Борода на руси история

Полная информация по теме "борода на руси история" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

История бороды на старой Руси

Жила-была древняя патриархальная Русь. Русь, где века сменялись в однообразных междуусобных войнах князей. Где одно десятилетие было похоже на другое. И где один год отличался от другого лишь урожаями или недородами.

И одной из главных святынь Древней Руси была борода. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. Безбородому отказывали в благословении. “Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее”, – говорил патриарх Адриан. Как настоящая святыня, она охранялась государством. Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Специальное предписание строго устанавливало, что люди во время драки не имеют права дергать друг друга за бороды. (А ведь куда еще, если не к бороде, так и тянется рука во время драки!) За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. Сумма по тем временам весьма внушительная – больше, чем штраф за искалеченную руку.

И уж никому и в голову не пришло бы в те времена сбрить на лице волосяную растительность! Иван Грозный так и заявил: бритье бороды – это грех, который не смоет кровь всех великомучеников.

Сменяли друг друга поколения, и казалось, благодать эта будет длиться вечно. Как вдруг.

Эти люди, как и все сомнительное, пришли с Запада. При Борисе Годунове впервые в нашей стране появилась вдруг тяга к наукам. Ученость в те времена была безусловным завоеванием Запада. И Россия встала перед дилеммой: приглашать ли к себе заморских учителей или ездить учиться за границу. Остановились на втором, поскольку заподозрили, что проклятые иноземцы могут научить наш наивный народ чему-нибудь непотребному, и отправили в Европу самых сметливых. Увы, эксперимент не удался. Большинство посланцев поделиться науками с соотечественниками не пожелали и стали первыми российскими невозвращенцами. Немногие же вернувшиеся произвели ошеломляющее впечатление. И не запасами знаний в головах, а неприлично голыми подбородками. “Страм-то какой!” – воскликнули возмущенные ревнители нравственности и повели активную борьбу с брадобритием вообще и ученостью в частности.

Не исключено, что вся эта ситуация вскоре и привела к Смуте. Но устояла борода – и устояла Россия. Лжедмитрий изначально не имел в нашей стране никаких политических перспектив: он был безбород! А вот окладистые бороды гражданина Минина и князя Пожарского будили патриотические чувства. Смута была обречена с самого начала.

Восстановил историческую справедливость и окончательно искоренил позорное брадобритие тишайший царь Алексей Михайлович. Любитель составлять уложения, он велел отнимать чины за голые подбородки.

. Но зараза уже гуляла по российским просторам.

Борода на руси история

Как известно, бороды украшают мужчин и хорошо согревают в холодную погоду, но не только поэтому ими щеголяли почти все жители Руси. В первую очередь, представители всех сословий отращивали длинную и густую растительность на лицах, желая тем самым подчеркнуть свой статус, мудрость и силу.

Борьбу с этим общепринятым признаком мужественности в нашей стране начал Петр I. Хотя еще до официального запрета на ношение бороды, введенного царем-реформатором, некоторые жители Руси регулярно брились. Кем они были и почему так делали?

Как это ни прозвучит неожиданно, изначально у славян не было принято носить длинные, окладистые бороды. Являясь язычниками, наши предки чаще всего отращивали на своих лицах только усы. Моду на бороды ввели византийские религиозные деятели, приехавшие на Русь, чтобы крестить местных жителей.

Французский монах и летописец Адемар Шабанский (989-1034 гг.) написал в своих трудах, посвященных нашей стране, что некий греческий епископ убедил идолопоклонников принять православие и отпускать бороды.

Впрочем, еще долгое время после крещения Руси языческие жрецы, которые тщательно и регулярно удаляли со своих лиц растительность, призывали народ не принимать веру небритых миссионеров.

Косвенным доказательством, что русские язычники не носили бороды, являются идолы. Почти все изображения древних богов мужского пола – лишь с усами. Даже особо почитаемый в народе Перун, в отличие от скандинавского Одина, бороды не имеет.

Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 – около 1216 гг.) описал святилище славян-язычников, которое видел во время путешествия. Воображение автора особенно потрясла огромная фигура с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны. Причем, волосы у бога изображены коротко остриженными, а борода – бритой, что «…подражало обычаю руян при уходе за собой». По названию одного и северных славянских племен, известных датскому летописцу, он именовал руянами всех жителей Древней Руси.

Православные священники подозревали бритых мужчин в идолопоклонстве. Когда религиозное противостояние между христианами и язычниками было еще очень сильно, безбородым людям даже могли отказать в церковном благословении.

Особым сословием жителей Руси всегда являлись скоморохи. Странствующие артисты, веселящие народ, должны были существенно отличаться от своих зрителей хотя бы для привлечения всеобщего внимания. Скоморохи не только брились, но и носили очень яркую одежду, а также забавные колпаки.

Впрочем, странствующих артистов многие церковные деятели подозревали в язычестве, колдовстве и гадании. И если в XII-XIV веках они еще могли свободно ходить из города в город, выступая на ярмарках с забавными песнями и танцами, то позднее на скоморохов начались гонения. Дело в том, что шутники иногда позволяли себе высмеивать попов, бояр и даже царей, что вызывало веселье среди простого народа, но сильно не нравилось представителям привилегированных сословий.

Церковники стали называть скоморошество богомерзким занятием, а показное веселье – грехом. В середине XVII века артистам запретили странствовать по городам и веселить народ. Шутников было официально приказано бить батогами, а также уничтожать их сценический инвентарь.

Растительности на лицах представителей сильного пола, как правило, не бывает при недостатке мужских гормонов. И если оскопить юного отрока, то его организм постепенно перестраивается: голос становится тоньше, движения – мягче, а борода совсем исчезает.

К такой радикальной процедуре, как кастрация, прибегали отдельные религиозные фанатики. Скопцов на Руси было не много, но простые люди относились к ним с уважением. Считалось, что эти «агнцы Божии» приобщены к особым духовным таинствам, мудры и образованны.

Основой идеологии скопцов являлось евангелие от святого Матфея, в котором наряду с суровым осуждением грешников имеются строки о том, что людей, которые «сделали сами себя скопцами», ждет Царствие Небесное (Мф. 19:12). В других священных текстах не раз от имени Иисуса Христа говорится, что лучше отсечь себе члены, чем поддаться соблазну.

Общины скопцов, которые называли себя «белые голуби», официальные власти начали сурово преследовать только в XVIII веке. Их признали опасной сектой, поскольку эти религиозные фанатики всеми средствами стремились привлечь в свои ряды молодежь, пропагандируя духовную и физическую чистоту.

Гомосексуалисты

Поскольку гомосексуализм, как явление, всегда существовал среди людей, то нет ничего постыдного в признании, что отдельные жители Руси были представителями нетрадиционной ориентации. Об этом косвенно свидетельствует большое количество религиозных текстов, в которых сурово осуждается мужеложство. Например, переводчик и публицист Максим Грек (1470-1556 гг.), канонизированный православной церковью, написал труд «Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных». В этом сочинении автор предложил предавать гомосексуалистов вечной анафеме.

Представители нетрадиционной ориентации, несмотря на осуждение церковников, брили усы и бороды, красиво наряжались, душились и красились. Простой народ относился к такому поведению, в основном, как к чудачеству. Иногда мужчины шутили между собой на пикантные темы. Впрочем, для жителей других стран даже упоминание о гомосексуализме казалось страшным грехом. Так, священник из Хорватии Юрий Крижанич, побывавший в нашей стране в 1659-1677 годах, был шокирован тем, что в России «…таким отвратительным преступлением просто шутят».

В своей автобиографии духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) написал, что как-то отказался благословить юного Матфея – сына воеводы Василия ПетровичаШереметьева. Причиной для отказа стал тот факт, что у молодого человека не было бороды, а всех мужчин, бреющих свои лица, принципиальный Аввакум автоматически считал гомосексуалистами. Протопоп решил, что юный Шереметьев брился, чтобы намеренно придать себе соблазнительный вид.

Не только Петр I, но и некоторые другие правители нашей страны были безбородыми. Так, известный византийский автор Лев Диакон (до 950 – около 1000 гг.) описал внешность киевского князя Святослава Игоревича (942-972 гг.). По утверждению современника, внук легендарного Рюрика был мужчиной среднего роста. На его лице имелись светлые глаза, кустистые брови, курносый нос, длинные и пышные усы. Святослав брил бороду, как и многие его соратники.

Великий князь Василий III Иоаннович (1479-1533 гг.) еще до Петра I пытался преодолеть многовековую традицию. Однажды он побрился и даже предложил боярам сделать то же самое. Но люди возмутились такому пренебрежительному отношению правителя к устоям общества. В народе даже пошли слухи, что Василий III – представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, такие разговоры подогревались церковниками, которые видели в отсутствии бороды неприкрытое кощунство.

Борис Федорович Годунов (1552-1605 гг.) тоже регулярно брился, несмотря на то, что на официальных портретах его было принято изображать с небольшой бородкой – дань традиции. Возможно, этот правитель Руси не отращивал растительность на лице по причине своего происхождения, ведь некоторые историки утверждают, что предком бояр Годуновых был татарский князь Чет, перебравшийся на Русь в 1330 году и принявший крещение. А среди представителей этого народа было принято бриться.

Сейчас многие мужчины отпускают бороды по разным причинам. Одни хотят подчеркнуть свою мужественную привлекательность, другие – следовать традициям предков, третьи – просто выглядеть модными, четвертые – выделиться из общей среды. Современным людям сложно представить, какие нешуточные страсти кипели в русском обществе по поводу ношения бороды на протяжении многих веков.

Борода на Руси

На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.

Но вот что говорят об этом в иных землях:

"В опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности.

Мода на бороду в Древней Руси

Во времена Древней Руси мужчин встречали по бороде. Русичи считали, что густота растительности на лице говорит о «породе» мужчины и его мужской силе. Быть безбородым было почти приговором, чаще всего такие мужчины оставались холосты, ведь они воспринимались как слабые, лишенные мужества и бесплодные. Борода была символом энергии, старшинства, большого ума, достоинства, независимости.

Древнерусская мода на бороду

Мода на длинные густые бороды в Древней Руси пришла из Византии при крещении Киевской Руси. Хотя, немало лет спустя, после принятия христианства в русских лесах обитали гладковыбритые языческие жрецы, которые призывали еще некрещенных отказаться от чужой веры и свойственной ей бороде.

Достоинство и борода

Борода мужчины была символом чести. Поэтому если бороде наносили ущерб, это считалось страшным преступлением против ее владельца. Борода свято охранялась государством. Во время своего царствования великий князь Ярослав Мудрый установил штрафы за вырванные волосы из бороды.

За один только клок волос нарушитель порядка обязан был выплатить в государственную казну двенадцать гривень. В то время это была внушительная сумма, она была больше штрафа за покалеченную руку. Древнерусские князья, желая высказать свое неуважение послу, приказывали слугам сбрить ему бороду.

При правлении Иоанна Грозного существовали общественные казни: у провинившихся бояр выщипывали бороду. Это считалось страшным позором и чтобы его смыть, необходимо было или совершить подвиг, или уйти в монастырь.

На Руси бороду приравнивали к дару Божьему. Борода стала национальным достоянием, которое оберегали даже таким способом, как запрет для девушек на брак с инородцами. Речь шла о тех несчастных, которых природа обделила, не осчастливив растительностью на лице. Очень легко вычисляли согрешивших по потомству, ведь по наследству они получали редкую, так называемую «козлиную» бородку . Бедняг называли ублюдками (от слова «блуд»), снять такой статус несчатные возможности не имели.

Священники на Руси отказывались благословлять безбородых. Патриарх Адриан даже сказал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Борода в мирской жизни

Борода не раз выручала мужчин в то нелегкое время в обычной жизни. Так, мужчина, поглаживая свою бороду, мог успокоиться или привлечь внимание собеседника. Русичи были до ужаса суеверны. Например, потеря бороды считалась крайне плохим знаком. Если у мужчины выпадали волосы на лице, он шел на исповедь, придерживался поста, причем дольно строгого. Если мужчина собственноручно сбривал бороду, его вообще считали умалишенным.

Запрет ношения бороды

До правления Петра I все, без исключения, носили бороды самой разной формы: круглые, остроконечные, лопатой и т.п. С приходом к власти царя Петра I ситуация в корне изменилась. Страстно желая приобщить русичей к европейским канонам и традициям, 5 сентября 1698 года он выдал указ, запрещающий носить бороды и определяющий налог на бороду в городе.

Бородачи-крестьяне при этом платили налог лишь при входе в город. К слову, некоторые утверждают, что совсем не европейские традиции стали причиной борьбы с бородой последнего царя Руси. Причина была банальна: у самого Петра она не росла. Хотя, это всего лишь слухи. Чему верить, решать вам.

Запрет на бороду можно было обойти, откупившись за большие деньги. В подтверждение уплаты выдавался документ, такой себе паспорт на бороду, который выглядел как медная бляха, на которой изображены усы и борода, а также надпись «деньги взяты».

Отмена налога

Налог на бороду в 1762 году отменила Екатерина II, выдав соответствующий указ, правда с оговоркой: государственные чиновники, придворные, а также военные обязаны были лицо брить.

Точку в вопросе «брить или не брить» поставил Александр ІІІ. Своим личным примером он показал, что борода – это дань русским традициям. Его сын Николай ІІ, последовав примеру отца, также поучаствовал в истории бороды. Своим распоряжением в 1901 году он разрешил носить бороду юнкерам.

Рекомендуем к прочтению

Последние публикации

Последнее на форуме

  • Elena Moiseeva

Не знаю на сколько будет актуа. Читать

  • Кристиан Акила

    Ну это ясно как белый день. Чт. Читать

  • Bro Admin

    Пять причин, почему русский мужчина должен носить бороду

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

    – 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;

    – 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;

    – 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.

    Борода, как пропуск в Рай.

    Борода для демонстрации силы.

    Борода как дар божий.


    Борода для гармонии в мирской жизни.


    Борода – символ независимости.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: участинкам блога, модераторам, зарегистрированным пользователям

    Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

    Комментарии

    А я еще одну причину могу назвать.. Она в пословице сформулирована: БОРОДА МУЖЧИНЕ ЧЕСТЬ, А УСЫ И У КОШКИ ЕСТЬ..))

    Очень надеюсь, что автор статьи не обидится, и благодарю его за интересный текст!

    Может конечно по истории мужчина должен носить бороду- это символ его чести и мужества и как говорят борода украшает мужчину, но я не люблю мужчин с бородой и не хотела бы, чтобы у моего мужа была борода. В нашем столетии она как- то не вписывается в стиль. Хотя конечно есть исключения, некоторым она действительно идет.

    Теперь понятно, почему всё меньше становится мужественных, независимых, добросовестных мужчин. Весь секрет в бороде.

    Ух. А мне как быть? Моя жена не любит бородатых. Меня всё время заставляет бриться. Не нравятся они ей и всё тут.

    Лично я не считаю, что сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи. Для меня молодой человек с бородой- явление не допустимое и далеко не привлекательное.

    Ну что же, было любопытно, но меня все равно меня не убедили отпускать бороду. А уж мою жену – и подавно, требует бриться (

    Борода придает мужчине мужественности. Но борода должна быть ухоженной или иметь свой размер относительно формы лица.

    Честно говоря, мне вообще не нравятся мужчины с бородой, особенно если она достаточно длинная и выглядит неряшливо.

    История развития бороды на Руси

    Мода на усы или бороду – это отражение взглядов общества на то, что приемлемо, а что нет во внешности сильной половины человечества. От эпохи к эпохе мода на бритость менялась. Причем в одно и то же время у разных классов общества она была разной. Мода на бороду в России всегда испытывала влияние соседних цивилизаций – с одной стороны Западной и с другой Восточной (Южной).

    История бороды начинается со времен первобытных людей. Изначально она предназначалась для утепления особо чувствительных участков кожи щек и подбородка. Лишь в середине I тысячелетия до н.э. борода воспринималась в качестве украшения мужского лица.

    Для ухода за своей бородой первобытный человек вынужден был выполнять самые простые парикмахерские процедуры:

    — для того чтобы немного подрезать бороду, он использовал кремневый нож;

    — для расчесывания бороды применялись рыбные кости.

    Древние египтяне по-особому относились к бороде. Лишь фараонам было позволено носить бороды. Мужчины же сбривали бороды бритвами из кремния, а более состоятельные люди – бритвами из бронзы. Фараоны, которые не отращивали собственную бороду, носили фальшивую. Такую бороду при помощи лент подвязывали к лицу, а концы ленты за ушами завязывались в узел. После смерти фараона его бороду обязана была носить царица.

    В древнегреческом же обществе бороды носили практически все, кроме знати, представители которой предпочитали ходить с чистым лицом. Именно там и зародилась мода на бритье, которая позднее перекочевала в Древний Рим.

    Греки предпочитали носить бороду конической формы, при этом они не ленились завивать ее крупными спиралями или мелкими локонами. Для того чтобы придать бороде эффекта седины, мужчинам приходилось пропитывать свою растительность на лице специальными ароматическими маслами и затем посыпать ее мукой из толченых бобов или мелом. Некоторые греки свои бороды окрашивали цветной глиной или, покрыв предварительно щелочью, высветляли ее, подставляя подбородок к солнцу.

    Мода на бороду в Древней Руси

    Как ни странно, мода на длинные бороды в Восточную Европу пришла из Византии вместе с крещением Киевской Руси. Но еще на протяжении многих десятилетий после внедрения христианства по русским лесам и долам бродили языческие жрецы с гладкими лицами, которые призывали некрещенный народ отказаться от воли пришедших из-за южных морей «небритых носителей креста».

    Но борода в Древней Руси все-таки прижилась. К тому же, безбородому человеку всегда отказывали в благословении. Как утверждал патриарх Адриан, Бог создал мужчину бородатым – лишь коты и псы не имеют ее. Борода охранялась государством, как настоящая святыня. Так, Ярослав Мудрый даже установил штраф за нанесение ущерба бороде. Предписанием устанавливалось, что люди во время драки не должны дергать друг друга за бороды. Если один из участников конфликта вырвал клочок бороды, то обязан заплатить государству штраф размером в 12 гривен. По тем временам такая сумма считалась весьма внушительной и превышала штраф за искалеченную руку.

    Во время правления Ивана Грозного никому даже в голову не приходило сбривать бороду. Как заявлял правитель: бритье бороды – это тяжкий грех, который не сможет смыть кровь даже всех великомучеников.

    В России ношение бороды было продиктовано многолетними обычаями и религиозными постановлениями. Подобные правила были подробно описаны в Кормчих книгах, Номоканонах, а также утверждены решениями Стоглавого собора.

    Как и во времена античности, в средневековье мужчина без бороды воспринимался обществом как слабый, лишенный мужества и бесплодный, поскольку борода считалась признаком силы и энергии, старшинства, великого ума, символом достоинства, свободы и почестей. Отрезать, а тем более выдрать бороду, за исключением общепринятого ритуала, считалось тяжким оскорблением человеку.

    До Петра I в Российской империи все, кто мог, носили бороды. При этом они были самых разных фасонов: лопатой, клинышком, остроконечные, круглые. Но однажды все-таки была попытка сломать многовековую традицию: князь Василий Иоаннович по непонятным до сих пор причинам выбрил свое лицо и попытался склонить к тому же приближенных к себе людей. Однако такой его поступок вызвал всенародное возмущение. Причина недовольства крылась в глубоких христианских традициях: борода ассоциировалась с самим Богом, а бритое лицо – с сатаной. Разумеется, каждому хотелось быть поближе к богу. Все закончилось тем, что мужчины проигнорировали указ князя и снова с удовольствием запустили бороды.

    Много лет спустя Петр І, желая приобщить русский народ к европейским традициям, запретил носить бороды, издав 5 сентября 1698 года закон о налоге на бороды в городах. При этом крестьяне, носившие бороды, также обязаны были платить в государственную казну налог, если входили в город небритыми. Согласно одной из версий, у Петра самого борода почему-то не росла, поэтому он и принял такое решение.

    Правда, от запрета ношения бороды любой желающий мог откупиться – за большие деньги выдавалось что-то похожее на паспорт на бороду. Это была медная бляха, на которой изображались усы и борода вместе с надписью «Деньги взяты». Бляху необходимо было носить при себе постоянно.

    Налог на бороду был отменен лишь Екатериной II, которая, взойдя на престол в 1762 году, выдала указ, но с небольшой оговоркой: все государственные чиновники, военные и придворные обязывались оставлять свое лицо «босым».

    В XIX веке к теме бороды русские императоры обращались еще неоднократно. Ношение бороды разрешалось исключительно крестьянам и лицам, достигшим почтенного возраста. У молодых борода считалась признаком вольнодумства. Чиновники же всех рангов обязывались гладко выбривать все лицо.

    Последним указом, который поставил точку в истории бороды в России, стало распоряжение Николая ІІ от 1901 года, разрешившее ношение бород юнкерам.

    Стоит отметить, что вначале существования СССР мода на бороды полностью соответствовала западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространенным явлением. Однако в течение несколько десятилетий ситуация поменялась в противоположную сторону. В 1930-е гг. установилась норма на бритость лица, которая, по мнению некоторых экспертов, продолжается и поныне. Однако, как показывает исторический экскурс, периоды бритости постоянно сменяются периодами моды на усы и бороды. К примеру, до Великой Отечественной воны бороду и усы запрещалось носить простым людям. Только чиновники имели право отращивать небольшие усы. После войны наступило отепление и бороды, правда, небольших размеров, снова вернулись в моду.

    В настоящий момент появилась особенность, которая не была присуща предыдущим историческим периодам. Мода, которая ранее была характерна исключительно для правящих классов, теперь легко навязывается всем слоям населения.

    Но остается один бесспорный факт – борода существовала всегда. Она и по сей день считается внешним выражением мужественности и силы.

    • 11
    • 12527
    • Роман Романович
    • 7 апреля 2013,

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.

  • Оценка 1.5 проголосовавших: 53
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here