Борода уму не

Афоризмы о бороде

Бородой нельзя закрыть лысину, но можно отвлечь от нее внимание.

Хорошая борода скрывает не только недостатки лица, но и недостатки фигуры.

Режь наши головы, но не тронь наши бороды. Старообрядческая поговорка

Сколько безвольных подбородков скрыто внушительной бородой!

Борода для мужчины – это волосы на голове у женщины.

Климент Богослов Александрийский

Если мужчина побрился на ночь – значит он на что-то надеется, если женщина сделала макияж на ночь – значит мужчина зря брился.

Борода, как полумаска, должна быть запрещена полицейскими мерами. Вдобавок, как половое отличие на лице, она непристойна; оттого она и нравится женщинам.

Небо украшают звёзды, мужчину – борода, женщину волосы.

Брейся не брейся, все равно никто не даст.

Старики и кометы внушают почтение одним и тем же: длинными бородами и претензиями предсказывать будущее.

Борода длинна, да не к уму она.

Бородой в люди не выйдешь.

Борода велика, а ума ни на лыко.

Борода с помело, а брюхо голо.

Борода уму не замена.

Борода выросла, да ума не вынесла.

Борода делу не помеха.

Бородка Минина, а совесть глиняна.

Борода не в честь, она и у козла есть.

Борода по колена, а дров не полена.

Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток.

Борода не в честь, а усы и у кошки есть.

Борода с воз, а ума с накопыльник нету.

Бороду вырастил, а ум выпустил.

У кого борода клином, у кого заступом.

Сам с ноготь, а борода с локоть.

Сам с локоток, борода с ноготок.

Старичок с кувшин, борода с аршин.

Эка борода: с посконное повесмо.

Мужик бородой оброс, оттого и не слышит.

Борода выросла, а ума не вынесла.

Борода с ворота, а ума с прикалиток.

Борода нижегородка, а ус макарьевский.

Не тряси головой, не быть с бородой.

Ни уса, ни бороды; ни сохи, ни бороны.

Бородой в люди не выйдешь.

Борода глазам (уму) не замена.

Борода глазам замена; иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду.

На аршин борода, да ума ни на пядь.

Борода в честь, а усы и у кошки есть.

Ус в честь, а борода и у козла есть.

Была бы голова, будет и борода (и булава).

Борода-трава, скосить можно.

Борода лишняя тягота, Петр I.

Без рубля бороды не отрастишь, современное Петра I.

Мудрость в голове, а не в бороде.

Сам свою бороду оплевал.

Борода делу не помеха.

Благодаря Христа, борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась.

Борода – образ и подобие Божие, говорят раскольники.

Режь наши головы, не тронь наши бороды, раскольники.

Борода дороже головы, раскольники.

По бороде Авраам, а по делам Хам.

Про то ведают большие, у кого бороды пошире.

По бороде, давно бы ему быть в воде.

Не хватай за бороду, сорвешься – убьешся.

Ум бороды не ждет (не спрашивает).

Ум не в бороде, а в голове.

Дом вести – не бородой (не вожжой) трясти.

Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов.

Принес свою бороду на посмешище городу.

Нет бороды, так нечего и стричь (скоблить).

Образ Божий не в бороде, подобие не в усах, говорят о раскольниках.

Кормил до уса, корми и до бороды; потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать. Ты с бородой,

да я и сам с усам.

Трясет козел бородой (не хочет), да за рога тащат.

Поле маленько, распахано гладенько, ни сохой, ни бороной, чертовой бородой, печной под.

Ум не в бороде, а в голове

Русско-английский словарь пословиц и поговорок . Академик.ру . 2013 .

Смотреть что такое “Ум не в бороде, а в голове” в других словарях:

Ум не в бороде, а в голове. — Ум не в бороде, а в голове. См. УМ ГЛУПОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

В ГОЛОВЕ — что [у кого] В помыслах. Имеется в виду, что сознание лица, группы лиц (Х) всецело занято какой л. мыслью, желанием, стремлением к чему л.; работой, учёбой, делом; глупостями, забавами и др. (Р). реч. стандарт. ✦ [У Х а] на уме Р. неизм. Обычно… … Фразеологический словарь русского языка

Мудрость в голове, а не в бороде. — Мудрость в голове, а не в бороде. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа

БОРОДА — жен. средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок. | Волос на щеках и подбородке: у ·раскольн. отечество. У кого борода клином, у кого заступом. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам с локоток, борода с ноготок. Старичок с кувшин, борода с … Толковый словарь Даля

УМ – ГЛУПОСТЬ — Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

НА УМЕ — что [у кого] В помыслах. Имеется в виду, что сознание лица, группы лиц (Х) всецело занято какой л. мыслью, желанием, стремлением к чему л.; работой, учёбой, делом; глупостями, забавами и др. (Р). реч. стандарт. ✦ [У Х а] на уме Р. неизм. Обычно… … Фразеологический словарь русского языка

не в своём уме — кто быть В психически ненормальном состоянии. Имеется в виду, что лицо (Х) неверно воспринимает происходящее, действует неразумно, ведёт себя странно, не свойственным ему образом. Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х не в своём уме. Не употр. с… … Фразеологический словарь русского языка

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

ВОЛОСЫ, ИХ БОЛЕЗНИ — Амбра гризеа, 3, 6 и бвр утром после пробуждения ощущение онемения головы, боли в макушке головы и в лобных отделах справа и в левом виске. Головокружения. Ослабление зрения, боль в глазах. Выпадение волос.Азарум, 3, 6 и бвр ощущение дискомфорта… … Справочник по гомеопатии

СУЩНОСТЬ – НАРУЖНОСТЬ — Лучина с верою чем не свеча? Не красиво, да скажешь после спасибо. Не красиво, да спасибо. Лыс конь не увечье; плешив молодец не бесчестье. Не порок, что хвост короток: везла бы воз да кряхтела. Хоть кафтан и сер, а ум не черт съел. У серого… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Полная гигиена волос на голове и бороде, Доктор Дебэ. Полная гигиена волос на голове и бороде, основанная на новейших физиологических и медицинских открытиях, показывающая верные средства для рощения волос, остановления падения их и седения, и… ПодробнееКупить за 676 руб
  • Полная гигиена волос на голове и бороде, Доктор Дебэ. Репринт с издания. Москва, тип. В. Готье, 1853. Соч. д-ра Дебэ; Пер. с фр. А. С. – Полная гигиена волос на голове и бороде, основанная на новейших физиологических и медицинских открытиях,… ПодробнееКупить за 450 грн (только Украина)
  • Чужой хлеб, Александр Иванович Куприн. «…Обвиняемый вздрогнул и нервно схватился длинными, тонкими пальцами за перила, отделяющие скамью подсудимых. Это был невзрачный, худенький человек, с робкими движениями и затаенной… ПодробнееКупить за руб электронная книга

Другие книги по запросу «Ум не в бороде, а в голове» >>

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

borodalopotoy

borodalopotoy

Пословицы и поговорки про бороду

  • Борода велика, а ума ни на лыко.

  • Борода выросла, да ума не вынесла.

  • Борода длинна, да не к уму она.

  • Борода не в честь, а усы и у кошки есть.

  • Борода по колена, а дров ни полена.

  • Борода с воз, а ума с накопыльник нету.

  • Борода с помело, а брюхо голо.

  • Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток.

  • Бородка Минина, а совесть глиняна.

  • Бородой в люди не выйдешь.

  • Бороду вырастил, а ум выпустил.

  • Борода глазам не замена.

  • Борода длинна, да ум короток.

  • Борода лопатой, а ума кот наплакал.

  • Борода не делает человека мудрым.

  • Борода росла — разума не принесла.

  • Борода с аршин, а сам с кувшин.

  • Борода клином, а брюхо овином.

  • Борода сивая, да душа красивая.

  • Борода широка, да душа молода.

    б о р о д а

    • без нее невозможно представить Деда Мороза

    • в чем сила колдуна (Руслан и Людмила)

    • волосяной покров на лице

    • волосяной покров на нижней части лица у мужчин

    • длинный покровный (уборный) волос на нижней стороне морды собаки

    • нижняя загнутая часть железки

    • отличительная особенность избитого, известного всем анекдота

    • прозвище И. Курчатова

    • среди постановок великого русского балетмейстера Михаила Фокина есть «Синяя . »

    • что объединяет Кастро, Хоттабыча, Линкольна?

    • черноморов «буксир» для летящего Руслана

    • . с помело, а брюхо голо

    • украшение потасканного анекдота

    • окладистая соседка усов

    • роман Курта Воннегута «Синяя . »

    • друг Сифона с Рублевки в сериале «Наша Russia»

    • песня Леонида Утесова «Партизанская . »

    • пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя . »

    • энгельс, Ленин, президент Грант, Карабас-Барабас, а что объединяет эти лица?

    • если Александр Македонский и Юлий Цезарь всячески избавлялись от этого, то среди арабов лишится этого считается одним из самых унизительных наказаний

    • «. с помело, а брюхо голо» (пословица)

    • что отращивают, дабы не бриться?

    • оперетта французского композитора Ж. Оффенбаха «Синяя . »

    • украшение небритого козла

    • куда седина, если бес в ребро?

    • синяя у сказочного герцога

    • карабас-Барабас и старик Хоттабыч — что общего у этих персонажей?

    • где заключена сила Хоттабыча и Черномора?

    • заросли на лице мужика

    • в чем таилась сила Черномора?

    • источник непобедимости сказочного карлика Черномора

    • ненавистная Петру I растительность

    • щетина месяц спустя

    • согревает лицо в холода

    • признак старого анекдота

    • длинная и белая у аксакала

    • лицевой покров душмана

    • друг Сифона в «Наша Russia»

    • огромная у Карабаса Барабаса

    • длинная у колдуна Пушкина

    • из нее выдергивал волоски Хоттабыч

    • пышная у Деда Мороза

    • волосатое «украшение» анекдота

    • оличительный признак аксакала

    • хит Ильи Словесника

    • поросль на лице и подбородке

    • общее у аксакала и старого анекдота

    • длинная и волшебная у Хоттабыча

    • из ваты у Деда Мороза

    • чего лишились бояре при Петра I?

    • отличительный признак аксакала

    • в ней сила Хоттабыча

    • место для седины, когда бес в ребро

    • волосатый атрибут старого анекдота

    • Волосы в нижней части лица

    • Волосяной покров на нижней части лица у мужчин

    • Прозвище российского физика И. Курчатова

    • “. с помело, а брюхо голо”

    • “. с помело, а брюхо голо” (пословица)

    • в чем таилась сила Черномора

    • вологодск. последний (именинный) сноп с поля

    • волосатое “украшение” анекдота

    • где заключена сила Хоттабыча и Черномора

    • друг Сифона в “Наша Russia”

    • друг Сифона с Рублевки в сериале “Наша Russia”

    • карабас-Барабас и старик Хоттабыч — что общего у этих персонажей

    • куда седина, если бес в ребро

    • оперетта французского композитора Ж. Оффенбаха “Синяя . “

    • песня Леонида Утесова “Партизанская . “

    • пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка “Ариана и Синяя . “

    • роман Курта Воннегута “Синяя . “

    • среди постановок великого русского балетмейстера Михаила Фокина есть “Синяя . “

    • чего лишились бояре при Петра I

    • черноморов “буксир” для летящего Руслана

    • что объединяет Кастро, Хоттабыча, Линкольна

    • что отращивают, дабы не бриться

    • энгельс, Ленин, президент Грант, Карабас-Барабас, а что объединяет эти лица

    Бородка Минина, а совесть глиняна; Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток; Борода уму не замена; Борода с помело. » Пословицы и поговорки

    Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток

    Борода уму не замена

    Борода с помело, а брюхо голо

    Борода с воз, а ума с накопыльник нету

    Борода по колена, а дров не полена

    Борода не в честь, а усы и у кошки есть

    Борода длинна, да не к уму она

    Борода делу не помеха

    Борода выросла, да ума не вынесла

    Добрый сосед – как хлеба сусек

    Добрый смех не грех, со смехом-то беда в полбеды живет

    Добрый путь, да к нам больше не будь

    Добрый привет и кошке приятен

    Добрый портной с запасом кроит

    Добрый пес на ветер не лает

    Добрый мужик без хомута не бывает

    Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга

    Добрый конец всему делу венец

    Добрый жернов все смелет, плохой сам смелется

    Добрый друг лучше ста родственников

    Добрый вечер! Кормить нечем; были крошки, да съели кошки

    Добрые умирают, да дела их живут

    Добрые жернова всё мелют

    Добрые вести прибавят чести

    Добрые вести не лежат на месте

    Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать

    Великая сила волос

    У кого борода клином, у кого заступом.

    Сам с ноготь, а борода с локоть.

    Сам с локоток, борода с ноготок.

    Старичок с кувшин, борода с аршин.

    Эка борода: с посконное повесмо.

    Мужик бородой оброс, оттого и не слышит.

    Борода выросла, а ума не вынесла.

    Борода с ворота, а ума с прикалиток.

    Борода нижегородка, а ус макарьевский.

    Не тряси головой, не быть с бородой.

    Ни уса, ни бороды; ни сохи, ни бороны.

    Бородой в люди не выйдешь.

    Борода глазам (уму) не замена.

    Борода глазам замена; иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду.

    На аршин борода, да ума ни на пядь.

    Борода в честь, а усы и у кошки есть.

    Ус в честь, а борода и у козла есть.

    Была бы голова, будет и борода (и булава).

    Борода-трава, скосить можно.

    Борода лишняя тягота, Петр I.

    Без рубля бороды не отрастишь, современное Петра I.

    Мудрость в голове, а не в бороде.

    Сам свою бороду оплевал.

    Борода делу не помеха.

    Благодаря Христа, борода не пуста: хоть три волоска, да растопорщась.

    Борода – образ и подобие Божие, говорят раскольники.

    Режь наши головы, не тронь наши бороды, раскольники.

    Борода дороже головы, раскольники.

    По бороде Авраам, а по делам Хам.

    Про то ведают большие, у кого бороды пошире.

    По бороде, давно бы ему быть в воде.

    Не хватай за бороду, сорвешься – убьешся.

    Ум бороды не ждет (не спрашивает).

    Ум не в бороде, а в голове.

    Дом вести – не бородой (не вожжой) трясти.

    Ни бороды, ни усов, ни на голове волосов.

    Принес свою бороду на посмешище городу.

    Нет бороды, так нечего и стричь (скоблить).

    Образ Божий не в бороде, подобие не в усах, говорят о раскольниках.

    Кормил до уса, корми и до бороды; потерпи, не гони малого со двора, дай возмужать. Ты с бородой, да я и сам с усам.

    Трясет козел бородой (не хочет), да за рога тащат.

    Поле маленько, распахано гладенько, ни сохой, ни бороной, чертовой бородой, печной под.

    Брадолюбие: БоРода = Богатство Рода!

    Как и волосы на голове, борода должна быть черной, блестящей, мягкой и длинной. Такая борода свидетельствует о богатстве и долголетии. В то же время борода жесткая и сухая является признаком упрямства и финансовых неудач. Длинная белая борода является украшением подбородка, она гарантирует ее обладателю спокойную старость. К бороде применимы и все прочие критерии для цвета волос.

    Строго говоря, чем жестче борода, тем энергичнее и сексуальнее мужчина. Здесь, как видим, качество волос бороды расходится с качеством волос на голове. Обладатели большой бороды считаются людьми очень активными, энергичными, деятельными. У них есть только один недостаток — значительную часть своей кипучей энергии они могут растрачивать на достижение плотских удовольствий. Ум их постоянно занят выполнением либо профессиональных, либо романтических проектов.

    Обычно отсутствие бороды служит показателем слабой сексуальности, но если у человека бледные тонкие брови, то он, напротив, даже «перебарщивает» с чувственными удовольствиями.

    Собственно говоря, многие известные всему миру любовники не имели бород либо носили маленькие бородки, их распутный характер выдавали только брови.

    7(7)Отвечал им Сварожич: Правильно то и другое,но лишь в заблуждении певцы учат о смерти, люди.

    Я же называю обманом – смерть,а не обманом, Безсмертие называю.

    В самообмане Леги погибли, не обманом бытие достигается в Прави.

    И смерть не как рысь пожирает рожденных, воспринимаемой нет у неё формы.

    Смерть наблюдаете вы в окружении, а для себя вы её не найдете.

    Саньтии Веды Перуна.Круг Первый

    При каждом воплощении – Рождении, мы забываем о своей духовности, что бы сполна насладиться материальным миром.

    7(7)Отвечал им Сварожич: Правильно то и другое,но лишь в заблуждении певцы учат о смерти, люди.

    Я же называю обманом – смерть,а не обманом, Безсмертие называю.

    В самообмане Леги погибли, не обманом бытие достигается в Прави.

    И смерть не как рысь пожирает рожденных, воспринимаемой нет у неё формы.

    Смерть наблюдаете вы в окружении, а для себя вы её не найдете.

    Саньтии Веды Перуна.Круг Первый

    А что делать если тотальное облысение головы и тела( в медицине термин – тотальная алопеция)? На голове волосы не растут вообще уже два месяца(носил длинные русые волосы раньше), борода тоже перестала расти около двух месяцев(была густая, русая), брови выпадают с месяц(были густые темные, сейчас почти отсутствуют несколько волосинок), остались ещё лишь усы. Под мышками исчезли волосы совсем, на груди исчезли, на ногах и на руках, на паху сильно поредели(были очень густые). Самое обидное то, что я бороду носил с 2004 года, с 2006г – в Старой Вере. Редеть стала два месяца назад, сейчас почти не растет. БлагоДарю всех Светлых и Ведающих людей, кто даст Добрый Совет практический. Добра и РаДости.

    О здоровье и йоге

    Повод к размышлению

    Семья и общество

    Здоровье и йога

    2012 – смена эпох

    Цитаты и Мотиваторы

    Блог участника клуба

    Копирование материалов допускается только с указанием кликабельной ссылки на сайт.

    Откуда пошло выражение и что оно означает: «Борода глазам не замена»?

    Это пословица, народная мудрость в устоявшейся форме. Сейчас уже точно никто не скажет, откуда она пошла.

    Означает, что старость (в пословицах атрибутом старости часто выступает борода) необязательно эквивалентна наблюдательности, мудрости и уму. Борода глазам (уму) не замена. В русском языке достаточно много пословиц на тему глупых стариков, да и вообще глупцов и дураков. В сравнении с теми же английским и французским языками – таких по смыслу пословиц и поговорок прямо-таки чудовищно много. Что наводит на определенные мысли о самохарактеристике русского народа, но это уже совершенно другая история.

    Борода уму не

    Больному в еде не верь.

    Больному все горько.

    Больному и золотая кровать не поможет.

    Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

    Больному сердцу больно и без перцу.

    Больны раны на своих плечах.

    Большая куча не надокучит.

    Большая нажива, большая и нажива.

    Большая родня: на одном солнце грелися.

    Большая рыба маленькую целиком глотает.

    Большая сыть брюху вредит.

    Большая шапка – ногам тепло.

    Больше брюха не съешь.

    Больше денег – больше и хлопот.

    Больше дерутся, так смирнее живут.

    Больше друзей – больше и врагов.

    Больше думай, меньше говори.

    Больше знай, да меньше бай.

    Больше плачешь – меньше скачешь.

    Больше пота – меньше крови.

    Больше почет – больше хлопот.

    Больше слушай, меньше говори.

    Большие порядки доводят до больших беспорядков.

    Большого ума Фома, да зато велика у него сума.

    Большое вяканье доводит до бяканья.

    Большой голове большой почет.

    Большой грех – в большой мех, маленькие грехи – в маленькие мехи.

    Большой милостыней в рай не войдешь.

    Большой нос не укора: упадешь, так подпора.

    Большой нос: черт семерым нес – одному уступил.

    Большой секрет – знает весь свет.

    Большому кораблю – большое плаванье.

    Большому куску и рот радуется.

    Большому уму и в маленькой голове тесно.

    Болячка мала, да болезнь велика.

    Бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет.

    Борода велика, а ума не на лыко.

    Борода выросла, да ума не вынесла.

    Борода делу не помеха.

    Борода длинна, да не к уму она.

    Борода не в честь, а усы и у кошки есть.

    Борода по колена, а дров не полена.

    Борода с воз, а ума с накопыльник нету.

    Борода с помело, а брюхо голо.

    Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток.

    Борода – трава, скосить можно.

    Борода уму не замена.

    Бородка Минина, а совесть глиняна.

    Бородой в люди не выйдешь.

    Бороду вырастил, а ум выпустил.

    Борьба любит похвальбу.

    Бос лаптей не износит.

    Бочка крепка обручами.

    Бочка меду да капля дегтю.

    Боязливому по ухо – смелому по колено.

    Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд.

    Бояться волка – бегать и от белки.

    Бояться волков – быть без грибков.

    Бояться пульки – нейти в солдаты.

    Бояться смерти – на свете не жить.

    Брал жену денечек, а плакал годочек.

    Бранись, а рукам воли не давай.

    Бранись, бранись, да на себя оглянись.

    Бранится, а за милого держится.

    Браниться бранись, а на мир слово береги.

    Брань в боку не болит.

    Брань за ярыжкою не пропадает.

    Брань на вороту не виснет, а кулак в боку не киснет.

    Брань не дым – глаза не ест.

    Брань правды не любит.

    Бранью праву не быть.

    Брат, брат, а денег-то не брать.

    Брат брата не выдаст.

    Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.

    «Борода предорогая!»

    Материал рекомендуется для подготовки урока по теме

    «Русская и западноевропейская культура и быт XVI—XIX вв.».

    С древнейших времён отличительным знаком социального положения, зрелости, мудрости и достоинства мужчины являлась борода. Истоки таких представлений коренятся в глубокой древности, когда к человеческим волосам, в том числе и на лице мужчины, было особое отношение. Волосы считались средоточием жизненной силы человека, некой магической связью с другим миром. Вспомним хотя бы Змея Волоса, пушкинского Черномора из «Руслана и Людмилы» или сказочного Хоттабыча, чья сила находилась в бороде.

    Ещё древние египтяне считали бороду непременной принадлежностью убранства фараона. Накладная искусственная борода изготавливалась из натуральных человеческих волос, овечьей шерсти, конской гривы или растительных волокон папируса; заплетённая в косичку, она являла собой символ достоинства и благородства правителя. Даже египетская царица Хатшепсут в парадных портретах приказывала изображать себя с характерной бородкой.

    В отличие от египтян, шумеры отращивали собственные волосы. Она старательно ухаживали за бородой, тщательно расчёсывали, красили и завивали её. Представители знати укладывали бороду таким способом: делили на продольные пряди, превращая их в чередующиеся завитые локоны и косички с вплетёнными в них золотыми нитями. Усы также искусно завивали, а порой и чернили. Борода иногда выступала и в роли колдовской силы — так, в шумерском эпосе о Гильгамеше она охраняла хозяина от злых духов. Борода являлась не только показателем состоятельности человека, но и признаком нравственности и благочестия. Поэтому слугам и рабам надлежало тщательно брить лица.

    Ассирийцы и персы переняли у шумеров обычай отпускания бороды. Говорят, что они даже использовали её в сражении. Тактика ближнего боя предписывала схватить противника за бороду и расправиться с ним. Когда о подобной хитрости узнал Александр Македонский, он повелел своим воинам сбрить бороды. А ведь в далёкой древности греческие мужчины носили исключительно длинные бороды и усы. Лишь в Спарте этот атрибут мужества сохранился дольше всего. В эпоху эллинизма вместе с бритвой стали применяться смеси, выводящие волосы на лице, а если в толпе и появлялся человек с бородой, то это воспринималось как знак траура и печали. Нередко борода выступала и источником конфликтов — дёрнуть за бороду считалось ужасным оскорблением, наказание за которое было весьма суровым.

    Со II в. до н.э. и вплоть до императора Адриана у римлян вошло в обычай наголо сбривать бороды, отсюда возникло презрительное отношение к бородатым рабам. Часто для бритья и в Греции, и в Риме использовали слуг, а состоятельные граждане могли позволить себе посещение терм, где за умеренную плату лишались признака «низшего сословия». Но на закате Западной Римской империи короткая курчавая борода, наоборот, стала восприниматься как символ благородства и патрицианского происхождения.

    До XI в., в период средневековья, мужчины предпочитали носить длинные бороды и усы. Например, англосаксы расчёсывали их надвое наподобие вилки. А племена лангобардов, захватившие Италию в VI в., отличались не только суровым нравом, но и длинными рыжими бородами, которые одним своим видом вселяли страх. Иногда борода являлась источником информации: если послу во время исполнения его миссии подпалили бороду, то он мог не докладывать своему господину об объявлении войны — тот видел это и так.

    Отношение к бороде в христианских странах, в том числе и на Руси, сложилось под влиянием текстов Священного Писания.

    В одной из глав Библии читаем: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды <…> и отпустил их. Когда об этом донесли Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены…».

    Борода здесь уже служит не для устрашения, как в Европе, или для военной хитрости, как у ассирийцев, а выступает как символ достоинства, учительства и мудрости.

    Представить себе лицо русского мужика без бороды просто невозможно. Здесь удивительным образом сочетались языческие воззрения и христианские традиции. В Киевской Руси до татарского нашествия носили длинные волосы, усы и бороды. Под влиянием татар начали было бороды брить и оставлять усы, но вовремя спохватившись, вернулись к христианским истокам.

    В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за отсечённый палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, и останется знак от этого, к тому же будут свидетели, то платить 12 гривен штрафа» (т.е. цена 6 коней или 15 коров). Такая высокая плата должна была компенсировать пострадавшему прежде всего, моральный ущерб, ведь посягательство на бороду в то время являлось публичным оскорблением. В народе борода воспринималась как символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили: «Собственную бороду оплевал». Всматриваясь в образы русских князей, дошедшие до нас благодаря летописным миниатюрам, мы не увидим среди них бритого лица. На Руси, а затем и в России до Петра I ношение бороды являлось религиозно-нравственным обычаем, который был обязателен для всех сословий.

    С XV в. в Западной Европе бороды стали коротко стричь и брить, отращивая усы. Отсутствие растительности на мужском лице в то время являлось главным отличием православных от католиков. Экстравагантные поступки, связанные с бритьём бороды, не были чужды русским правителям. Так, великий князь Василий III сбрил бороду, женившись вторично на юной красавице Елене Глинской, видимо, желая казаться моложе. Герберштейн, побывавший на приёме у Василия, оставил такую запись: «Среди прочего он спрашивал меня, брил ли я бороду, что выразилось одним словом “брил”. Когда я сознался в этом, он сказал: “И это по-нашему”, т.е. как бы говоря: “И мы брили”». Неизвестно, как отразился столь смелый поступок на семейной жизни князя, но духовенство выступило с резким осуждением и князя, и бояр, последовавших его примеру, видя в этом отступление от православия.

    Чем длиннее была борода, тем осанистее и степеннее казался человек. Мужчина, у которого по каким-либо причинам борода не росла, вызывал недоверие, и его считали способным на дурные поступки. Богатый человек бороду берёг, холил её, расчёсывая гребнем из слоновой или моржовой кости.

    В 1551 г., во времена правления Ивана IV Грозного, на Стоглавом соборе подняли вопрос о брадобритии.

    «Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати <. > Правило святых апостол сице глаголет: “А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша”».

    Но, несмотря на страшные кары, грозившие отступникам, бороды брили и Борис Годунов, и Лжедмитрий I. Отсутствие бороды у последнего рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства.

    При царе Алексее Михайловиче в 1675 г. издаётся специальный указ, запрещающий пострижение волос, длинная борода воспринимается в это время как знак особого почёта.

    В Европе, в это же время, мужчины носили короткие волосы и брили бороды, оставляя усы. Во второй половине XVII в. они стали походить на чёрную ниточку над верхней губой, а бородка — на комара между нижней губой и подбородком.

    Новую моду ввёл во Франции Людовик XIV, который стал брить лицо, оставляя лишь пушок над верхней губой — муш. К нему добавлялись две ниточки усов — шевалье, завитые над верхней губой.

    Иностранцы, приезжавшие в Россию, удивляли таким своим видом русских, и в народе о них говорили: «Усища словно мышь в зубах несёт».

    Александр Невский. Титулярник XVII века.

    До времён Петра I русские князья носили бороды

    С XVIII в. для европейских мужчин становится характерным чистое бритьё лица; ношение бороды определялось личным вкусом владельца или желанием следовать моде, между тем в России брадобритие являлось вопросом государственного значения.

    Во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усиливается склонность к бритью, в ответ на это патриарх отлучает его приверженцев от Церкви: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». И как же скоро пришлось пересмотреть церкви свой взгляд на этот животрепещущий вопрос! Замена традиций, обычаев царём Петром I всколыхнула всю страну. Петровская Россия не могла быть бородатой; царь позаботился о европейском внешнем виде своих подданных — с бритым мужским подбородком.

    Вернувшись из Великого посольства в 1698 г., уже на другой день, на приёме в Преображенском дворце Петр собственной рукой резал бороды своим вельможам. Под горячую руку попался и первый генералиссимус Шеин, и кесарь Ромодановский, и другие бородатые особы. На следующем балу ножницами орудовал уже шут царя.

    Новый внешний вид обескураживал дворян: исчезали степенность, спокойствие, достоинство, с которым они раньше оглаживали свои бороды, на смену им пришла другая система жестов, появилось новое выражение лица, не скрытого бородой.

    19 августа 1698 г. вышел первый указ, предписывающий русским людям новый стиль в одежде и запрещающий ношение бороды.

    Сам указ до нас не дошёл, известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление со стороны общественности. Поэтому 16 января 1705 г. его заменил другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Приведём отрывок из этого указа.

    …На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым с приказными всех чинов служилым людям, и гостям гостиной сотни и чёрных слобод посадским людям всем сказать, чтоб впредь с сего Его Величества Государя указа, бороды и усы брити. А буде кто бороды и усов брити не похотят, а похотят ходить с бородами и усами и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. И давать им приказа Земских дел знаки, а те знаки носить при себе.

    Надо заметить, что ношение бороды обходилось владельцу довольно дорого, сумма в 30 рублей, установленная в том числе и для москвичей, в те времена составляла годовое жалование одного пешего воина. Пословица «без рубля бороды не отрастишь» стала особенно популярна в народе.

    Заплатившим пошлину выдавались медные жетоны — «бородовые знаки»: круглые, с выбитой надписью «Деньги взяты», с изображением носа, губ, бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой.

    Бородачи должны были постоянно носить их при себе и подтверждать своё право на бороду каждый год.

    Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно; крестьяне должны были платить налог и приобретать «бородовой знак» всякий раз при въезде в город.

    Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только трём людям в российском государстве — московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу сана, правда, только до момента его смерти.

    Самое яростное сопротивление брадобритию проявилось в среде старообрядцев. Свою бороду, «отечество», они ценили выше головы. «Режь наши головы, не тронь наши бороды» — был их ответ.

    В 1722 г., по новому указу, все оставшиеся бородачи были приравнены по своему положению, для них устанавливался единый налог в 50 рублей. В общем же насильственное бритьё бород в народе было воспринято как покушение на многовековые традиции, но, тем не менее, количество бородачей со временем сокращалось, то ли из-за высокой платы, то ли из-за новой моды.

    Борода для самого Петра была символом отсталости, а вот усы, которые он тоже призывал брить, царь с удовольствием носил сам.

    Адмирал Ф.А.Головин.

    Со времён Петра I дворяне были обязаны

    «В бороде честь, а усы и у кошки есть», «Ус в честь, а борода и у козла есть», наверняка по-новому воспринимались тогда эти поговорки русскими людьми, да и произносить их вслух было небезопасно.

    Дочь Петра — Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку.

    Так, в 1757 г. М.В.Ломоносов даже написал «Гимн бороде», где обратился к ней исключительно с уважением: «Борода предорогая!». Есть в нём и такие строки:

    Не роскошной я Венере,

    Не уродливой Химере

    В имнах жертву воздаю:

    Я похвальну песнь пою

    Волосам, от всех почтенным,

    По груди распространенным,

    Что под старость наших лет

    Уважают наш совет.

    Жаль, что ты не крещена

    И что тела часть срамная

    Тем тебе предпочтена.

    …Борода в казне доходы

    Умножает по вся годы:

    Керженцам любезной брат

    С радостью двойной оклад

    В сбор за оную приносит

    И с поклоном низким просит

    В вечный пропустить покой

    Безголовым с бородой.

    Борода предорогая. и т.д.

    …Если кто невзрачен телом

    Или в разуме незрелом;

    Если в скудости рожден

    Либо чином не почтен,

    Будет взрачен и рассуден,

    Знатен чином и не скуден

    Для великой бороды:

    Таковы ея плоды!

    Борода предорогая. и т.д.

    …Ах, куда с добром деваться?

    Все уборы не вместятся:

    Для их многого числа

    Борода не доросла.

    Я крестьянам подражаю

    И как пашню удобряю.

    Борода, теперь прости

    В жирной влажности расти.

    Борода предорогая. и т.д.

    «Гимн бороде» вызвал волну недовольства в среде духовенства, которое требовало от императрицы наказать автора. В общем же во времена Елизаветы Петровны в области моды существовал диктат Парижа. Императрица, отдавая предпочтение всему французскому, продолжала собирать налоги за ношение бороды.

    Лишь Екатерина II, взойдя на престол в 1762 г., отменила пошлину, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

    В веке XIX к теме бороды русские императоры обращались ещё неоднократно.

    По-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. Во время Заграничного похода русской армии 1813—1814 гг. этим украшением обзавелись многие военные, хотя с 1812 г. правом их ношения обладали только гусары и уланы. Усы в то время считались неуставным элементом, но власть смотрела на это сквозь пальцы, лишь солдаты, даже вышедшие в отставку, обязаны были брить бороду.

    В XIX в., следуя европейской моде, в России стали популярны бакенбарды. Уж как их ни называли у нас: и бокоуши, и бурды, и щекобарды.

    Н.В.Гоголь с некоторым лукавством так описывал бакенбарды петербургских чиновников: «…бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежавшие только одной иностранной коллегии. Служащим в других департаментах провидение отказало в чёрных бакенбардах, они должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие».

    В царствование Николая I государство вновь вернулось к в опросам бороды и усов.

    С увлечением творчеством Байрона в великосветских салонах стали появляться молодые люди с некоторой небрежностью в одежде, «неухоженная бородка, выросшая как бы сама собой, по забывчивости скорбящего мученика» украшала их лицо.

    В это время борода воспринимается как вызов обществу, несогласие со стремлением власти всех стричь под одну гребенку. Введение правил придворного поведения, новых мундиров, и даже растительность на лице мужчины, всё регламентировалось соответствующими распоряжениями, определялось по министерствам и ведомствам.

    Для читателей, незнакомых с тогдашними порядками, прибавлю, что при Николае I ношение усов составляло привилегию одних военных, а лицам других сословий, безусловно, воспрещалось; ношение же бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства. На таких старшие всегда поглядывали косо. Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать всё лицо; только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей (favoris), и то лишь при благосклонной снисходительности начальства. (Н.П.Вишняков)

    Замечу, что и сам Николай I, и его сын Александр II, носили бакенбарды и усы.

    Для представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде.

    В заметках «Петербург и Москва» В.Г.Белинский отмечал: «Ядро московского народонаселения составляет купечество. Девять десятых этого многочисленного сословия носят православную, от предков завещанную бороду <…>; а одна десятая позволяет себе бороду брить…»

    В 1880—1890-х гг. мода на бороды и усы возвращается, большинство мужчин, в том числе и государственные чиновники, наряду с бакенбардами носят и бороду, отношение к которой стало более лояльным. У представителей дворянского сословия длинная борода связывалась с отшельнической жизнью, именно так И.Н.Крамской изобразил писателя Льва Толстого, жившего и работавшего в то время в Ясной Поляне.

    Вопрос бороды с XVIII в. постоянно являлся предметом государственных указов, завершил этот список император Николай II, личным примером, как и его отец — Александр III, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

    Последним указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 1901 г., разрешившее ношение бород юнкерам.

    Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв. М., 2002.

    Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М., 2002.

    Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—XVII веков. М., 1998.

    Семёнова М. Мы — славяне! М., 1998.

    Федорчук А. В бороде честь, а усы и у кошки есть // Родина. 1998. № 4.

  • ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here