Известная женщина носившая искусственную бороду

к л е о п а т р а

эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду

• древнеегипетская царица, от рождения была страшненькой, но знала, как «укреплять фасад» и понравиться мужчинам, оттого и в мировую историю вошла как «идеальная любовница»

• женское имя: (греческое) слава отца, славная по отцу

• любовница Юлия Цезаря и царица Египта

• последняя царица Египта, покорившая сердце Юлия Цезаря

• стихотворение А. Блока

• стихотворение А. Пушкина

• царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве

• в качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию

• опера украинского композитора Ю. С. Мейтуса «Антоний и . »

• опера итальянского композитора Дж. Ф. Мальпьеро «Антоний и . »

• героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Моя жизнь»

• последняя царица Египта из династии Птолемеев

• имя этой царицы в переводе означает «славная своим отцом»

• не желая становиться пленницей своего врага эта царица велела принести в корзине ядовитых змей и умерла от их укусов

• как звали женщину, которая вместе со своим любовником командовала эскадрой и проиграла битву при Ациуме?

• эта знаменитая женщина носила прозвище Мериофана, что по-гречески означает «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин»

• персонаж произведения английского драматурга Б. Шоу

• персонаж произведения У. Шекспира

• балет русского композитора Р. Глиэра

• персонаж оперы немецкого композитора Г. Генделя «Юлий Цезарь»

• опера итальянского композитора Д. Чимарозы

• стихотворение В. Брюсова

• стихотворение А. Ахматовой

• царица, убитая змеей

• последняя царица Египта

• последняя египетская царица

• взрослая тезка Клепочки

• правитель древнего Египта

• любовница Юлия Цезаря

• Последняя царица Египта

• Царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве

• В греческой мифологии дочь Борея, супруга Финея

Какая известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду?

Такой вопрос есть в игре "Поле чудес":

Эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду. 9 букв.

Какой правильный ответ в игре "Поле Чудес"?

Возможно, что имеется в виду и Клеопатра, но нашла иной ответ.

Женщина-фараон, Хатшепсут – 9 букв, которая во время официальных церемоний иногда надевала мужскую одежду и прикрепляла искусственную бороду.

На фото гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут и бородой.

Так что ответ в поле чудес может быть двояким.

борода – не коса, так было бы проще. Но если покопаться в в истории, то можно встретить упоминания о том, что Клеопатра (а тут с известностью проблем нет) носила искусственную бороду, так что и по буквам и по смыслу подходит.

Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу

Как фотографировать зеркалкой, Азы фотографии, Ночное фото, Словарь терминов фото, Фото обработка, Как выбрать фотоаппарат, Обзоры фотоаппаратов и зеркалок

Эта известная в истории женщина иногда носила бороду

Леонид Аркадьевич задаёт вопрос: Эта известная в истории женщина иногда носила бороду

Будете вращать барабан, или назовёте слово?

Оставить комментарий

    Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу > Вопросы > Эта известная в истории женщина иногда носила бороду

    Copyright © 2012 Как правильно фотографировать? Советы начинающему фотографу

    Древние изобретения

    Джеймс Питер

    Содержание

    • В начало
    • Перейти на

    К середине 1 тысячелетия до н. э. мода на парики распространилась из Египта на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Как и фараоны, правители Древнего Мидийского царства (Иран), сделали парики частью своей повседневной одежды. Греческий писатель Ксенофонт описал первую встречу молодого персидского царя Кира со своим дедом по материнской линии — царем Мидии Астиагом (585—550 гг. до н. э.): “Затем он заметил под глазами деда краску, а лицо его покрывали румяна, на голове был парик из искусственных волос — грубый мидийский фасон”. Позже небольшое персидское царство Кира поглотило Мидию, и его империи переняли многие обычаи индийцев. Так, у Аристотеля мы находим, что парики были привезены в Анатолию (Турция) из Персии. Персидская империя, очевидно, познакомила с париками и Грецию. Однако здесь парики в основном выполняли функцию театрального реквизита, их цветом на сцене выражали различные характеры: светлые волосы предназначались молодым положительным героям, черные волосы и бороды — злодеям, рыжие — комическим персонажам.

    Парики египетских мужчин были разного стиля.

    Парики были особенно модны среди женщин Римской империи. Рассказывают, что нимфоманка Мессалина, жена императора Клавдия (41—54 гг.) надевала светлый парик, чтобы изменить внешность, когда отправлялась в публичные дома. Фаустина, жена императора Марка Аврелия (161— 180 гг.) имела несколько сотен париков, которыми пользовалась для более приличных целей. Римские женщины сильно завивали как искусственные, так и свои собственные волосы. По-видимому, изо всех концов империи привозились парики разных народов, любого фасона и цвета. Черные волосы доставлялись из далекой Индии. Однако самыми популярными были немецкие волосы соломенного и рыжего цвета. Римский поэт Овидий как-то подшутил над подругой, которая лишилась волос из-за болезни, сказав, что новая голова с волосами уже ждет ее в Германии. Архитектор Хрисипп отмечал, что белокурые волосы из Германии и Галлии в Риме ценились на вес золота.

    Римляне обычно носили парики, чтобы скрыть лысину. Так как мужчины зачесывали волосы на лоб, то хорошо сделанный небольшой парик выглядел очень естественно. Разумеется, это было лучше нарисованных на лбу волос, к чему прибегали некоторые лысые римляне. Конечно, встречались и грубые парики, как у несчастного Лентино, высмеянного в стихах римского поэта Марциала. Другой римский стихотворец Флавий Авиан описал смущение лысого адника, потерявшего парик во время скачки.

    Среди знаменитых римлян, носивших искусственные олосы, были императоры Оттон и Домициан. Известно, что они были лысыми, однако на монетах изображались с шевелюрой. Жестокий Калигула, участвуя в пьяных оргиях, перевоплощался с помощью разных париков. Парики использовали и в политических целях. К примеру, когда император Каракалла в 214 г. посетил северную границу империи, на нем была не только германская одежда, но и светлый парик, завитый по местной моде.

    Парики были популярны во всем римском мире до тех пор, пока христианская церковь не попыталась их опорочить. Церковь считала парики явным посягательством на целомудрие (особенно среди женщин), так как они предназначались для того, чтобы женщина выглядела привлекательной. Один из отцов церкви Климент Александрийский примерно в 200 г. писал, что тот, кто носит парик, не может быть посвящен в сан священника, поскольку благословенье Божье не может пройти через искусственные волосы. Его современник Тертуллиан доказывал, что чужие волосы могут осквернить душу:

    “Все парики являются личинами и измышлениями дьяво ла. если вы не отвергнете чужой волос как богопротив ный; я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечисто го человека”.

    Действительно, в 692 г. Константинопольский Собор отлучил от церкви ряд христиан за ношение парика. Растущее осуждение церковью париков привело к тому, что в средние века их прекратили носить и даже на длинные волосы, особенно у мужчин, смотрели неодобрительно. Однако в театре продолжали использовать парики. В Европе они становятся снова популярны только благодаря королевскому покровительству. В VI в. английская королева Елизавета прятала под париком свои седеющие волосы и таким образом вернула моду на парики в Англии. Говорят, что у Елизаветы была коллекция из 80 париков различного цвета, включая каштановый и золотой. В 1624 г. король Франции Людовик XIII из-за венерической болезни облысел и стал носить парик. Его сын, Людовик XIV, тоже стал носить парик, когда его волосы поредели. Этой моде начали следовать и придворные, открыв тем самым новую эру париков в конце XVII—начале XVIII вв.

    В древности египтяне, как правило, исполняли не только странную причуду — подрезали усы и бороды, но и тщательно брились (см. “Бритвы”). Обычно на египетских произведениях искусств лишь соседи-варвары, торговцы или крестьяне были изображены с естественными волосами на подбородке. Исключением является рисунок на усыпальнице фараона Рамсеса VII, где он изображен в карикатурном виде — со щетиной на лице.

    Однако, несмотря на такое непочтительное отношение художника к покойному монарху борода считалась (как и волосы вообще) признаком высокого социального положения, даже если была не в моде. Поэтому нередко к подбородку крепили искусственные бороды из волос человека или из шерсти животного, ровно подстриженные снизу (только богов обычно изображали с бородами, завитыми на конце). Простолюдины могли носить короткие бороды — длиной не более двух дюймов, тогда как цари с гордостью выставляли напоказ длинные роскошные бороды в форме треугольника, спускавшегося с подбородка. Известна даже женщина, носившая бороду, — это Хатшепсут, одна из нескольких женщин-фараонов Египта, прославившаяся тем, что участвовала в экспедиции к земле Пунт (см. “Первый Суэцкий канал” в разделе Транспорт). Она имела все титулы

    фараона и на многих барельефах изображена с искусственной бородой во время официальных празднеств. Однако искусственные бороды носили не только древние египтяне. Престарелый вождь из Центральной Азии, замерзшее тело которого хорошо сохранилось и вызвало интерес благодаря татуировке (см. “Татуировка”), оказался чисто выбритым, однако под его головой лежала искусственная борода из натуральных волос, окрашенных в темно-каштановый цвет.

    Искусственные бороды неожиданно вновь появились в средневековой Испании. К середине XIV в. они стали настолько модными, что богатый дворянин, должно быть, имел несколько бород, разных по цвету, форме и размеру — на все случаи жизни. Эти “парики для подбородка” (так их позже стали называть) были мастерски сделаны и использовались как маскировка для всякого рода озорства. В самом деле, злоупотребления искусственными бородами приняли такие масштабы, что король Арагона вообще запретил их носить. После этого в Руане (Франция) искусственные борода стали изготавливать нелегально. Однако в 1513 г. власти были вынуждены издать новый (указ), снимавший запрет на ношение бород, что свидетельствует об их большой популярности.

    Охотники, жившие на холодном севере в позднем каменном веке, носили не небрежно переброшенные через плечо шкуры, а добротно сшитую одежду из звериного меха. В местах их поселения, относящихся к 20 тысячелетию до н. э., археологи обнаружили древнейшие костяные иголки с ушками. То, что они предназначались для пошива одежды, полностью подтвердили другие открытия. По цвету фунта, бусам и другим украшениям, найденным в трех мужских захоронениях в 1964 г. в Сунгире (Россия), археологи определили, что умершие были похоронены в шапках, рубашках, брюках и мокасинах из меха или кожи. В современном поселке Бурет (на юге Сибири) была найдена фигурка, вырезанная из бивня мамонта, одетая в меховую одежду, напоминающую традиционную эскимосскую.

    Могила человека, жившего в 20 тысячелетии до н. э. в Сунгире (Россия). Сотни бус из слоновой кости на верхней части тела являются остатками украшений шапки и рубашки.

    Фигурка человека (высота 4,8 дюйма ) в меховой одежде, выточенная из бивня мамонта 20 тысяч лет назад; найдена в поселке Бурет (Сибирь).

    Вернемся, однако, к позднему каменному веку. На рисунках конца VII в. до н. э. в поселении Чатал Хююк (Турция) изображен человек, одетый в шкуры, по-видимому, розового леопарда, и головной убор из такой же шкуры. В Чатал Хююке также были найдены куски льняных тканей того времени, в частности, юбки девочки. Они долгое время считались древнейшими образцами ткачества. Однако недавно был обнаружен тайник льняных изделий, сохранившихся в крошечной пещере (благодаря сухому воздуху) в Нахал Хемере (Иудейская пустыня), заложенный около 6500 г. до н. э.

    Древнейший дошедший до нас хлопок (5 тысячелетие до н. э.) был найден при раскопках в Мехраре на равнине Инда (Пакистан). Археологические находки в Новом Свете свидетельствуют о том, что хлопок выращивали жители побережья в Перу еще в 3500 г. до н. э. В шумерском городе Ур (юг Ирака) к 2000 г. до н. э. производство тканей приобрело широкий размах. Процесс изготовления одежды в древности был весьма трудоемким, несмотря на то что уже был изобретен простейший ткацкий станок. Тонкий знаток этогодела, житель древнего Шумера Сэмюэл Креймер подсчитал, что трем женщинам потребовалось бы 8 дней, чтобы соткать кусок ткани размером 10,5 на 13 футов. Тем не менее древние умельцы достигли превосходных результатов, о чем свидетельствуют, например, шедевры ткачества египтян, самых известных производителей льна в древнем мире. При тщательном изучении под микроскопом образца удивительно тонкой ткани, найденной в районе Мемфиса, было установлено, что каждый дюйм се состоял из 540 поперечных и 110 продольных нитей. Хлопчатобумажная материя, более плотная, чем современный материал для парашютов, изготовленная древними перуанцами в последние несколько веков, была также превосходного качества (см. “Воздушные шары” в разделе Транспорт).

    Борода

    → Коса / Косичка / Гермафродит /

    ► мужественность, мужская сила, сила;

    отвага, мужество, храбрость,

    мудрость, опыт(ность), консерватизм;

    радикализма и революционности (Например, “барбудос” на Кубе, молодежная мода);

    достоинство, независимость, гордость, почет;

    признак возмужалости, зрелость (В странах западной культуры );

    печаль, пожилой возраст, старость (В странах Востока );

    борода богов неба интерпретируется как:

    спускающиеся на землю лучи Солнца;

    падающий благодатный дождь;

    Цвет бороды имел свой смысл:

    золотой — солнечные лучи;

    синий — зло (Синяя борода);

    рыже-красная — измена (В Средние века Каин и Иуда изображались непременно рыжими);

    седая — лучи Луны, это достоинство, почет, старость.

    Значимый символ во многих культурных традициях.

    Бородатые богини (Аштарет, Венера Милитта) символизируют бисексуальность (см. андрогин).

    Обрезание бороды — поношение, наказание, покаяние, печаль, неволя.

    Философы Индии, Ассирии, Халдеи, а также древние евреи отращивали бороды – знак их мудрости.

    Была предметом тщательной заботы и ухода, вплоть до специальной ароматизации.

    Первоначально божества многих религиозных культов изображались исключительно бородатыми.

    Почти всегда с бородой изображаются правители, герои и мудрецы боги, если только их не хотели изобразить в виде юношей.

    На собственной бороде мужчина может давать клятву, зарок в чем-либо, обещание (Средневековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”).).

    В Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись.

    В Древних Греции и Риме признак достоинства философов и риторов.

    В классической древности, безбородым юношам и женщинам, доказавших храбрость и мудрость давали искусственные бороды.

    В античном искусстве кельты-враги почти всегда изображались с усами.

    На Крите минойского периода мужчин изображали без бороды.

    Во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой.

    В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.

    Уязвимая точка в боевой схватке, поэтому еще Александр Македонский приказал своим воинам гладко бриться, дабы рука врага не схватила бороду солдата.

    Персиуш (Сатирик, живший в Риме в I в. н.э.) назвал Сократа «Magister barbutus» – «бородатый учитель».

    Лукиан из Самосаты по поводу бород выражался весьма язвительно:

    «Если бы борода действительно была гарантией мудрости, то козел стал бы выше Платона».

    «Бородатый» — прозвище некоторых властителей:

    император Византии Константин IV Погонатус — от греч. “погон” – “борода”;

    польский князь Генрик I;

    Фридрих I Барбаросса — “рыжебородый”;

    король Дании Свен I Габельбарт — “вилобородый”.

    В сказке Перро Синяя борода (Главный персонаж убивает своих женщин и запирает их в потайной комнате ) – символ зверства и инстинкта обладания. Синий цвет означает ужас (жуткий страх (Peur blеu (дословно “синий страх”) – жуткий страх )). Главный персонаж – символ жестоких и деструктивных чувств, темных аспектов сексуальности, которые должны быть спрятаны за запертой и тщательно охраняемой дверью.

    С космической точки зрения, сюжет сказки можно соотнести с символической смертью утренней зари, убиваемой солнцем.

    Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, например, у северояпонского пранарода айнов.

    Знаком храбрости и силы считалась красная борода.

    Хотя у китайцев борода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужей всегда изображают с бородой.

    У аборигенов доколумбовой Центральной Америки рост бороды наблюдался также редко, однако некоторым богам ее приписывали, например Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘”змей, покрытый перьями”). В культурах Южной Америки андского пояса также встречаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоидными пришельцами.

    Волосок от бороды Мухаммеда хранится и почитается как реликвия в городе Сринагаре.

    Гораций «Сатиры»: «Sapienten pascere barbam» – отпустил бороду мудреца.

    «Спорить о бороде императора» – о чем-то несущественном,

    «Спорить о козлиной бороде» – Гораций упоминает праздный вопрос, можно ли считать щерстью козлиную бороду или нет.

    «Подергать кого-либо за бороду» — унизить.

    Пословицы: «Борода мудрости не прибавит, борода философом не сделает».

    «Подергать черта за бороду».

    «Седина в бороду, а бес в ребро».

    «В белой бороде не пройдешь по воде. », т. е. старый человек нуждается в помощи.

    «При седой бороде не до пустой болтовни. ». Арабская.

    В исламском мире распространена шутливая поговорка: “Клянусь бородой пророка (Магомета)”;

    «Когда перо с пером вступит в разумное соревнованье, уничтожится, исчезнет дикость нравов, спадут бороды суеверия» («Каэтану Венгерскому» И. Вабицкий).

    (Петр I у А. Мицкевича, «Дзяды»).

    «Бороды у них длинные, усы вьющиеся, а взор дикий. »

    (О разбойниках. “Возвращение отца” А. Мицкевич).

    «Опалить кому-либо бороду» — устроить полный разгром, привести в полное ничтожество.

    «А ну-ка, опалим бороду королю испанскому!» Слова сэра Френсиса Дрейка, когда его корабли ворвались в порт Кадикс и начали уничтожать испанские корабли (1587).

    Острота или анекдот «с бородой» — старый, как мир.

    «Злые мальчики тянут за бороды» (“Сатиры” Горация).

    «Плюнуть себе в бороду» — просчитаться в чем-либо, сделать самому себе зло.

    «Задрать бороду» — умереть (жарг.).

    Обычай красить бороды высмеян Уильямом Шекспиром в пьесе «Сон в летнюю ночь»:

    Сподек спрашивает: «Так в какой же мне бороде появиться, чтобы выглядеть внушительнее? Пусть будет естественный цвет, или лучше какой-нибудь смешанный? А то можно ярко-померанцевый, или же даже искристо-пурпурный, или просто, как чистое золото!»

    Праотец Адам, пророки, цари, аристократы и полководцы традиционно изображались с бородами.

    Тот же касается иудео-христианского Бога-Отца.

    В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время извод (с длинными волосами и небольшой бородкой) внедрился значительно позже.

    Западные священнослужители, которые намеренно не хотели подчеркивать свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безбородыми в отличие от членов некоторых орденов и отшельников, которые рассматривали бритье как тщеславие и суетность.

    Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточной церкви бородаты. Согласно православной традиции, борода напоминает верующему об образе Бога — именно поэтому русские старообрядцы никогда не стриглись и не брились. Священнослужители православной церкви также не имели права подстригать волосы и бороду.

    «Бородатая дева» / Св.Куммернус («Куммернус» по-видимому, преобразованное византийское имя «Комненос») (вар.: Вильгефортис или Либорада). Появление этого легендарного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изображен в длинной византийской одежде. Несведущие паломники считали его изображением девушки, воспротивившейся приказу своего отца и отказавшейся от замужества с язычником. По ее молитве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец позволил ей креститься.

    В Кельтской легенде, женщины просили, чтобы молодой герой Кухулин прикрепил бороду к подбородку.

    В набеге (The Cattle Raid of Cooley) ирландские воины отказались сражаться с безбородым ольстерским героем и он был вынужден волшебно делать себя ложную бороду из травы (WINI p. 309).

    Франкские воины были бородаты; в средневековье Девять Worthies (Nine Worthies . ) носил золотые бороды как признак их мастерства и престижа.

    Сикхские традиции связывают бороду с чувством достоинства.

    Семитские традиции связывают бороду с мужественностью и чувством достоинства и придают ей большое значение. Рассматривалась как украшение лица человека. В Ассирии, Израиле, Египте властители и жрецы пользовались искусственными бородами, которые были завиты, напомажены, посыпаны золотой пылью или окрашены раствором хны. Сквозь волосы бороды протягивались золотые и жемчужные нити. Такая мода длилась около пятнадцати столетий. Часто пропитывались ароматическими веществами.

    В Вавилонском талмуде (Санхедрин, т. 1006) говорится: тонкая борода — признак хитрости, толстая — глупости.

    Восточная практика (I Kings 20: 9) должен был поцеловать бороду как символ уважения(отношения).

    Обрить бороду значило причинить смертельное оскорбление (страшное унижение): так Ганон приказал выдрать по половине бороды у слуг Давида. «И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар 10: 5).

    Бритье бороды разрешалось лишь как знак траура или горя, в последнем случае, борода чаще просто закрывалась (охватывалась руками). Прокаженные были должны носить завесу по их бородам.

    «Услышав о разрушении Иерусалима, пришли восемьдесят мужей, сбривших свои бороды, и молились, и плакали, и на остатках святыни принесли жертву». Иеремия.

    Несмотря на это, священники в Древнем Египте брили бороды, главы, и волосы на теле; Моисей установили, что, когда левит предопределялся духовенству, они должны быть полностью бриты (Чис 8: 7).

    Грязная и растрепанная борода – признак безумия: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21: 13).

    Хотя Древние Египтяне брились, «от начала времен», Francois Daumas пишет (DAUE p. 582), «их боги были отличались тем, что носили длинную и узкую искусственную бороду. Она была заплетена и крепилась к ушам проводами, сокращающими стороны лица. Короли разделили эту привилегию с богами («their gods were marked out by wearing a long and slender imitation beard. It was plaited and secured to the ears by wires running down the sides of the face. Kings shared this privilege with the gods.»)».

    Даже юные безбородые правители и царицы, появлялись перед народом и изображались с накладной бородой, которая подчеркивала их статус и равенство по власти царям. Так изображали царицу Хатшепсут.

    Тип искусственной бороды с изогнутым вперед концом еще и сегодня носится сановниками некоторых центральноафриканских племен.

    – признак возмужалости. Бородатыми всег-да изображались герои, цари и бо-ги, если только их не хотели изо-бразить в виде юношей. Египетскую царицу Хатшепсут часто изо-бражали, чтобы обозначить ее функцию, с искусственной эспа-ньолкой. Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, как, например, у северояпонского пра-народа айнов. В Древнем Китае отличительным знаком храбрости и силы считалась красная борода. Хотя у китайцев от рождения бо-рода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужчин все-гда изображают с бородой. У або-ригенов доколумбовой Централь-ной Америки рост бороды наблю-дался также редко, однако некото-рым богам ее приписывали, напри-мер Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘“змей, покрытый пе-рьями”). В культурах Южной Аме-рики андского пояса также встре-чаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоид-ными пришельцами. В античном искусстве кельты-враги почти всег-да изображались с усами. На Кри-те минойского периода мужчин изображали без бороды, однако во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой. В Риме сбрива-ние бороды было принято до прав-ления императора Адриана и сно-ва возобновилось с приходом Кон-стантина Великого. Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточ-ной церкви бородаты. Западные священнослужители, которые на-меренно не хотели подчеркивать

    Борода/усы: Реклама фик-сатуара для усов, 1911 г.

    свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безборо-дыми в отличие от членов некото-рых орденов и отшельников, кото-рые рассматривали бритье как тщеславие и суетность. В ранне-христианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время способ изобра-жения его с длинными волосами и небольшой бородкой внедрился значительно позже. “Бородатой девой”’ в христианской легенде на-зывают св. Куммернус (другие ее имена: Вильгефортис или Либора-да). Появление этого странного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изо-бражен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие язы-ка паломники считали его изобра-жением девушки, которая отказа-лась выйти замуж за язычника по приказу своего отца. По ее молит-ве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец поз-волил ей креститься (“Куммернус” является, по-видимому, преобра-зованным византийским именем “Комненос”). В исламском мире распространена поговорка: “Кля-нусь бородой пророка”; волосок от бороды Мухаммеда хранится и по-читается как реликвия в городе Сринагаре. О том, что в Западной Европе борода и мужское достоин-ство отождествлялись, свидетель-ствуют такие выражения, как сред-невековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”), в то время как “спорить о бороде императо-ра”, т. е. о чем-то несущественном, предположительно должно было бы значить “спорить о козлиной бороде” в смысле упоминаемого Горацием праздного вопроса, можно ли считать щерстью козли-ную бороду или нет.

    Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, «брада доле Захарии пророка», могут быть такие дополнения как «…узка, концы маленько подво-и лися» или «брада Павла апостола», «брада Николина» — свт. Николая Мир Ликийских, «брада аки Сергиева» — св. прп. Сергия Радонежского, «брада аки Антипина» — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: «…брада аки Козмина, кудрявата», и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — «браду… малу и зело ретку, размесну велию», у Макария Александрийского — «брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли» (сведения по Б. см.: -«Иконописный подлинник» С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.

'"; cachedBlocksArray[294636] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'7sruufown3e',block:'132284',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294635] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'oye8y4fenc',block:'132283',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294637] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'tyn1pxfit9f',block:'132387',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294632] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'79y1272v6io',block:'132277',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294634] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'bjdjumrupdo',block:'132280',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294633] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'awdwaow4fvk',block:'132281',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'";
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here