых были распространены всяческие извращения-гомосексуализм, лесбийство, скотоложство, человеческие жертвоприношения и пр. мерзость. Эти народы постепенно выродились и исчезли.
Поэтому закон Моисея предусматривал смертную казнь для гомосексуалистов, и строгий запрет мужчинам носить женскую одежду и брить бороду. Как и женщинам носить мужскую.
Евреи вообще носили короткие волосы (1 Кор. 11:14; Иез 44:20); исключение составляли назореи , которые не стригли волос по обету (Чис. 6:5,9; Деян. 18-18), или некоторые отдельные личности, как, напр., Авессалом (2 Цар 14:26). В обет назорейства входило три важных аспекта – не стрич волос, не пить вина, не прикасаться к умершим.
Также в Библии повествуется о Самсоне, который не стригся и был сильным и непобедимым до той поры, пока ему не обрезали волосы (Книга Судей, глава 17, стихи 17-19).
С падением Римской империи прошла мода и на бритые лица. Конец этой традиции положил во II веке римский император Адриан (76-138 гг. н.э.), скрывавший с помощью бороды недостатки своего лица.
В начале IV века отношение к бороде вновь изменилось. Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
Но после иконоборческих споров VII-IX веков вновь утвердилась традиция ношения бород.
Из Византии мода на бороды пришла в Восточную Европу вместе с принятием христианства. Она мыслилась как отражение в человеческом лице Божьего лика.
Известно, что на Западе, в Европе, бороду носили многие представители германских племен. Франки же, напротив, были бритыми. Не носили бороды и правители из династии Каролингов, включая Карла Великого (на миниатюрах IX века у мужчин постоянно изображаются усы при чисто выбритом подбородке).
Во Франции и центральной Европе окладистая борода вошла в моду лишь на рубеже тысячилетий. Согласно письменным источникам, мирянина от клирика церкви легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.
Христианская Европа средних веков носила бороды, хотя в ношении их, стрижки и прически соблюдались прихоти изменчивой моды. В начале XI века все императоры изображаются с бородой, хотя и разной длины. Так немецкий король Генрих III изображался на своих евангелиях с длинной окладистой бородой, на печатях – с короткой бородой, а на некоторых миниатюрах только с усами. Интересен тот факт, что епископ Ле Пюи побуждал воинов-крестоносцев, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником. А другой епископ Серлон Сеезский жаловался королю, что миряне не бреют своих бород "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".
В XII веке во Франции и Англии при дворе распространилось бритье бороды, но оставление усов. Согласно обряду коронации, "императоры должны быть бриты", когда Папа Римский целует императора в лоб, щеку и уста. Почему обычай сбривать бороду распространился именно в XII веке, точно неизвестно. Возможно это было связано с возросшим противостоянием с Восточной Церковью, где была традиция носить бороду.
Бритье бороды и усов вводится в цивилизованной Европе одновременно с возрождением классицизма—в эпоху Возрождения, т.е. «бородатое» Средневековье, сменилось «бреющимся» Возрождением, с его оголенным протестантизмом.
В последующий период большинство мужчин опять имели богатые бороды и длинные усы.
С началом эпохи Барокко борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли, и до середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица.
После революции 1848 года в Европе усы и бороды снова стали массовым феноменом.
Со второй четверти XX века происходил обратный процесс: бритые лица становились доминирующими во внешнем виде мужчин.
Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они всегда воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности.
Прибытие короля Франциска I в Италию в 1526 г
Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.
Среди известных европейцев бороды носили: Франциск I, Генрих VIII, Карл IX, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Виктор Гюго, Чарльз Дарвин, Клод Моне, Джузеппе Верди, Жюль Верн и др.
Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду.
Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.
Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.
Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: "Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее".
В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.
Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.
В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными.
Пётр I издал указ, по которому он приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам.
Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.
В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».
В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Послепетровский период
Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.
Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК