Борода в древней руси

Полная информация по теме "борода в древней руси" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Борода на Руси

На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.

Но вот что говорят об этом в иных землях:

"В опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности.

Борода в древней руси

Как известно, бороды украшают мужчин и хорошо согревают в холодную погоду, но не только поэтому ими щеголяли почти все жители Руси. В первую очередь, представители всех сословий отращивали длинную и густую растительность на лицах, желая тем самым подчеркнуть свой статус, мудрость и силу.

Борьбу с этим общепринятым признаком мужественности в нашей стране начал Петр I. Хотя еще до официального запрета на ношение бороды, введенного царем-реформатором, некоторые жители Руси регулярно брились. Кем они были и почему так делали?

Как это ни прозвучит неожиданно, изначально у славян не было принято носить длинные, окладистые бороды. Являясь язычниками, наши предки чаще всего отращивали на своих лицах только усы. Моду на бороды ввели византийские религиозные деятели, приехавшие на Русь, чтобы крестить местных жителей.

Французский монах и летописец Адемар Шабанский (989-1034 гг.) написал в своих трудах, посвященных нашей стране, что некий греческий епископ убедил идолопоклонников принять православие и отпускать бороды.

Впрочем, еще долгое время после крещения Руси языческие жрецы, которые тщательно и регулярно удаляли со своих лиц растительность, призывали народ не принимать веру небритых миссионеров.

Косвенным доказательством, что русские язычники не носили бороды, являются идолы. Почти все изображения древних богов мужского пола – лишь с усами. Даже особо почитаемый в народе Перун, в отличие от скандинавского Одина, бороды не имеет.

Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 – около 1216 гг.) описал святилище славян-язычников, которое видел во время путешествия. Воображение автора особенно потрясла огромная фигура с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны. Причем, волосы у бога изображены коротко остриженными, а борода – бритой, что «…подражало обычаю руян при уходе за собой». По названию одного и северных славянских племен, известных датскому летописцу, он именовал руянами всех жителей Древней Руси.

Православные священники подозревали бритых мужчин в идолопоклонстве. Когда религиозное противостояние между христианами и язычниками было еще очень сильно, безбородым людям даже могли отказать в церковном благословении.

Особым сословием жителей Руси всегда являлись скоморохи. Странствующие артисты, веселящие народ, должны были существенно отличаться от своих зрителей хотя бы для привлечения всеобщего внимания. Скоморохи не только брились, но и носили очень яркую одежду, а также забавные колпаки.

Впрочем, странствующих артистов многие церковные деятели подозревали в язычестве, колдовстве и гадании. И если в XII-XIV веках они еще могли свободно ходить из города в город, выступая на ярмарках с забавными песнями и танцами, то позднее на скоморохов начались гонения. Дело в том, что шутники иногда позволяли себе высмеивать попов, бояр и даже царей, что вызывало веселье среди простого народа, но сильно не нравилось представителям привилегированных сословий.

Церковники стали называть скоморошество богомерзким занятием, а показное веселье – грехом. В середине XVII века артистам запретили странствовать по городам и веселить народ. Шутников было официально приказано бить батогами, а также уничтожать их сценический инвентарь.

Растительности на лицах представителей сильного пола, как правило, не бывает при недостатке мужских гормонов. И если оскопить юного отрока, то его организм постепенно перестраивается: голос становится тоньше, движения – мягче, а борода совсем исчезает.

К такой радикальной процедуре, как кастрация, прибегали отдельные религиозные фанатики. Скопцов на Руси было не много, но простые люди относились к ним с уважением. Считалось, что эти «агнцы Божии» приобщены к особым духовным таинствам, мудры и образованны.

Основой идеологии скопцов являлось евангелие от святого Матфея, в котором наряду с суровым осуждением грешников имеются строки о том, что людей, которые «сделали сами себя скопцами», ждет Царствие Небесное (Мф. 19:12). В других священных текстах не раз от имени Иисуса Христа говорится, что лучше отсечь себе члены, чем поддаться соблазну.

Общины скопцов, которые называли себя «белые голуби», официальные власти начали сурово преследовать только в XVIII веке. Их признали опасной сектой, поскольку эти религиозные фанатики всеми средствами стремились привлечь в свои ряды молодежь, пропагандируя духовную и физическую чистоту.

Гомосексуалисты

Поскольку гомосексуализм, как явление, всегда существовал среди людей, то нет ничего постыдного в признании, что отдельные жители Руси были представителями нетрадиционной ориентации. Об этом косвенно свидетельствует большое количество религиозных текстов, в которых сурово осуждается мужеложство. Например, переводчик и публицист Максим Грек (1470-1556 гг.), канонизированный православной церковью, написал труд «Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных». В этом сочинении автор предложил предавать гомосексуалистов вечной анафеме.

Представители нетрадиционной ориентации, несмотря на осуждение церковников, брили усы и бороды, красиво наряжались, душились и красились. Простой народ относился к такому поведению, в основном, как к чудачеству. Иногда мужчины шутили между собой на пикантные темы. Впрочем, для жителей других стран даже упоминание о гомосексуализме казалось страшным грехом. Так, священник из Хорватии Юрий Крижанич, побывавший в нашей стране в 1659-1677 годах, был шокирован тем, что в России «…таким отвратительным преступлением просто шутят».

В своей автобиографии духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) написал, что как-то отказался благословить юного Матфея – сына воеводы Василия ПетровичаШереметьева. Причиной для отказа стал тот факт, что у молодого человека не было бороды, а всех мужчин, бреющих свои лица, принципиальный Аввакум автоматически считал гомосексуалистами. Протопоп решил, что юный Шереметьев брился, чтобы намеренно придать себе соблазнительный вид.

Не только Петр I, но и некоторые другие правители нашей страны были безбородыми. Так, известный византийский автор Лев Диакон (до 950 – около 1000 гг.) описал внешность киевского князя Святослава Игоревича (942-972 гг.). По утверждению современника, внук легендарного Рюрика был мужчиной среднего роста. На его лице имелись светлые глаза, кустистые брови, курносый нос, длинные и пышные усы. Святослав брил бороду, как и многие его соратники.

Великий князь Василий III Иоаннович (1479-1533 гг.) еще до Петра I пытался преодолеть многовековую традицию. Однажды он побрился и даже предложил боярам сделать то же самое. Но люди возмутились такому пренебрежительному отношению правителя к устоям общества. В народе даже пошли слухи, что Василий III – представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, такие разговоры подогревались церковниками, которые видели в отсутствии бороды неприкрытое кощунство.

Борис Федорович Годунов (1552-1605 гг.) тоже регулярно брился, несмотря на то, что на официальных портретах его было принято изображать с небольшой бородкой – дань традиции. Возможно, этот правитель Руси не отращивал растительность на лице по причине своего происхождения, ведь некоторые историки утверждают, что предком бояр Годуновых был татарский князь Чет, перебравшийся на Русь в 1330 году и принявший крещение. А среди представителей этого народа было принято бриться.

Сейчас многие мужчины отпускают бороды по разным причинам. Одни хотят подчеркнуть свою мужественную привлекательность, другие – следовать традициям предков, третьи – просто выглядеть модными, четвертые – выделиться из общей среды. Современным людям сложно представить, какие нешуточные страсти кипели в русском обществе по поводу ношения бороды на протяжении многих веков.

О БОРОДАХ

В 2-х частях

Часть первая

ИЗ ИСТОРИИ БОРОДЫ

В разных человеческих культурах, существовавших в разные эпохи развития цивилизации, были и есть различные традиции относительно ношения бороды. Эти традиции могут быть связаны с религиозными или общественными воззрениями человечества.

Какими бы разнообразными ни были причины отращивать бороду, всегда считалось – если мужчина отрастил бороду, то он созрел хотя бы для того, чтобы открыто выразить свои убеждения. Отрастить бороду сложно, это требует терпения. Еще большего терпения требует уход за ней. Борода – это предмет мужской гордости.

С античных времён борода была признаком мужественности, мудрости, силы и могущества. Для человека, которому обривали бороду, это являлось позором. Бороду носили пророки, цари, апостолы, патриархи да и сам Иисус Христос.

Бороде как символу всегда придавали огромное значение, история от античности и до наших дней разворачивалась не вокруг экономики, как говорил Маркс, а вокруг бороды. О брадобритии выносили постановления вселенские соборы, за ношение бород брали налоги. Были времена, когда для мужчины расхаживать с бородой было опасно, за неё могли и казнить. В другое время похожий эффект вызывало появление на людях без бороды.

ДРЕВНИЙ МИР

Первоначально, предназначенная природой для утепления особо чувствительных участков кожи щек и подбородка, в середине I тысячелетия до н.э. борода стала средством украшения мужского лица.

У кочевников борода всегда была в одинаковом почете. В Месопотамии за тысячелетие до нашей эры ассирийцы носили роскошные бороды и использовали щипцы для завивки и создания многоуровневых моделей.

Весь Древний Восток от предгорий Памира до Сахары был охвачен страстью к ношению бород внушительных размеров. Длина бороды соответствовала рангу чиновника. Рядовые персидские воины, противостоявшие фалангам Александра Македонского, имели бороды до ключицы, высокопоставленные сановники покрывали волосами всю грудь. Сходная мода ранее существовала и в Греции. Спартанцы настолько уважали бороду, что сбрить ее было наказанием за самый страшный грех – трусость.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В Древнем Египте правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Все остальные мужчины Древнего Египта обязаны были брить бороду.

Накладную бороду, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

В Древней Греции борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе.

Брадобритие

И вдруг люди стали бриться. Произошло это также в Древней Греции. Согласно легендам, она не росла у великого завоевателя Александра Македонского.

Не имея бороды, Александр Македонский повелел стричь бороды и своим воинам, чтобы противники не могли в сражении за нее ухватиться. На какие только ухищрения великий полководец не шел, чтобы скрыть свою природную особенность. Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире распространилась мода на вечно молодые "юношеские лица". В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших. Носить бороду в Афинах позволялось лишь ученым и философам.

ДРЕВНИЙ РИМ

Из Греции мода на "босое" лицо перекочевала в Древний Рим. Первым организовал стрижку волос Римский император Нерон.

Молодость, энергия, живость, воля, а вовсе не груз лет ценили граждане этих первых республик в истории западноевропейской цивилизации. В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Древние римляне вообще считали бородачей варварами.

В Древнем Израиле вопрос о том, носить или не носить бороду вообще, даже не ставился. Считалось, что брить бороду – противоестественно. Дело в том, что в древности, в библейские времена Израиль был окружен язычниками, среди которых были распространены всяческие извращения-гомосексуализм, лесбийство, скотоложство, человеческие жертвоприношения и пр. мерзость. Эти народы постепенно выродились и исчезли.

Поэтому закон Моисея предусматривал смертную казнь для гомосексуалистов, и строгий запрет мужчинам носить женскую одежду и брить бороду. Как и женщинам носить мужскую.

Евреи вообще носили короткие волосы (1 Кор. 11:14; Иез 44:20); исключение составляли назореи , которые не стригли волос по обету (Чис. 6:5,9; Деян. 18-18), или некоторые отдельные личности, как, напр., Авессалом (2 Цар 14:26). В обет назорейства входило три важных аспекта – не стрич волос, не пить вина, не прикасаться к умершим.

Также в Библии повествуется о Самсоне, который не стригся и был сильным и непобедимым до той поры, пока ему не обрезали волосы (Книга Судей, глава 17, стихи 17-19).

С падением Римской империи прошла мода и на бритые лица. Конец этой традиции положил во II веке римский император Адриан (76-138 гг. н.э.), скрывавший с помощью бороды недостатки своего лица.

В начале IV века отношение к бороде вновь изменилось. Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.

Но после иконоборческих споров VII-IX веков вновь утвердилась традиция ношения бород.

Из Византии мода на бороды пришла в Восточную Европу вместе с принятием христианства. Она мыслилась как отражение в человеческом лице Божьего лика.

Известно, что на Западе, в Европе, бороду носили многие представители германских племен. Франки же, напротив, были бритыми. Не носили бороды и правители из династии Каролингов, включая Карла Великого (на миниатюрах IX века у мужчин постоянно изображаются усы при чисто выбритом подбородке).

Во Франции и центральной Европе окладистая борода вошла в моду лишь на рубеже тысячилетий. Согласно письменным источникам, мирянина от клирика церкви легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.

Христианская Европа средних веков носила бороды, хотя в ношении их, стрижки и прически соблюдались прихоти изменчивой моды. В начале XI века все императоры изображаются с бородой, хотя и разной длины. Так немецкий король Генрих III изображался на своих евангелиях с длинной окладистой бородой, на печатях – с короткой бородой, а на некоторых миниатюрах только с усами. Интересен тот факт, что епископ Ле Пюи побуждал воинов-крестоносцев, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником. А другой епископ Серлон Сеезский жаловался королю, что миряне не бреют своих бород "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".

В XII веке во Франции и Англии при дворе распространилось бритье бороды, но оставление усов. Согласно обряду коронации, "императоры должны быть бриты", когда Папа Римский целует императора в лоб, щеку и уста. Почему обычай сбривать бороду распространился именно в XII веке, точно неизвестно. Возможно это было связано с возросшим противостоянием с Восточной Церковью, где была традиция носить бороду.

Бритье бороды и усов вводится в цивилизованной Европе одновременно с возрождением классицизма—в эпоху Возрождения, т.е. «бородатое» Средневековье, сменилось «бреющимся» Возрождением, с его оголенным протестантизмом.

В последующий период большинство мужчин опять имели богатые бороды и длинные усы.

С началом эпохи Барокко борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли, и до середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица.

После революции 1848 года в Европе усы и бороды снова стали массовым феноменом.

Со второй четверти XX века происходил обратный процесс: бритые лица становились доминирующими во внешнем виде мужчин.

Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они всегда воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности.

Прибытие короля Франциска I в Италию в 1526 г

Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

Среди известных европейцев бороды носили: Франциск I, Генрих VIII, Карл IX, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Виктор Гюго, Чарльз Дарвин, Клод Моне, Джузеппе Верди, Жюль Верн и др.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду.

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: "Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее".

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными.

Пётр I издал указ, по которому он приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам.

Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

Послепетровский период

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Борода в древней руси

История бороды и усов

Бородачи древней Руси

Большинство наших историков склоняются к тому, что южная славянщина, в особенности Киевская время Святослава, была бритая, а северная — по преимуществу бородатая. Перун киевлян был с серебряной головой и золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках. Забелин [1] , полагая, что южные славяне, прежде чем выйти на историческую арену под собственным именем, задолго до того подвизались под именем гуннов, утверждает, что оголение головы с оставлением чуприны и бритье подбородка у южных славян было гуннского происхождения; между тем Иловайский считает этот обычай у южан самобытным и указывает на то, что гунны были по природе безбородыми. «Мы, — говорит В. Михневич («История русской бороды»), — не беремся решать, который из этих двух взглядов вернее, так как оба они представляют собою ни что иное, как в равной степени остроумные гипотезы, имеющие почти одинаковые шансы правдоподобия».

Во всяком случай, если южнославянская, языческая Русь была безбородой, и представители ее заслуженно названы «хохлами», то славяне северной Руси всегда отращивали себе бороды и были «кацапами» (испорченное слово: як цап, т.е. козел). Исследователь раскола, В.В. Андреев, объясняет эту разницу между бритыми славянами и бородатыми просто климатически-почвенными условиями нашей страны. Он говорит: «что есть соотношение между лесными болотами Белоруссии и волосяными шапками колтуна, между короткими курчавыми волосами негра и влажною, жаркою местностью, обитаемою им, — в этом едва ли кто будет сомневаться. Так точно есть соотношение и между бородою и природою русских местностей. Едва инородец, как, например, тунгус, начинает жить по-русски, он обрастает бородою. Волоса являются, таким образом, генетическим предохранительным средством. Велеть обрить бороду немцу и малороссу вовсе не одно и то же, что великорусскому крестьянину. У тех на возвышенных или ровных местностях и при другой генетической обстановке борода без того плохо растет; у жителя лесистой и часто болотистой Великороссии окладистая борода является уже вовсе не одною пустою принадлежностью внешности. Хохол может смеяться над кацапом и кацап над хохлом, но борода великоросса и хохол малоросса вовсе не случайное явление, а результат гигиенической обстановки населения. Понятно, почему нигде приказ Петра Великого брить бороду не вызывал такого сопротивления, как на лесистом востоке России и в прикаспийском крае, где казак до сих пор смотрит на свою бороду, как на святыню. Она, действительно, для него не только отличие от степного киргиза, но и, очень вероятно охрана в нездоровой местности».

Весьма возможно, что первоначально так и было: малоросс в теплом климате брил бороду по гигиеническим соображениям во имя чистоты, а, может быть, первоначально и по военным соображениям [2] , а великоросс берег ее для защиты горла от холода и т.д. Зимой даже зверь обрастает более густой шерстью, чем летом. Весьма естественно при этом, что на юге идеал красоты был безбородым, а на севере бородатым. В припадках горя и скорби первый запускал волосы на голове и бороде, а второй рвал и обрезывал их. Император Александр I в 1812 г., на случай несчастной войны с французами, клялся: «Когда будут истощены все усилия, я отращу себе бороду и лучше соглашусь скитаться в пустынях Сибири, нежели подписать постыдные условия». До христианства существовал обычай богу плодородия (Волосу) «завивать бороду», то есть оставлять во время жатвы пук не срезанных и завитых колосьев (закрут) «на бороду»; с принятием христианство Волос заменился св. Власием, Ильей Пророком, Николаем Чудотворцем и Христом, которым также в некоторых местах до сих пор жалуют колосья «на бороду». Если человек дорожил бородой, то естественно он хотел видеть и своих святых угодников в том же пленительном образе. Открытая коса у женщины — признак девственности, а «покрытая голова» обратно. Волосами своими она прельщает мужчину, но когда выходит замуж, то, чтобы не соблазнять других мужчин, она прячет волосы под «повойник» и боится «опростоволоситься». Волосяной культ распространялся среди славянщины вполне естественным путем долгое время без вмешательства церковных учений и преданий.

«Все это заставляет нас предположить, — говорит В. Михневич, — что северные, великорусские славяне, как и ныне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. С принятием же последнего случилось так, что учет церкви по этому предмету совпал с народным обычаем и освятил его, вследствие чего борода еще более утверждается в правах гражданства и делается символом одновременно и русской веры и русской национальности».

Народный обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. В самом христианстве первые века не существовало бородоугодничества. Древние христианские клирики, — говорит Голубинский («История русской церкви»), — «стриглись по той простой причине, что по взглядам греков подстриженные волосы были признаком простоты и скромности, а напротив длинные волосы считались у них за весьма предосудительные, с христианской нравственной точки зрения, изысканность и щегольство». В первые века христианства все стригли волосы в кружок, а посредине головы оставляли «гуменце», в уподобление венку Христа. Но с Х-го века в Восточной церкви вводится обычай волосоращение, и Русь в это время принимает крещение. Между Восточной церковью и Западной возникает схоластическая полемика из-за волос: греки видят иудейство и эллинское язычество в брадобритии, а западники — в отращивании волос. Греко-православное духовенство на Руси принимает на себя апологию бороды, начиная с указания на древних библейских пророков и Христа с апостолами и кончая отожествлением бороды с национальным достоинством Руси.

Оценка 4.1 проголосовавших: 9
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here