Полная информация по теме "пахарь русь борода топор одним словом" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Ответы на уровни 741-750 игры Угадай слово по подсказке

Игра Угадай слово по подсказке на Android и IOS (от Sayrex) — это игра из жанра головоломок от создателей “Составь слова из слова”, «Найди и угадай слово», «Угадай слово на фото» и “Составь слова из букв”, Которая включает в себя более 3500 интереснейших уровней. В игре есть стартовый капитал в 500 кристаллов.

Как Вы уже догадались в этой игре вам предстоит угадать слово используя слова-подсказки, первое слово открыто бесплатно по умолчанию, а три оставшихся Вы сможете открыть только за игровые деньги.

Если Вы любите развивать логическое мышление. Кроссворды,головоломки, ребусы, — это то, без чего вы не можете проводить свободное от работы время, или просто вам нравится поиграть в головоломки на досуге, тогда игра угадай слово по подсказке это точно то, что Вам нужно. Она не сможет оставить равнодушным ни взрослого, ни ребёнка.

Для того чтоб играть в игру Угадай слово по подсказке, Вам стоит лишь скачать ее на свое устройство на базе на Android или IOS и наслаждаться игровым процессом. Если у Вас возникнут вопросы с прохождением, то наш сайт поможет вам с этим. Как обычно мы выкладываем полное прохождение игры, если Ваших еще нет, то они в скором времени появятся.

Игра "Угадай слово по подсказке" – пахарь. Какой ответ на 742 уровне игры?

Угадай слово по подсказке. На 742-м уровне этой игры, представлена одна открытая подсказка – Пахарь. Дополнительные подсказки – Русь, Борода и Топор, находим замещая буквами звёздочки в задании. Анализируя эти подсказки, определяем искомое слово – Мужик.

В игре "Угадай слово по подсказке" подсказками на 742 уровне к слову "ПАХАРЬ" будут вот такие варианты:

  • РУСЬ – на первом месте
  • БОРОДА – на вором месте
  • ТОПОР – на третьем месте.

А правильным ответом на этот уровень игры будет слово МУЖИК.

Правильным ответом на 742 уровень игры будет слово МУЖИК. Дополнительные слова-подсказки представленные на данном уровне игры: Русь, борода и топор помогают нам без труда угадать верный ответ на вопрос. Всем успехов в игре!

ответы на сканворды и кроссворды

подбор и поиск слов по маске

Улитки могут проспать 3 дня без еды

Отец с сыном в зоопарке у вольера с зеброй:

-Папа! Папа, смотри! Мелированная лошадь!

-Нет, сынок, это зебра! А мелированная лошадь это твоя мама!

Горчица, разведенная на молоке вместо воды, значительно лучше сохраняется, не сохнет.

Если Вы заметили ошибку, сообщите нам пожалуйста об этом,

мы обязательно ее устраним и сделаем сайт еще интереснее!

Боевой топор

Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе – предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина. Пешие воины почитали и любили топор. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.

Боевой топор к XI веку насчитывается несколько основных разновидностей:

клевцы – топоры с треугольным лезвием, отдаленно напоминающим кинжал, нередко с ребристой поверхностью. Нанесенные ими раны практически не заживали;

чеканы – некое подобие кирки, топоры с узким вытянутым лезвием, предназначенные для пробивания доспехов за счет малой площади ударной поверхности, с 14 века узкий конец делают тупым и чекан становится боевым молоточком;

секиры (близка по применению с алебардой, у викингов Breidox) – топоры с широким лезвием, насаженные на рукоятку длиной до 1.8 метра.

Былинные богатыри земли Русской

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
  3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
  4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

  1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
  2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  3. Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).
  4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  1. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
  2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).
  3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
  4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
  5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
  6. Альбом «Россия».
  7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри».

В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей

Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003.

  1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
  3. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  1. щиты, мечи, шлемы;
  2. родовое дерево дуб (нарисованное);
  3. панно «Русские богатыри»;
  4. рисунки детей.

1-я часть. Предлагаю детям прочитать название плаката на доске. Что здесь написано? Правильно, на плакате написано «Русские богатыри».

– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

  1. Смелость силе воевода.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  4. На Руси не все караси, есть и ерши.
  5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).

– Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).

– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

  1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
  2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
  3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
  4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)

– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).

– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).

– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).

– Куда же исчезли богатыри – великаны?

В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

3-я часть. Беседа о Богатыре – Человеке.

– Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

– Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).

– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).

– Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).

– Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

– Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

Подъехал он ко городу Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано врагов черным-черно,

Он как стал-то эту силу великую

И конём топтать и копьём колоть

– И побил он эту силу великую.

– Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

– Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).

Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

Он одной рукой камень вывернет,

А двумя – то руками быка свалит,

Зовут его Микула Селянинович.

Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

«Ой же ты, оратай – оратаюшко

Ты поди – ка с нами во товарищах

Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

– Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).

На поле копнами (руки вверх).

На столе пирогами (лепят пироги).

Нивка золотая (идут по кругу).

Принеси нам хлеба

Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).

Стебель в оглоблю

Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).

Встань рожь большая

Расти копна золотая, –

Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).

4-я часть. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Кто находится в центре картины?

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О Витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твоё громоносное имя

Столетия все перейдёт».

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

5-я часть. Продолжение беседы по картине «Богатыри».

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

6-я часть. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

7-я часть. Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Данное занятие можно провести в два этапа, в зависимости от уровня подготовки детей. Его можно провести и перед Днём защитника Отечества. На празднике в честь Дня защитника Отечества проводятся игры-соревнования и «посвящение» в воины.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Пахарь русь борода топор одним словом

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 533 131
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 460 659

Конец черного темника

Моим дочерям, Лене и Наташе, посвящаю.

СКРЫТЫЕ ДОРОГИ ПОРУБЕЖЬЯ

1. СУНДУК НА ЧЕРДАКЕ

Уже замечено: если кого одолевают невзгоды, он вспоминает о своём детстве. Не у всех оно счастливое, скорее — грустное, а любят его за чистоту грусти.

«Откуда ты, человек? Для чего пришёл в мир. »

Ещё в школьные годы я пытался разобраться в этих вопросах, вёл тетрадь, куда записывал всё, что могло дать на них хоть какой-то ответ. Давно это было! И деревня Смекаловка, где родился и начал постигать азы жизни, почти исчезла с лица земли, и нет в живых деда с бабушкой, но дом их стоит, ветхий, с заколоченными окнами.

А вспомнил о тетради зимой, находясь в гостях у тёти Наташи Рыбаковой. Там много чего записано.

— Тетрадь, должно быть, лежит в сундуке в дедовском доме, в котором ты жил, — предположила тётя. А так как она собиралась погостить у младшей дочери под Новосибирском, то дала ключ: — От того дома. Только зимой-то как. Доски оторвёшь, избу застудишь. И говоришь — времени нету. Лучше летом. Приедешь в отпуск, отомкнёшь дом, глядишь, и за моим присмотришь, вряд ли я из такой дали возвернусь скоро.

Теперь шёл с ключом в свою Смекаловку в надежде найти в дедовском доме заветную тетрадку. А по дороге встретил странного человека.

Я поднимался от станции Вослебово и, когда свернул к трём берёзам, увидел его. Лето, и солнце светило так, что в майке жарко, а человек был одет в фуфайку, горло замотано шарфом, на голове шапка. Обут в кирзовые сапоги.

Стоял он спиной ко мне, на коленях, посреди берёз; солнце находилось в зените, и поэтому ни от деревьев, ни от его фигуры не наблюдалось тени. Искал что-то. Человек обернулся, и я увидел: он чёрен лицом, небрит, глаза угрюмо смотрели из-под надвинутой шапки и вопрошали: «Чего тебе?» Потом поднялся и стал похож на клешнятого рака: мужик малого роста, с кривыми ногами, но широкоплеч, а в руках, длинных, заканчивающихся широкими ладонями, в которых угадывалась неимоверная сила, держал лопату.

«Для чего она ему в поле. » — подумалось.

В моём портфеле лежала толстая записная книжка, в которой собраны легенды о разбойниках. Их, как утверждают списки Ряжских писцовых книг, было здесь великое множество, особенно в четырнадцатом веке. Списки я обнаружил в Скопине в районной библиотеке и из Москвы специально заехал туда, чтобы переписать некоторые вещи.

И вот в воображении этот человек представился одним из разбойников вертепа атамана Косы.

Настороженно смотрел мужик, а потом улыбнулся одними только губами и вдруг сказал неожиданно мягким голосом:

— Со станции идёшь? Куда, если спросить позволительно?

— А чего ж не позволительно, — подстраиваясь под его тон, сказал я. — В Смекаловку, по делу.

— Ну, в таком разе до свидания, — оглядел меня с ног до головы и, повернувшись, держа лопату на весу, словно охотничье ружьё, шагнул за берёзы. Ушёл.

Мне захотелось пить. И вспомнил о роднике под берёзами. «Хорошо, напьюсь холодной, ключевой воды. »

Поставил рядом портфель, уткнул подбородок в родник и стал жадно пить.

Напился, поднимаю голову и вижу кирзовые сапоги. «Рак клешнятый, — пронеслось в голове. — Трахнет вдруг по башке лопатой, заберёт портфель!» — вскочил на ноги. А мужик спрашивает эдак серьёзно:

— Забыл спросить, мил человек, по какому делу идёшь в Смекаловку?

Мой испуг он явно не мог не заметить и, чтобы восстановить себя в его глазах, нарочито грубо ответил:

— По нужному. А тебе чего?

— Да так. Любопытствую. Ну не хошь говорить — не надо. — И зашагал бодрым шагом по направлению к Казённому лесу.

«Вот Дубок чёртов!» — выругался я про себя и вышел на дорогу. Оглянулся: мужик уже приближался к лесу, всё так же держа лопату, словно охотничье ружьё.

Вот он раздвинул кусты орешника и скрылся. «Всё сходится. » — невольно подумал. И хотя в Казённом лесу бывал не раз — ходили мы и за грибами, и на кабана, — конечно же, никакого вертепа никогда не встречали. Но вдруг разыгралось воображение.

Согласно одной легенде должен сейчас разбойник по имени Ефим Дубок подойти к большому дубу и посмотреть на его вершину, где в огромном гнезде жила кровожадная птица скопа. Глаза её видели далеко, крылья огромны, клюв чёрен и горбат, и острый как нож. Увидит, что по лесу скачут какие-то люди: русские ли, ордынцы ли, — кричит и машет крылами.

А сейчас лишь вертит головой в гнезде птица, значит, всё тихо. Дубок свистит, и из-под густого орешника выныривает страж:

— Свои. Зови брата Косу.

Роднились на крови ватажники: резали ножами на груди кресты и, когда из посеченного места обильно текла кровь, прикладывались крестами друг к другу. Все братья — и атаман, и простой разбойник. Но дисциплину блюли железную. Брали пример с соседнего ордынского вертепа, что находился по другую сторону широкого и глубокого оврага, по дну которого текла, набирая в этом месте силу, река Вёрда.

Ордынцы делили своих людей на десятки и во главе ставили десятников, а в вертепе Булата насчитывалось около сотни воинов, и поэтому состоял он у ватажных ордынцев атаманом-сотником.

А попал сюда после битвы на реке Воже. Имел чин тысячника в орде Бегича, которого послал Мамай в 1378 году грабить Русь. И когда был разбит Бегич московским князем Дмитрием, Даниилом Пронским и окольничим Тимофеем Вельяминовым, то тысячник Булат, оставшись из немногих в живых, не пожелал являться пред грозные очи великого хана: знал — несдобровать ему, позорно унёсшему ноги с реки Вожи, где положили головы и сам одноглазый Бегич — любимец Мамая, и знатные мурзы: Коверта, Кастрюк, Карабулак, водившие тумены[1] на Рязань, на Нижний Новгород, на кавказских черкесов, алан[2] и кабардинцев. Поэтому с сотней, оставшейся в живых от тысячи, стал ватажить Булат в скопинских лесах как раз на границе Дикого поля. За этими лесами уже начиналась степь.

Ордынский вертеп Булата прозвали богобоязненные люди «чёртовым городищем». «Ворон ворону, глаз не выклюет» — говорит пословица. Два атамана разбойничьих шаек в конце концов подружились и часто в вертепе Косы у большого дуба под гнездом птицы скопы после удачной «охоты» пировали вместе.

И была у Булата дочь Прощена. Красива, как луна в начале месяца, родившаяся от русской полонянки. Увидел Прощену однажды Коса и влюбился. Полюбила его и дочь Булата: и лицом хорош Коса, и статью, и удалью. Но знал главарь русских ватажников, что не отдаст Булат за него свою дочь. Что делать? «Украсть!» — подсказал кто-то. «Не дело это! С нас же и спросится. » — хотел было сказать на это Дубок, но тут вызывает его атаман и посылает спросить Прощену: согласна ли она оказаться в вертепе у русских и обвенчаться с атаманом по христианскому обычаю? Поп свой есть, не важно, что расстрига.

Теперь нёс Ефим своему атаману кусочек берёзовой коры, на котором угольком из кострища было нацарапано одно только слово: «Согласна».

Зажили в любви Прощена и Коса, часто миловались у большого дуба. Но однажды сказал Дубок атаману: «Давай уйдём в муромские леса, не простит нам Булат такой пакости». «Пакости, говоришь?! — вскричал оскорблённый Коса. — Эй, кметы[3], всыпать ему плетей пониже спины!» Отхлестали ватажники крёстного брата атамана. Не стерпел такой обиды Ефим Дубок и ушёл к Булату. Однажды, когда сидели под дубом атаман и дочь Булата, вдруг упала чёрная тень на руку Прощены.

Тумен — отряд в десять тысяч воинов. — Здесь и далее прим. авт.

Оценка 4.5 проголосовавших: 8
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here