Можно ли брить бороду в пост

Борода — почему православные носят бороду?

Борода — почему православные носят бороду?

Тогда было сказано: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В «Ветхом Завете» в книге «Левит» написано: «Да не коснется бритва вашей бороды»… Я как-то однажды был в Казахстане, зашел в одну общину сектантскую. А у них как раз должно было начаться собрание. Я в подряснике был. Они видят – зашел священник, их «пастырь» тут же встал за кафедру, закрыл глаза, молится… Потом спросил: «Вы зачем пришли?»

– А разве у вас запрещается входить?

– Нет, не запрещается.

– Ну, вот я и зашел посмотреть, как люди добрые живут.

– Если у Вас вопросы, касающиеся веры – спрашивайте, а нет – уходите.

– Ну, хорошо. У меня будет один ВОПРОС. Вы Священное Писание целиком признаете?

– И «Новый» и «Ветхий Заветы»? -Да.

– А в книге «Левит» (Лев.19:38) сказано: «Да не коснется бритва вашей бороды». Как же вы все бритые? А вроде бы Священное Писание исполняете?

– Это было в «Ветхом Завете»!

– А Христос пришел не нарушить закон, но исполнить. Так и написано.

– А мы бреем потому, что приходится в народ выходить…

– Но это же не причина…

– Знаете, когда слуга Давида, исполнив послушание, вернулся без бороды, он сказал: «Моего слугу очень обезчестили». И Давид не принял слугу в святом граде Иерусалиме, а отправил его в Иерихон, за 18 километров от Иерусалима, и сказал: «Живи там до тех пор, пока не отрастет твоя борода, а как только отрастет – придешь».

Священники, когда надевают епитрахиль, так-то молитву произносят: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на священники Своя, яко миро сходяще на главу, браду, браду Аароню, сходяще на ометы одежды его». Как же читать эту молитву, если бороды нет? Господь дал мужчине бороду не случайно. Есть такое дерево – лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии… Почему же бреют бороды? Было время, когда язычники, чтобы продлить свою молодость, брились… Но они не знали Истинного Бога. Как-то к нам в монастырь приехал один мой знакомый. Пока жил у нас, отрастил бороду. А когда приехал домой, его маленькая внучка увидела деда с бородой. Ее потом спрашивают: «Как дедушке – хорошо с бородой?» Она говорит: «Очень хорошо!» – «А без бороды на кого он похож?» – «На бабушку»…

Протоиерей Артемий Владимиров: зачем православным нужны бороды

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных

Петр I стрижет бороды боярам. Художник Д. Белюкин

— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который ,благодаря своим советникам ,умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства,очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем ,исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл МИЛОВИДОВ

Как будет выглядеть ссылка:

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных

Современные люди боятся говорить о серьезных вещах прямо. Почему в наши дни ирония стала так популярна? От чего она защищает? Об этом Нескучный сад спросил у поэта, филолога, преподавателя кафедры теории и истории мировой культуры философского факультета МГУ Ольгу Седакову

100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров

Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов

Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?

Есть ли у графоманов вдохновение? Как отличить подлинную поэтическую мысль от суррогата? Об этом — поэт Александр КУШНЕР

21 апреля в 85 городах России и мира пройдет акция «Тотальный диктант». Цель акции — привить людям желание изучить правила родной орфографии. Нескучный сад спросил старшего научного сотрудника сектора изучения русского литературного языка Института русского языка РАН Александру Плетневу о том, каким образом сложились эти правила и зачем они нужны

19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи – тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.

Какую науку дети старательно забывают, вырвавшись из школьного класса? Для них по-прежнему дважды два равняется четырем, а Лондон остается столицей Великобритании. Но стоит им «на4ать smsицца» – и следа не остается от правописания. Да может, и в самом деле, позволить каждому писать, как хочется, и не париться? Понимают же люди и такое, а кто не поймет – переспросит. В отличие от арифметики и географии, правописание – вопрос договоренности. Или не так?

В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания — для веры не самые тяжелые.

На работе, где мы проводим большую часть жизни, человек чаще всего реагирует на коллектив, а не на собственные принципы и цели. Как же остаться собой, не потерять себя в коллективе, одновременно не вступая с ним в нарочитое противодействие?

Зачем нужен графический дизайн православной книге? Почему дети нередко больше любят потрепанную книжку-раскладушку, чем компьютер? А еще – почему иногда случается, что творческий человек – художник, писатель, приходя к вере, словно теряет свой талант? Обо всем этом — книжный график Борис ТРОФИМОВ

Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России

Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством

По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова

Как лучший период своей жизни Рената ГАЛЬЦЕВА вспоминает работу над «Философской энциклопедией» в самые застойные советские времена. Это была попытка возродить подлинное творческое лицо философии. Такая задача, естественно, раздражала идеологическое начальство, и ее можно было назвать «маленьким крестовым походом». По ходу дела Гальцева занималась распространением самиздата русских религиозных мыслителей: «Из-за границы давали книгу, Рената подходила к опечатанному ксероксу и внушала работнице ксерокса, что это очень нужно для России», – вспоминает литературовед Ирина Роднянская. Сегодня Рената Гальцева в интервью «НС» говорит о том, почему, приходя в Церковь, многие художники и писатели начинают писать «хуже» и как не бояться старости

Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».

В научном сообществе археолога Павла ВОЛКОВА признают уникальным специалистом по экспериментальной археологии. Но при этом один из его коллег-атеистов пишет о нем так: «истово верующий археолог, да еще палеолитчик – феномен парадоксальный, потому что археология палеолита – одна из самых главных опор атеистического мировоззрения». С парадоксальным новосибирским ученым, автором недавно вышедшей книги «От Адама до Ноя. Археология для православных» Павлом ВОЛКОВЫМ встретился корреспондент «НС»

Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне — Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.

Движение «Митьки» возникло в восьмидесятые годы в Питере по типу западных хиппи и панков, но — с большой разницей: протест в нем — не главное. Основатель, художник Дмитрий ШАГИН говорит, что секрет «Митьков» — в способности посмотреть со стороны не только на других, но и на себя. И увидеть доброе. Художник Дмитрий Шагин любит Питер, ходит в церковь, не смотрит ТВ, бросил пить (19 лет назад). Медиаскандалы вокруг Церкви считает «нормальным испытанием», а главным злом — погоню за наживой

Мартин Скорсезе решил снять фильм про Петра Мамонова. Американский режиссер известен своим чутьем на имена и явления в русской культуре. В свое время он заново открыл американским киноведам "Летят журавли" и сделал известным шедевр Ромма "Я, Куба". И вот — рок-легенда и актер, живущий в маленькой деревушке под Вереей. Публикуем интервью с Петром МАМОНОВЫМ

Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.

Является ли бритье бороды – выражением немужественности и грехом?

В Древнем Израиле вопрос о том, носить или не носить бороду вообще, даже не ставился. В Ветхом Завете в кн. Левит запрещено, подражая языческим обычаям, выражать скорбь по умершим, обезображивая свою бороду.

"И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен" (Лев. 19:1-2, 27-28)

"И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им. Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем" (Лев. 21:1-5).

Вот как это толкуют блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский:

"Вопрос 28. Что значит сказанное: не сотворите обстрижения кругом (σισόην) от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших, и кроения не сотворите на теле вашем о души: и язв настреканных да не сотворите в вас (Лев. 19: 27-28)?

Некоторые слово: τὸ σισόην переводили: с намерением сделанные из волос кудри; но думаю, что закон запрещает иное. У еллинов было в обычае не обстригать волос на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды, когда оплакивали кого, и делать нарезания на щеках в честь умерших, а некоторые части тела накалывали чем-либо острым, и покрывали чёрною краскою в угоду демонам. Сие-то и запрещает божественный закон." (Блж. Феодорит, еп. Киррский. Творения, Ч.1. – М., 1855. – С. 183).

"Итак, закон дозволил освященным подходить к умершим, очень близким для них по родству (Лев. 21: 1-6); но умеряет это и не дозволяет нарушать наиболее приличествующее им посредством пользования этим правом в излишестве и сверх нужды, дабы тем не оскорбляем был почётный дар священства. Так, например, запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображивания лица, брить бороду; повелевает также, чтобы и другие нечестивые дела еллинского безумия, разумею нарезы на теле, даже на мысль не приходили: ибо сочувствовать близким родным в скорби нисколько не безрассудно, но совершенно безобразить себя было бы вполне нелепо и безумно; потому что сказано: вся благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14:40)" (Кирилл Александрийский, свт. Творения, Ч.2. – М. 1882. – С. 351-352).

О том, что вообще сбритая борода была бесчестием, говорит следующее место: "И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь" (2 Цар. 10:4-5).

Царь Давид не сказал своим слугам, чтобы они сбрили остаток бороды, но приказал ожидать, пока она отрастёт полностью, и только тогда возвращаться в Иерусалим.

Считалось, что брить бороду – противоестественно.

  • О грехе брадобрития – Игнатий Лапкин
  • Является ли бритье бороды – выражением немужественности и грехом? – Дмитрий Цорионов
  • Может ли православный брить бороду? – игумен Виталий Уткин

Прп. Исидор Пелусиот, письмо 463, к Дионисию младшему: "Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не подражаешь отцовскому целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лицо свое естественного цвета величавости и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это не что иное значит, как укорять Создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой зрелости, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким-то сомнительным скопцем".

Бороду брили для совращения в блуд лиц противоположного пола. Об этом говорит византийский канонист XII века Зонара в толковании на 96 правило VI вселенского Собора.

96 правило VI Вселенского собора:

"Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен".

Толкование Зонары на 96 правило VI вселенского Собора:

В Древней Руси повреждение бороды считалось тяжёлым оскорблением.

Краткая Русская правда (по Академическому списку половины XV в.):

"6. Аще ли перстъ оутнеть которыи (а) любо, 3 гривны за обидоу. 7. А во оусе 12 гривне, а в бороде 12 гривне".

В статьях 6–8 находим пени за обиды, причем повреждение, нанесенное усам и бороде, оценивается дороже отрубленного пальца, наравне с наиболее тяжелым оскорблением.

Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.):

"60. А кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету пpoдaже".

М.Ф. Владимирский-Буданов предлагает читать статью так: "если у кого будет вырвана борода и обиженный или представит вещественные улики или свидетелей, то оскорбитель платит 12 гр. продажи" (Хрест., вып.1, стр.61, прим.104). "Въньметь знамение" – останутся знаки, что борода была порвана. Сходный текст в Изборнике 1073 г.: "учять же ныне взимати знамением" (Срезневский. Материалы, т.1, стр.389), т.е. обращать внимание на знамение. Обвинение (поклеп) без свидетелей считается недоказанным.

Сокращенная Русская Правда (по Толстовскому списку второй половины XVII в.):

"21. А кто порвет бороду, а возмет знамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи".

Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду. В XVII – нач. XVIII века бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. См. об этом, например, в книге: С.М. Соловьев. История России с древнейших времен.

Бритьё бороды свидетельствовало о нездоровых наклонностях мужчины или.

Церковный Устав великого князя Ярослава:

"Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить." (Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. Приложения к т. 2. с. 577). То есть в уставе Ярослава стрижка головы и бороды считалась преступлением.

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено.

Георгия, митрополита Киевского, стязанье с латиною:

"Иже постригают бороды своя бритвою, иже есть отсечено от Моисеева закона и от Евангельска" (Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви).

Из лекций по Истории Русской Церкви проф МДА В.Д. Юдина: "Супруга Василия III Соломония обращалась к знахарям, чтобы избавиться от неплодия и приворожить мужа. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, также прибегал к ведунам, чтобы они помогли ему произвести потомство (Ивана IV). Между прочим, Василий даже сбрил бороду, чтобы нравиться молодой жене, чем осквернил себя".

Вот как обличают бритьё бороды древнерусские проповедники:

"Соборник" митрополита Даниила (годы жизни 2-я пол. XV в. — 1547 г.), Слово 12:

"Великий подвиг совершаешь ты, угождая блудницам: переменяешь одежды, надеваешь сапоги весьма червленые и крайне тесные, так что ногам твоим приходится терпеть великую нужду от тесноты их и гнетения. Волосы твои не только срезаешь бритвою и с плотию, но и щипцами исторгаешь из корня и не стыдишься выщипывать; позавидовав женам, мужеское свое лицо претворяешь на женское. Или весь хочешь быть женою. Если не хочешь, то зачем волосы бороды твоей или и ланит твоих щиплешь и не стыдишься исторгать из корня, а лицо твое много умываешь и натираешь и делаешь ланиты твои червленными, красными, светлыми. " Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви.

Первое послание митр. Макария от 25 мая 1552 г.:

"Если же некоторые из вас, забыв страх Божий, и заповедь царскую, и наше духовное наставление, не станут каяться в своих согрешениях и впредь начнут брить или обсекать бороду, или подстригать усы, или впадать в скверные содомские грехи с отроками, или начнут впадать в прелюбодейство и блуд с пленными женами и девицами и потом будут обличены, то всем таким быть от благочестивого царя в великой опале, а от нашего смирения и от всего священного Собора — в отлучении, по священным правилам, от святой Церкви и всякой святыни" (Цит. по: Макарий Московский, митр. История Русской Церкви).

Пострижение брад было запрещено на Стоглавом соборе из-за безнравственных причин этой практики. Стоглавый собор:

"От священных правил о пострижении брад. Глава 40

Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече: "Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом". Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им постризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от Бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете Богу угодити отступите от зла. И о том сам Бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити. "

Из комментария к Стоглаву: "Вопрос 25. В вопросе говорится о мирянах. Автор касается внешнего вида прихожан. Особенное возмущение вызывает бритье бород и усов и ношение одежды иноземного покроя. Все эти новшества, вызванные укреплением связей с Западной Европой, осуждались большинством духовенства. В качестве одного из "неисправлений" рассматривал бритье бороды и усов Касьян, об этом же писал Сильвестр в своем послании царю, резко выступал против брадобрития митрополит Макарий. Таким образом, представители различных группировок в "Избранной раде" объединились в своем порицании новых обычаев, распространявшихся среди мирян. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик. В послании Сильвестра Ивану IV этому пороку уделено большое место, причем именно в связи с распространением брадобрития.

Глава 40. Среди новых веяний, получивших большое распространение на Руси в XVI в., было и бритье бороды. Вопрос 25-й ставил перед собором эту проблему. Глава пространно, со ссылками на авторитетные источники, отвечает на него. Правда, не все ссылки истинны. Например, правила "святых апостол" ничего не говорят о пострижении брад (также как и 11 правило VI Вселенского собора – Д.А.). Греческий царь Констянтин Ковалин – имеется в виду византийский император Константин V Копроним (741-775 гг.)".

P.S. Да, без бороды изображаются на иконах: Георгий Победоносец великомученик Пантелеимон, великомученик Димитрий, мученик Трифон. И на это этом все… И скорее всего, это связано с генетикой – эти люди от природы были безбороды. Некоторые святые написаны без бороды из-за юного возраста. Например, апостол Иоанн:

Статья вполне четко показывает, что в еврейской, греческой и древнерусской культуре борода была символом мужественности, а бритье бороды – символом похотливости и человекоугодничества. Есть над чем подумать современному человеку, почему природная мужественность сейчас не в моде?

Есть иереи, у которых по естеству борода плохо растет, но для чего ее коротко подстригают те, у которых она растет хорошо? Один из священников мне рассказывал, что есть прихожанки, которые намеренно идут на исповедь ко священникам с подстриженными бородами и сторонятся тех, кто их отращивает. Почему? Подумайте, почему некоторые женщины стремятся к женоугодникам, не потому что они вместо горьких обличений человеко-(жено)-угодничают?

Читайте другие публикации раздела Христианское благочестие. Жизнь во Христе

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

'"; cachedBlocksArray[294636] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'7sruufown3e',block:'132284',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294635] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'oye8y4fenc',block:'132283',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294637] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'tyn1pxfit9f',block:'132387',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294632] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'79y1272v6io',block:'132277',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294634] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'bjdjumrupdo',block:'132280',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294633] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'awdwaow4fvk',block:'132281',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'";
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here