Дневники синей бороды

Литература

Если звезды зажигают, значит их зажег пилатес. Мадонна, Джулия Робертс, Клаудиа Шиффе. »

Как похудеть, не прикладывая усилий? Каждая женщина раз в жизни, но задавалась таким . »

Он подарил ей туфли. Красные. На высоком каблуке и платформе. »

Алёна , а как-то по проще? Мне все нравяться. Я не знаю как вибрать))) »

Pretty Woman: Black&White: https://scottishkiltshop.com/buchanan-tartan-kilt.html »

Из области фильмов и литературы »

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.

Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение

С.Б.: Дневники Синей Бороды. Юми

Аннотация к книге “Дневники Синей Бороды. Юми”

Синяя борода в наше время самый фантастический писатель в мире. Романы-дневники тысячелетнего любовника и путешественника – это скандал, шок, великолепная литература и настоящее откровение века. Каждый роман носит женское имя: Сандра, Юми, Лиза, Анна, Джилл и т.д. Любовники и любовницы прошлого – далекого и близкого – увидены глазами очевидца и запечатлены рукой мастера.

Роман “Юми” открывает перед нами la bella epoque – прекрасную эпоху Парижа, когда в город вечной юности и femmes folles (веселых женщин) нахлынули со всего мира художники, писатели, скупщики картин, куртизанки, бандиты и авантюристы всех мастей.

1924 год. Господин синяя Борода приезжает в Париж из Нью-Йорка после изнурительного романа с русской женщиной.

Если вы обнаружили ошибку в описании книги “Дневники Синей Бороды. Юми” (автор С.Б.) , пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Коллекция книг «Дневники синей бороды»

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Войти через соцсети:

Если нет своего аккаунта

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Рожденные 2 февраля Поздравить…

Рожденные 1 февраля Поздравить…

Популярное за неделю

Какая глупость – долбить откровенно полицейское государство в его самую защищенную, закрепленную часть – в так называемую улицу, которую режим уже перекрыл дуболомами Нацгвардии, миллионами и триллионами…

С.Б.: Дневники Синей Бороды. Диана: Роман

Аннотация к книге “Дневники Синей Бороды. Диана: Роман”

Я родился в первые годы XI века. Детство мое прошло в столице мира, Константинополе. Я воспитывался при дворе императрицы Зои, которую почитаю единственной госпожой своей. Мое настоящее имя осталось в границе эпохи Пселла. С тех пор, меняя города и страны, я брал себе различные имена. В моем долголетии, котором я обязан парфюмерному гению императрицы (см. мою книгу “Зоя”), я пребывают в возрасте сорока лет. Один из моих приятелей называл меля Синяя Борода за особенный оттенок моих волос. Мне понравилось это прозвище и, делая по жизни дневниковые записи, я помечал их “С.Б.”. Записки мои росли, я складывал их в различных городах на хранение, многие из них пропали. Я решил дополнить дневник тем, что помню сам и знаю теперь по книгам. Когда живешь так долго, перестают интересовать социальные идеи. Только вечная тема – любовь – привлекала меня всегда. Не так дано я выписал название.

Я родился в первые годы XI века. Детство мое прошло в столице мира, Константинополе. Я воспитывался при дворе императрицы Зои, которую почитаю единственной госпожой своей. Мое настоящее имя осталось в границе эпохи Пселла. С тех пор, меняя города и страны, я брал себе различные имена. В моем долголетии, котором я обязан парфюмерному гению императрицы (см. мою книгу “Зоя”), я пребывают в возрасте сорока лет. Один из моих приятелей называл меля Синяя Борода за особенный оттенок моих волос. Мне понравилось это прозвище и, делая по жизни дневниковые записи, я помечал их “С.Б.”. Записки мои росли, я складывал их в различных городах на хранение, многие из них пропали. Я решил дополнить дневник тем, что помню сам и знаю теперь по книгам. Когда живешь так долго, перестают интересовать социальные идеи. Только вечная тема – любовь – привлекала меня всегда. Не так дано я выписал название моих историй на карточки, затем смешал их и предоставил моей тогдашней подруге выбирать по одной. Так возник порядок (или беспорядок) расположения книг: Теперь все истории смешаны и не имеют последовательности времени.

Если вы обнаружили ошибку в описании книги “Дневники Синей Бороды. Диана: Роман” (автор С.Б.) , пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Дневники синей бороды

  • алфавитный

  • ДЕТСКИЙ САД
  • Девизы для группы
  • Песни-переделки для ДОУ
  • Поздравления
    • День воспитателя
    • 8 марта
    • Юбилей детского сада
    • Выпускной в детском саду
  • Стихи для ДОУ
    • О детском саде
    • Игровые зоны в группе
  • ШКОЛА
  • Девизы для класса
  • Песни-переделки для школы
  • Дневник читателя. Отзывы.
  • Стихи о школе
  • К праздникам
    • 1 сентября
    • Выпускной в школе
    • Выпускной начальная школа
    • День учителя
    • Последний звонок
    • Юбилей школы
    • День лицея
  • Учителям
    • Астрономия
    • Биология
    • География
    • Иностранный язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Музыка
    • Начальные классы
    • Рисование
    • Труд
    • Физика
    • Физкультура
    • Химия
    • Разное
  • Девизы отрядов в лагере
  • СТИХИ НА ТЕМУ.
  • ПДД
  • Безопасность
  • девизы:спорт,КВН.
    • Спортивные девизы
    • Девизы и кричалки КВН
    • Прочие девизы
  • СТИХИ – ПРАЗДНИКИ
  • Праздники марта
    • Масленица
    • 27 марта – день театра
  • Праздники апреля
    • 1 апреля
    • 2 апреля – день книги
    • 7 апреля – день здоровья
    • 12 апреля День космонавтики
  • Праздники мая
    • 3 мая – день солнца
    • 9 мая – день победы
    • 15 мая – день семьи
  • Праздники июня
    • 1 июня – день детей
    • 12 июня – день России
  • Праздники ноября
    • 4 ноября – день народного единства
    • День матери
    • 18 ноября – день рождение деда мороза
  • Праздники января
    • Новый год
  • Праздники февраля
    • 14 февраля День Святого Валентина
    • 23 февраля

Автор сказки “Синяя борода” – Шарль Перро

Из этой сказки можно сделать вывод, что любопытство до добра не доводит.

Записки Синей Бороды

– А там иду я, с бокалом мартини. И платье у меня такое классное из бутика, шелковое и спина голая. И каблуки такие, чтобы все в подмышку дышали. Вокруг бомонд, все на меня смотрят. А я – стильная и равнодушная, иду сквозь толпу и передо мной все расступаются.

Моя отпускная Ксюха своим шестым кошачьим чутьем все-таки отыскала свой зигзаг удачи. Понятное дело, это был не я. Пару раз я даже увидел ее довольную мордашку в телерепортажах с популярных околоКВНных тусовок, надеюсь, что и сейчас у нее все путем.

– Эх, Рома-Ромашка. Не тебя я люблю. А как бы все просто было. Уходи сейчас, и без тебя тошно.

Из больницы, как мне сказали, ее забирала сестра под расписку, а я даже и не знал, что у нее сестра есть. Скорее всего, та же сестра собрала Жаннин чемодан и оставила ключ от квартиры в кухне на столе.

– Мистер Херцигов? Сэр, мы с прискорбием сообщаем, что ваша жена.

По ту сторону океана Лариса и ее бизнес-партнер, как я теперь понимаю, он же любовник, погибли в автокатастрофе, не справившись с управлением на хайвее. Судя по всему, они возвращались вдвоем после делового? романтического? уик-энда на побережье в самый час пик, когда одна из машин впереди потеряла управление, слетела с полосы, ударилась о бетонное ограждение, снова вылетела на полосу. То, что осталось в этой мясорубке из пяти или шести спрессованных автомобилей, было опознано сотрудниками американского филиала. От меня требовалось только согласие на кремацию.

Дневники Синей Бороды. Сандра

Posh one 2500 gr (коробка с мерной ложкой 30 гр): сухой стиральный концентрированный порошок для: цветного белья. Оригинальные импортные

Яркие, вместительные контейнеры широкого хозяйственного назначения. Контейнеры разных размеров и объема позволят удобно и компактно

Максимально удобны и просты в применении. "Дышащая поверхность" подгузников обеспечивает доступ воздуха к коже ребенка, а

Строчка из этого стихотворения и стала эпиграфом: В те баснословные года. Слова эпиграфа явно указывают, что основным тематическим направлением стихов данного раздела будет время. Тема времени также будет доминировать и во втором разделе ("MCM XXI"). Каково же время? Как период 1915 – 1922 годов отразился на ходе истории России, на судьбе Ахматовой, в ее стихах? В России – социалистический переворот, который непосредственно захлестнул поколение, круг родных и друзей Ахматовой, изменил их жизнь в негативную сторону. В первой части книги Ахматова не просто констатирует результаты перемен, ее переполняют чувства и эмоции, бушующие в душе по поводу случившегося. Читая стихи, невольно прослеживаешь день за днем то, что происходило в России, в душе поэта. Здесь важны все стихи. Они как бы выстраивают собой цепочку событий, происходивших в разрушенной стране, а также цепочку чувств, постепенно вскипающих внутри самой Ахматовой. Она, как и многие другие патриоты своей страны, осталась "дома". Этот дом похож на страшную сказку о Синей Бороде: каждый ждал страшного вестника, ждал, что когда-то любимый переулок "горло петелькой затянет".

Роман "Юми" открывает перед нами la bella epoque – прекрасную эпоху Парижа, когда в город вечной юности и femmes folles (веселых женщин) нахлынули со всего мира художники, писатели, скупщики картин, куртизанки, бандиты и авантюристы всех мастей. 1924 год. Господин синяя Борода приезжает в Париж из Нью-Йорка после изнурительного романа с русской женщиной.

99.08.27 110 АРМАДА-ПРЕСС/ДРОФА

Катрин готова разделить его судьбу, но сначала должна отомстить. . . С помощью верных друзей ей удается спасти возлюбленного.

Но кто же тогда стоит за преступлением? . . А может быть, его подставили?

Лола пытается раскрыть убийство давней приятельницы Ани, причем все вокруг, включая милицию, уверены, что Аню зарезал бывший муж Игорь. . Леня берется за поиски уникального старинного колье, которое, по словам состоятельной клиентки, кто-то подменил искусной имитацией. . . Однако очень скоро два дела превращаются в одно.

Та, пытаясь привезти на машине времени из мезозоя яйцо огнедышащего динозавра, по дороге запуталась во времени и попала в глухое Средневековье.

Творчество для отца Романа — далеко не главное в жизни.

50.00.00 03465 М:Гелеос/ТорнтониСагден Филдинг Х.// Семпл А.// О`Брайен С. и др.

Симпатичные героини романа Дорога в Голливуд – Мелани Чаплин, Линси Диксон и Серена Саймонс – в том возрасте, когда молодые женщины, забыв о здравом смысле, пускаются на поиски приключений в надежде найти свое счастье.

92.05.14 078 СПб:Амфора Томпсон Х.

Мне никогда не хватало времени хорошенько подумать, но я чувствовал, что инстинкт ведет меня верным путем.

93.12.05 048 М:Эксмо Соболева Л.П.

93.10.29 115 М: Радуга Шилдз М.

Что можно противопоставить приворотной магии и колдовским чарам?

В третьем томе публикуется окончание романа-документа А. Сахарова и Е. Боннэр "Дневники", охватывающее период с 1986 по 1989 год.

Ведьма становится почти всесильной. Почти. . . Однажды удача изменяет ведьме – ее дом сгорает, Дневник исчезает.

Аделина ведет Дневник, где описывает свои страшные ритуалы.

И наконец, почему Шарль Перро допустил все эти уголовные преступления в детских сказках?

Дневники Синей Бороды. Юми

Синяя борода в наше время самый фантастический писатель в мире. Романы-дневники тысячелетнего любовника и путешественника – это скандал, шок, великолепная литература и настоящее откровение века. Каждый роман носит женское имя: Сандра, Юми, Лиза, Анна, Джилл и т.д. Любовники и любовницы прошлого – далекого и близкого – увидены глазами очевидца и запечатлены рукой мастера.

Роман "Юми" открывает перед нами la bella epoque – прекрасную эпоху Парижа, когда в город вечной юности и femmes folles (веселых женщин) нахлынули со всего мира художники, писатели, скупщики картин, куртизанки, бандиты и авантюристы всех мастей.

1924 год. Господин синяя Борода приезжает в Париж из Нью-Йорка после изнурительного романа с русской женщиной.

The winner is announced on the pages of ReadRate in social networks.

Сказка Синяя борода – Шарль Перро

Синяя борода – сказка для детей школьного возраста. Рассказывает она про богатого человека, борода которого была синего цвета и все его из-за этого боялись. Одна из девушек решилась выйти за него замуж, он показался ей хорошим человеком и не таким уж и страшным. А зря, ведь он оказался убийцей своих жен. Девушка чуть не поплатилась жизнью из-за своего любопытства.

Сказка Синяя борода читать

Прототип Синей бороды

Прототипом Синей бороды считают французского маршала. Жиль де Монморанси-Лаваль барон де Рэ граф де Бриен –печально известный, как сатанист, человек, с нарушенной психикой. Поговаривают, что кроме того, что маршала подозревали в колдовстве, он ещё и развращал детей, и мальчиков, и девочек; занимался алхимией. Однако своих жен он не убивал, хотя многие историки пытаются приписать ему и этот грех. Сейчас этот человек известен под именем Жиль де Рэ как сподвижник Жанны Д’арк. Его казнили за все его преступления, хотя на самом деле опирались больше на слухи, чем на факты. Уж слишком сильный страх он внушал людям.

За все содеянное этим человеком, а это более 200 преступлений, его считали и считают одним из самых опасных и непредсказуемых преступников. Именно за то, какой страх он внушал, автор Синей бороды – Шарль Перро и взял его в качестве прототипа для своей сказки. Кстати говоря, многие другие писатели и композиторы использовали в своих произведениях этого персонажа.

Хоть Жиль и был таким с одной стороны ужасным человеком, с другой стороны он был храбрейшим из воинов. Битва при Турели, в которой он одержал победу, принесла ему известность и запечатлела его имя в истории, несмотря на все другие его бесчестья.

Существует также и другая версия того, кто является прототипом Синей бороды. Говорят однажды Трифина, жена Кономора (правитель Бретани) случайным образом забрела в тайную комнату мужа, где нашла трупы его бывших жен. При помощи магии она узнала, что все женщины были на тот момент беременны. Как только Трифина забеременела сама, она попыталась сбежать, но это ей не удалось.

Синяя борода: краткое содержание

Синяя борода – богатый человек, который живет один в своем замке. Все вокруг его знают и боятся. На это есть несколько причин. Первая – это конечно цвет его бороды, который смущает своей ненормальностью, вторая – необъяснимые пропажи всех девушек, которые выходят за него замуж.

Рядом с дворцом Синей бороды живут две девушки – сестры. Он приглашает их вместе с подружками и друзьями на недельный отдых за город и младшая из сестер решает, что их сосед не такой уж и страшный. Ей он начинает казаться добрым и услужливым. И вот она решается и выходит замуж за Синюю бороду.

Свадьба сыграна и девушка переезжает в замок. Неожиданно Синяя борода собирается в дорогу и наказывает своей жене гулять и развлекаться, пользоваться любыми богатствами, но только не входить в коморку. (Зачем он дает ей тогда ключик от этой коморки? Видимо, всё-таки ему хотелось, чтобы она в неё вошла.)

К девушке приходят подружки, они осматривают весь замок вместе, поражаясь всем убранствам и неслыханным богатствам. Тут жена Синей бороды не выдерживает, бежит в коморку и открывает её. О, господи, там она обнаруживает трупы бывших жен. От страха она роняет ключ и пачкает его в крови. Ужасно то, что отмыть кровь не получается – ключ заколдован. Как только девушка оттирает пятно, оно тут же появляется снова.

К тому же раньше времени возвращается Синяя борода. Он понимает, что жена открыла дверь и хочет её убить. Та просит пару минут, а сама отправляет свою сестру смотреть, едут ли братья и если едут – поторопить их. Вот Синяя борода хватается за нож и тут врываются братья девушки и убивают его.

Об авторе

Из предисловия: “Я родился в первые годы XI века. Детство мое прошло в столице мира Константинополе. Я воспитывался при доме императрицы Зои, которую почитаю единственной госпожой своей. Мое настоящее имя осталось в границе эпохи Пселла. С тех пор, меняя города и страны, я брал себе различные имена. В моем долголетии, которым я обязан парфюмерному гению императрицы, я пребываю в возрасте 40 лет. Один из моих приятелей называл меня Синяя Борода за особенный оттенок моей седины. Мне понравилось это прозвище и, делая при жизни дневниковые записи, я помечал их С.Б.

Записки мои росли, я складывал их в различных городах на хранение, многие из них пропали. Я решил дополнить дневники тем, что помню сам и знаю теперь по книгам, и собрать в нескольких томах. Когда живешь так долго, перестают интересовать социальные идеи. Только вечная тема — любовь привлекала меня всегда. Поскольку всякое любовное чувство тайное, записки мои носят характер расследований. Не так давно я выписал названия моих историй на карточки, затем смешал их и предоставил моей тогдашней подруге выбирать по одной. Так возник порядок или беспорядок расположения тем. Теперь в моей книге, как и в моей памяти, все истории смешаны и не имеют последовательности времени. С.Б.”

Библиография

Дневники Синей Бороды. Сандра (2004)

Дневники Синей Бороды. Юми (2004)

Дневники Синей Бороды. Диана (2006)

они автоматически засчитаются в вашем Книжном вызове.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Краткое содержание Перро Синяя борода

В давние времена проживал сеньор, у которого была борода тёмного синего цвета. Он был страшно богат, у него было всё, но он был одинок, девушки боялись его.

О нём шла молва, что жёны у него умирают. И вот, он решил жениться на одной из дочек из соседнего замка.

Для этого он пригласил мать с незамужними дочерями из соседнего замка. Они вдвоём не желали становиться его жёнами.

Побродив и рассмотрев все его владения, и пообщавшись с хозяином замка, младшая посчитала, что у него не всё так плохо. Вполне можно стерпеть цвет его бороды, и он добр, разумен. И через месяц наметили свадьбу.

Спустя месяц, своей молодой жене хозяин сообщил, что он должен отъехать по делам и скоро приедет. Он оставил ключ от главной кладовой с винами и от второй с множеством сладостей, заморских шербетов, различных орехов. Вручил ключи от сокровищниц. И подал маленький ключик. Строго приказав, что в ту дверь, с маленьким замком заходить нельзя. Иначе, случиться большая беда.

Молодая супруга давала клятву выполнить все указания. Обняв свою жену, поцеловав на прощание, он ускакал.

Все её подружки, узнав, что хозяин уехал, примчались к ней в гости. Им хотелось посмотреть, чем владеет их подруга. Они восхищались всем. Но, их подруге всё было не интересно. Она думала о маленькой запретной комнате.

И любопытство заставило её ослушаться мужа. Она взяла ключ и приоткрыла входную дверь. После внимательного просмотра она увидела лужи крови. И мёртвые тела, предыдущих жён. Руки задрожали и ключ выпал. И испачкался кровью. Чем бы она ни вытирала её, капли крови снова проступали на ключе.

Прибыл муж, и женщина постаралась не выдавать своего беспокойства.

На следующий день он стал спрашивать о ключах. Бедная женщина пыталась оттянуть момент с ключом. И принеся его, она услышала гневный крик своего мужа, осуждающего за непослушание. Попросила о том, чтобы помолиться перед смертью. И в это время, несколько раз, спрашивала сестру: «Не едут ли братья?»

Сестра отвечала: «Нет!» Вначале мчался табун лошадей, затем баранов. И вот, она увидела своих братьев и помахала рукой, чтобы они поспешили. А муж гневным голосом звал её несколько раз вниз.

Не дождавшись её, он поднялся наверх и поднял кинжал.

Тут вошли трое братьев и убили его. После стала она жить богатой вдовой.

Сказка учит: «Не лезть в чужие тайны. Слушаться мужа. Выполнять свои обещания! Быть терпеливыми и благоразумными людьми!»

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Перро. Все произведения

Синяя борода. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Вместе с ребятами автор идёт по дороге в свою школу и вспоминает то время, когда ему было 12. Больше всего мальчик любил отдыхать, наедаться сладостями и ходить на новогодние представления

Эммануил Кант – немецкий философ, в 1781 году опубликовал свое первое издание «Критики чистого разума», второе появилось в 1787 году. Кант разделяет познание на 2 вида, первое не зависит от опыта, а второе коренится в опыте

В вокзальном зале в волнении ходил молодой человек. Звали его Леон. Он смотрел по сторонам и поминутно взирал на часы. Не глядел он только лишь в одну сторону.

Саша молодой подающий надежды программист отправился в отпуск. Подъезжая к городу с интересным названием Соловец, он сажает попутчиков. Как оказывается, они работают вместе в одном из местных институтов

Сальери вспоминает свое детство. Он с самого рождения любил искусство. Он помнит, как слушал церковный орган. Ему очень нравилось его звучание. Он даже иногда плакал от наслаждения. Ему не интересны были игры с другими детьми

Преступление и наказание в Средние века

Ольга Тогоева о том, как в Cредние века искали преступников, доказывали их виновность и приводили в исполнение приговоры

В 1440 году в Нанте, столице герцогства Бретонского, шел процесс над Жилем де Ре, которого мы знаем под именем Синяя Борода. Он был одним из самых известных людей XV века, богатейшим человеком Бретани, бароном и маршалом Франции, принимал участие в Столетней войне. Обвиняли его в занятиях алхимией и колдовством, в том, что он заключил договор с дьяволом, и в многочисленных убийствах мальчиков.

Зачитав перед ним обвинение, ему предложили признаться во всем в присутствии судей и свидетелей. Жиль де Ре признаваться отказался и предложил, чтобы его испытали в суде каленым железом. Судьи отказали ему в этой просьбе и предложили отправить его на пытку. Тогда Жиль де Ре признался во всех преступлениях и был казнен.

«С одной стороны, этот казус достаточно прост, поскольку большинство средневековых преступников признавались в cвоих преступлениях в суде даже без применения пытки, достаточно было продемонстрировать им пыточные орудия. Но для нас он очень интересен потому, что в нем, как в капле воды, отражаются противоречия, которые были свойственны средневековой судебной процедуре».

Испытание, которое предложил Жиль де Ре, относилось к так называемой обвинительной процедуре, или «божьему суду». Она возникла в раннем Средневековье и до какого-то времени была принята во всех судах Западной Европы. Обвинительная — потому что ни одно дело при ней не могло начаться без наличия истца, приносящего клятву в том, что его обвинение истинно. В ответ обвиняемый имел право предложить провести испытание, которое называлось ордалией.

Ордалия могла выглядеть как очистительная клятва в том, что он невиновен, принесенная на Библии. Если по каким-то причинам обвиняемый не мог принести такую клятву, он мог предложить так называемую одностороннюю ордалию, которая проводилась при помощи каленого железа (человек держал в руке раскаленный брусок железа), холодной воды (человек должен был выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться), так называемого плаванья (человека бросали в воду и смотрели, утонет он или нет) и так далее. Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый вызывал своего обвинителя на судебный поединок либо они оба выдвигали своих представителей.

Существовали также специфические ордалии, которые назывались божественными: например, когда человека вешали, обрывалась веревка, или не находилась лестница, или чудесным образом открывались двери тюрьмы, или какая-нибудь девица выступала вперед из толпы и говорила: «Я хочу этого обвиняемого себе в мужья», в таком случае судьи были обязаны отдать ей этого преступника.

«Проблема заключалась в том, что при всех этих ордалиях судьи выступали лишь свидетелями высшей воли. Главным судьей был Господь. Это он давал людям знать, виновен или невиновен тот или иной человек. Судьям оставалось лишь это засвидетельствовать. И конечно, в какой-то момент эта ситуация перестала их устраивать».

Причин, по которым начали происходить изменения в судебной сфере, несколько: это рост населения, в результате которого возникала необходимость в мощных судебных органах, изменение позиции правителя, низкая раскрываемость преступлений при обвинительной процедуре. Кроме того, к XII веку в Западной Европе образовалось огромное количество еретических сект, с членами которых бороться с помощью обвинительной процедуры было невозможно. Наконец, в XI–XII веках в Западной Европе активно стали вспоминать о римском праве, из которого в результате и была заимствована новая процедура.

Она называлась инквизиционной. Теперь судья мог возбуждать дело, основываясь на собственных подозрениях, и, таким образом, становился главным оппонентом обвиняемого: он мог провести допрос и применить пытку.

«Новая процедура дала судьям огромные полномочия, но она также способствовала развитию многих других правовых институтов. Адвокаты, прокуроры, развитие делопроизводства, развитие самих тюрем — все это было связано с рождением новой инквизиционной процедуры».

Этот переход от обвинительной к инквизиционной процедуре в современной истории права называют инквизиционной революцией.

Конечно, далеко не все считали, что новая процедура хороша: для многих высшим судией все равно оставался Христос. Именно такую позицию занимал Жиль де Ре, предложивший провести ордалию каленым железом. Но для его судей новая процедура была уже нормой. Этот казус демонстрирует, насколько живучими были старые правовые нормы, несмотря на то что уже была официально введена новая процедура. 

В 1429 году, во время Столетней войны, на исторической сцене появилась Жанна д’Арк. Она воевала на стороне французского короля Карла VII и провела несколько удачных военных кампаний, но в 1430 году оказалась в плену у герцога Бургундского, и тот продал ее англичанам.

Ее судили в 1431 году в Руане, в Нормандии. Сначала судьи попытались представить Жанну ведьмой, но у них не хватило информации о ней и о ее жизни. Тогда они попытались обвинить ее в ереси и начали задавать вопросы, ответить на которые мог только человек, получивший серьезное богословское образование. Жанна не умела ни читать, ни писать, ее познания в вере были крайне отрывочны, поэтому, как только речь пошла о трактовке христианских догматов, она начала делать ошибки. В частности, она сказала, что во всех своих деяниях подчиняется напрямую Иисусу Христу, а не Церкви, которая находится на Земле и во главе которой стоит папа римский. С точки зрения теологов XV века это была чистая ересь, и клерк суда записал на полях материалов допроса свой комментарий — «Смертельный ответ» (responsio mortifera). Ответом она подписала себе смертный приговор.

«Если бы Жанну судили в соответствии со старой обвинительной процедурой, судьи никогда не смогли бы приговорить ее к смерти, потому что они никогда бы не узнали о том, насколько ее личные взгляды расходятся с официальной позицией Церкви. Но они использовали инквизиционную процедуру и смогли услышать ее собственное мнение по вопросам веры, и поэтому смогли составить приговор».

К XII веку в Европе были разработаны христианские догматы, которые оказались приемлемыми не для всего населения Западной Европы. Это привело к возникновению разнообразных еретических движений, которые оспаривали те или иные из догм: прежде всего, что папа римский стоит во главе христианской церкви. В XII веке в их власти оказались целые графства, герцогства (особенно на севере Италии и на юге Франции) и даже страны.

Для преследования членов еретических сект необходимо было выяснить, как люди представляют себе религиозные вопросы, что думают о христианских догматах, часто ли ходят в церковь, как исповедуются, и тому подобные вещи.

«Старая обвинительная процедура не годилась для подобных целей просто потому, что она не требовала признания обвиняемого.

И поэтому был произведен переход к инквизиционной процедуре, заимствованной из римского права, в которой признание обвиняемого являлось главным доказательством его вины. Именно церковные суды впервые вводят подобную процедуру следствия».

В 1215 году на IV Латеранском соборе было принято решение о том, что каждый христианин обязан исповедоваться раз в году. Эта мера очень помогла церковным судам, потому что поставила преследование ересей практически на поток.

«Этим дело в реформации инквизиции не ограничилось. Церковные власти понимали, что епископы не справляются с возложенной на них миссией, не успевают отслеживать всех еретиков. И в связи с этим была создана настоящая инквизиция, та, которую мы знаем по разным источникам: миссия преследования ереси была возложена на два странствующих ордена — доминиканцев, в помощь которым были даны францисканцы. Они были подотчетны только папе римскому».

Между тем популярной она была далеко не во всех регионах Западной Европы. На севере Франции даже церковные власти считали вмешательство инквизиции в свои дела недопустимым. Первый инквизитор, отправленный в немецкие земли, был убит местными жителями. В Венеции инквизиторов использовали для преследования политических изменников, в Неаполе местные власти никак не могли решить споры с папой римским и регулярно изгоняли из города инквизиционные власти. В Англии влияние инквизиции тоже было минимальным.

Своего расцвета инквизиция достигла на Пиренейском полуострове. Произошло это в XV веке, когда Арагон и Кастилия объединились под властью Изабеллы и Фердинанда. Ее возглавил духовник королевы Торквемада. На этом посту он оставался 20 лет и за это время создал очень жестко организованную систему с центральным судом в Мадриде и местными судами в разных провинциях, которые очень жестко подчинялись друг другу и находились в постоянном контакте. За время его жизни в Испании, по приблизительным оценкам современных историков, были казнены 9 тысяч человек, а еще 20 тысяч бежали из Пиренеев в другие страны.

В 1908 году папа Пий X переименовал инквизиционное ведомство в Верховную священную конгрегацию Святой канцелярии, а в 1965 году Священная конгрегация была переименована в Конгрегацию доктрины веры. 

Реймс — особенный город в средневековой французской истории. Именно здесь, в Реймском соборе, архиепископы короновали французских королей, и здесь же, в аббатстве Святого Ремигия, хранилась ампула со святым елеем, которым королей мазали на царствие. Это приводило к тому, что аббатство с архиепископом постоянно спорили о том, кто из них главнее, в том числе в вопросах о том, кто кого может судить, за какие преступления и на какой территории. Монахи, особенно заинтересованные в постоянном муссировании этого вопроса, в документах постоянно упоминали, что у них есть определенные атрибуты суда, а значит, они тоже могут выносить приговоры и вершить суд.

«Они безмерно бахвалились тем, что у них имеется особое место для заседаний — красивый и значительный зал, где с давних пор обычно собираются старшина и шателены аббатства. Точно так же предметом их гордости являлась добротная тюрьма, запирающаяся на замок. Ну и в дополнение ко всему этому у аббатства еще имелся позорный столб, который был красивый и значительный, что придавало их судебной власти особый вес. Единственное, чего у них для полного счастья не было, — это была виселица, потому что право приводить смертные приговоры в исполнение в Реймсе принадлежало только архиепископу».

О средневековых тюрьмах мы знаем очень немного. Нам известно, например, что с возникновением городов в качестве тюрем стали использовать городские стены, башни и подземелья. В судебных документах Руана часто упоминаются побеги преступников через окна, и только в 1432 году появляется запись о том, что в тюрьме поставили железные решетки и придумали ставить в камеры железные клетки для преступников. Такая клетка была изготовлена,

в частности, для Жанны д’Арк.

Королевская тюрьма в Париже называлась Шатле. Тюремное заключение было платным: заключенные оплачивали постель, собственные оковы и еду, бесплатно им полагались только вода и хлеб. Мужчин и женщин там пытались держать в разных помещениях, но тюрьма была настолько переполнена, что королевским судьям не удавалось даже подельников по одному делу развести в разные камеры, они часто тоже сидели вместе.

Кое-что о средневековой тюрьме мы можем узнать из воспоминаний заключенных, самый известный из которых — французский поэт Франсуа Вийон, по меньшей мере дважды сидевший в тюрьме и написавший поэму «Вопрос к тюремному надзирателю».

«Слова Вийона ничего не говорят нам о том, как была устроена его камера. В лучшем случае мы понимаем, как ему плохо было там сидеть: ему было тяжело, страшно; плохая вода, сырость. В общем, отвратительные условия. И вот этот перевод из конкретного содержания в риторический пласт, в описание своих чувств — он характерен для практически любого средневекового источника. Вспоминая о тех же самых монахах из аббатства Святого Ремигия, мы понимаем, что и они свою тюрьму, которой так гордились, описывают точно так же. Они не пишут, как она была устроена и в каком здании находилась. Они говорят лишь о том, что она была добротная. То есть для них это было самым главным».

Здание суда в Средние века было большой редкостью. Суд происходил в самых разнообразных местах, и далеко не всегда под крышей. Часто (особенно в раннее Средневековье, но и позднее) суд происходил около какого-нибудь значимого объекта — например, дерева или камня, которые нагружались специфической правовой символикой. Камни в Средние века у многих народов являлись местом принесения клятвы. Один из самых ранних судебных советов, исландский альтинг, был впервые собран в 930 году именно на камне — на Скале закона. Дерево, которое мы периодически наблюдаем на средневековых миниатюрах в качестве атрибута суда, было особенно популярно во Франции, Фландрии и Германии. Будучи объединенными в одно, они превращались в колонну правосудия — распространенный вариант в Германии и Лотарингии.

Затем место для судебных заседаний стали выгораживать с помощью деревянного заборчика, и только самым последним этапом стал перенос суда в помещение: сначала во дворец правителя, с отдельной залой для судебных нужд, а затем и в отдельные строения, которые назывались «аудитория» или «павильон». Обычно эти здания были двухэтажными: на первом этаже могли быть торговые ряды, выручка которых шла на поддержание судебных органов.

«Впрочем, в Средние века подобных зданий было очень мало.

И поэтому, возвращаясь к истории монахов из Реймса, нужно сказать, что им очень повезло, что у них была и тюрьма, и отдельное судебное здание. Ну а то, что им не хватало виселицы, я думаю, они как-нибудь пережили».

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина неизвестного автора, на которой изображен Христос на Страшном суде с предстоящими Марией и Иоанном Крестителем, выполненная в Северной Германии в XV веке. Мы знаем, что написана она была для городской ратуши, то есть висела в зале суда за спинами судей.

«Иисус Христос — центральная фигура правовой метафорики Средних веков. К нему отсылается практически вся символика светского судопроизводства, и тем самым подчеркивается мысль о том, что светское судопроизводство опирается на религиозные идеи. <. > Иисус Христос, вершащий Страшный суд, — это именно тот образ, на который нужно ориентироваться земным судьям в их повседневной судебной практике. Таким образом, Христос предстает перед нами в образе идеального судьи».

Таких изображений распятия или Христа на Страшном суде, предназначавшихся для судов, до наших дней дошло довольно много, и происходят они из самых разных точек Западной Европы.

На картине из Эрмитажа можно увидеть символы, которые делают из Христа идеального судью. Это прежде всего лилия, символизирующая милосердие, и меч, который символизирует справедливость. Но кроме этого, на картине изображены орудия Страстей Христовых: собственно распятие, а также гвозди, копье, терновый венец и плеть.

«Эти предметы применительно к фигуре Иисуса Христа не символизируют его как идеального судью. Напротив, они напоминают смотрящему совершенно о другой ипостаси Христа — это Христос как идеальный преступник. Таким образом, с фигурой Господа оказывается связана не только метафора суда как института. Изображение Страшного суда должно напоминать и о том, что коллеги средневековых судей, которые судили Христа, допустили ошибку. Это была первая судебная ошибка в истории христианского судопроизводства — суд над самим Христом, несправедливый приговор и казнь».

Для понимания этой символики очень важна средневековая теологическая концепция, которая называется доктрина искупления. Она развивалась в Западной Европе примерно с VIII века. Подробно ее начал разрабатывать

в XI веке выдающийся английский теолог Ансельм Кентерберийский. Он писал о том, что начиная с Адама человечество из-за своих грехов пришло в такое состояние, что только жертва Христа могла предоставить людям еще один шанс на спасение. В XIII веке доктрина искупления получила свое логическое завершение в трудах наиболее авторитетного средневекового теолога Фомы Аквинского, который писал, что Христос добровольно принес себя в жертву человечеству и эта жертва была необходима как самому Христу, так и всем людям.

«Из этой доктрины вытекал такой интересный вывод: если Христос принес себя в жертву ради людей, то люди должны не только об этом всегда помнить и быть ему за это благодарны, но и вести себя точно так же, если попадут в такую же ситуацию. То есть если они предстанут перед судом, они должны стать такими же идеальными преступниками, каким был Христос».

В связи с развитием этой метафоры Иисуса Христа как идеального преступника в средневековом искусстве получает большое развитие очень специфический сюжет «Ecce homo» — «Се человек». После суда Пилата Христа выводят на крыльцо и предъявляют народу в качестве преступника со словами: «Вот смотрите, се человек, это преступник, которого мы осудили».

На средневековых изображениях эта тема очень часто присутствует как бы в двух планах: на крыльце стоит сам Иисус Христос, а уровнем ниже, на земле, на всеобщее обозрение выставлены средневековые преступники. Таким образом, в одной картине совмещаются библейский план и план средневековой повседневной жизни.

Еще один сюжет, получающий развитие в средневековом искусстве, — Голгофа, на которой виселица, эшафот, любые средневековые орудия наказания соседствуют с орудиями Страстей Христовых: это то же самое копье, плеть, терновый венец, губка и все остальные атрибуты, которые нам знакомы по Евангелию.

На этом религиозная метафорика светского средневекового судопроизводства не заканчивается. Сам преступник в светских судебных документах именуется грешником: он совершает не преступление, а грех. Судья на пытке узнает

о совершенных преступлениях так же, как священник на исповеди узнает

у согрешившего о его проступках. Поэтому и исповедь, и пытка называются «лекарством». И грешника, и преступника, не покаявшегося или не признавшегося в своих преступлениях, церковные и светские власти в символическом плане воспринимают как мертвеца.

А прямо перед казнью, прежде чем повесить человека или отрубить ему голову, его вещи делят между собой палач и тюремщик, так же как вещи Христа были поделены под его распятием. 

«Средневековое правосудие знало самые разные варианты наказаний за преступления. Какие-то из этих наказаний были заимствованы из Античности, из Рима и даже из Греции. Какие-то явились продуктом средневековой культуры. Но одно оставалось абсолютно неизменным: всю систему наказаний в этот период отличала исключительная зрелищность, которая во многом сохранилась и позднее, уже в Новое и даже в Новейшее время».

В 1610 году в Париже казнили убийцу французского короля Генриха IV Франсуа Равальяка. Равальяк был цареубийцей, и для него разработали целый ритуал наказаний, которые были в один и тот же день последовательно приведены в исполнение. Прежде всего Равальяк был приговорен к публичному покаянию: его провели по улицам Парижа. Затем ему отрубили кисть руки, которой он нанес смертельный удар. Затем ему разорвали тело щипцами, потом четвертовали. В конце концов его останки были сожжены, чтобы от этого человека не осталось даже костей. Дом, в котором родился Равальяк, был снесен, и его владельцу была выплачена компенсация, с тем чтобы на этом месте больше никогда ничего не строилось. Родителей Равальяка изгнали из Франции, а прочие родственники должны были сменить фамилию, чтобы она не оставалась в памяти людей.

У людей Средневековья было не очень много развлечений, и публичную казнь они воспринимали как выступление фокусников или жонглеров. Судебные власти в какой-то степени этим пользовались. Например, они никогда не меняли место казни и маршрут, по которому к нему шел преступник. Услышав звуки барабанов или труб или голос глашатая, люди точно знали, куда бежать.

Властям нужно было донести до рядовых членов общества свою идею о преступлении и наказании, показать, что этот человек виновен в этом преступлении и поэтому приговорен вот к этому наказанию. Поэтому в Средние века очень долго жил принцип талиона, заимствованный еще из римского права: за преступление назначалось наказание, максимально воспроизводящее само преступление. Если человек совершал воровство, ему отрубали руку. То же могли сделать с убийцей. Если человек был фальшивомонетчиком, его заживо варили в котле, имитируя расплавленный металл, из которого этот человек отливал монеты. Если человек богохульствовал или оскорблял кого-то, то ему могли отрезать язык.

Рядовым жителям Западной Европы была хорошо известна эта зависимость между преступлением и наказанием. Но для того чтобы донести эту информацию, судьи использовали и дополнительные способы. В частности, очень часто около места казни или экзекуции устанавливались поясняющие таблички — конечно, рассчитанные только на тех, кто умел читать. Кроме того, глашатаи могли объявлять состав преступления. На еретиков надевали митры — головные уборы из пергамента, на которых писали состав преступления. Митры были в том числе на головах Яна Гуса и Жанны д’Арк.

К судебным чиновникам, признанным виновными в превышении должностных полномочий (обычно это вынесение несправедливого приговора, по которому человек был повешен), применяли публичное покаяние.

«В этом случае чиновник должен был лично, в окружении толпы, голым (как сообщают нам судебные документы, но не в том смысле, который вкладываем в это слово мы, а, скажем, босым, без пояса, без верхней одежды, в нательной рубахе или в подштанниках) дойти пешком до виселицы, где висел труп его жертвы, снять этот труп с виселицы, поцеловать его в губы, обнять и на руках отнести в церковь, где присутствовать при отпевании и затем при похоронах этой невинно осужденной жертвы. Если труп был уже в состоянии полного разложения, допускалось изготовление манекена, с которым и производились все последующие манипуляции».

Публичное покаяние применялось в качестве наказания за должностные преступления и к другим категориям населения: представитель знати должен был нести на плечах живую собаку, ремесленник — орудие своего труда, крестьянин — какие-то сельскохозяйственные орудия, а священники очень часто несли в руках книгу.

Любовники приговаривались бежать по улицам города с привязанной к их гениталиям веревкой.

Казнь политических преступников, обвиняющихся в изменах и заговорах, могла занимать до нескольких дней: символически она длилась вечно. Преступника нельзя было похоронить, он должен был исчезнуть с лица земли. В некоторых случаях труп должен был разложиться на виселице, его нельзя было снять. Иногда труп расчленяли и развешивали на разных виселицах по разным городам в назидание городским жителям или пришлым крестьянам.

До XVIII века знатным людям предназначались другие казни, чем простолюдинам. Это изменилось только в период Французской революции и после нее, когда повсеместно стала использоваться гильотина (существовавшая в разных европейских странах уже в XVI веке). Кроме того, с внедрением гильотины смертная казнь превратилась в абсолютно механизированную процедуру: палач был заменен машиной. В XIX веке сюда добавилось понимание того, что казнь через гильотину безболезненна.

Последняя публичная казнь была проведена в Версале в 1939 году. Спустя неделю под давлением общественности публичные казни сошли на нет. 

«Когда мы рассуждаем об истории права и судопроизводства, к какой бы эпохе эти рассуждения ни относились, мы подразумеваем, что всегда существует некая надличностная система подавления и контроля, которая существовала изначально. На самом деле это глубокое заблуждение. И к эпохе Средневековья, и, в общем, к новой истории, и к новейшей истории это не всегда применимо, потому что во все периоды жизни общества происходили ситуации, когда люди — простые обыватели, не представители власти — считали возможным вмешаться в процесс судопроизводства».

В качестве примера можно привести известную историю любви Абеляра и Элоизы. Дело происходило во Франции в XII веке. Абеляр — один из наиболее выдающихся средневековых мыслителей — прославился богословскими трудами и публичными выступлениями, будучи довольно молодым человеком. В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя).

В конце концов они стали близки, и Элоиза забеременела. Абеляр собирался продолжать церковную карьеру и не имел права жениться, и они заключили брак, который все родственники Элоизы пообещали хранить в тайне. Тайну они не сдержали, о недостойном поведении Абеляра стало известно в Париже, и ему был закрыт путь наверх по церковной иерархии. Тем не менее Элоиза не стала жить с Абеляром и вернулась в дом своего дяди. Ее родственники посчитали это недопустимым, и ночью они ворвались в дом Абеляра и насильно его оскопили: по его собственным словам, «они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались».

«С одной стороны, они вели себя неправильно: согласно неписаным нормам они не могли его кастрировать, потому что официально он был ее мужем. С другой стороны, мы наблюдаем этот самый парадокс средневековой правовой культуры, когда простые люди, не представители судебной власти, берут дело в свои руки и вершат самосуд. Родственники Элоизы мстили не столько за поруганную честь девушки, сколько за честь всей семьи, и в том числе за свое мужское достоинство. Это очень интересный феномен средневековой жизни, когда позор женщины оборачивается уроном, нанесенным мужчинам ее семьи».

Подобное вмешательство обывателей в судопроизводство мы наблюдаем и в других сферах средневековой жизни. Так, ордалии созерцали не только судебные чиновники, но и зрители, которые тоже становились свидетелями решения, вынесенного Господом. Известны случаи, когда люди отбивали преступника, которого вели на казнь, потому что считали приговор неправильным. Так, в 1406 году во французском городке Сен-Кантен приговоренный к казни мелкий воришка по дороге к эшафоту начал кричать, что он клирик. Казнить клириков было нельзя: их должна была судить церковь и приговорить их можно было только к тюремному сроку, поэтому собравшаяся толпа отбила этого человека у судебных чиновников. Кроме того, посторонние люди могли решить спор между двумя конфликтующими сторонами или стать свидетелями при заключении мирного договора.

Но нагляднее всего подобные случаи самосуда проявляются в ситуациях, когда преступление было совершено на сексуальной почве, то есть, как и в случае с Элоизой и Абеляром, речь шла о чести семьи. Обманутый муж мог кастрировать любовника своей супруги и быть помилованным: поскольку преступление жены оскорбляло его достоинство, его действия признавались законными. В случае, если соседи считали, что муж не наказывает свою жену и ее любовника как должно, наказание мог понести сам муж: его усаживали задом наперед на осла, так, чтобы он держался руками за хвост животного, и в таком виде катали по улицам города. Этот обычай существовал во всей Западной Европе и никогда не преследовался судебными властями; они вмешивались, только если муж и жена затевали драку с соседями, не желая участвовать в прогулке на осле. Тогда чиновники могли вмешаться и присудить супругам штраф.

«Таким образом, мы понимаем, что в Средние века не только судебные власти вершили правосудие, но и самые рядовые граждане могли исполнить некий ритуал, который не описывался ни в каких судебных документах нормативного характера, но был освещен традицией, и эта традиция всегда преобладала в отношениях между человеком и государством».

Около 1117 года

1140-е годы

На юге Франции распространяется движение альбигойцев

Папа Иннокентий III устанавливает ответственность епископов за борьбу с ересью и, таким образом, делает важнейший шаг в формировании инквизиции — специального церковного суда для искоренения ересей

Начало Столетней войны

В Констанце сжигают магистра Пражского университета Яна Гуса, признанного еретиком

Жанну д’Арк судят и сжигают по обвинению в ереси

Суд и казнь Жиля де Ре. Его обвиняют в ереси, вероотступничестве, содомии, богохульстве, заключении договора с дьяволом и убийстве множества детей

Казнь Франсуа Равальяка — убийцы Генриха IV

и состязание древностей

Подписка на еженедельную рассылку

Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости

Информация
Подписка

Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here