Почему мужчина должен носить бороду православие

Почему мужчина должен носить бороду православие

Должен ли христианин носить бороду ? Почему?

Должны ли мужчины отращивать бороду?

очень прошу подсказать, если Вы знаете такие источники по Церковным канонам, в которых бы указывалось, о том, что мужчины должны отращивать бороду и волосы и не могли их состригать. И как быть, чтобы не отступить в этом малом вопросе, так как родители против длинной бороды и длинных волос.

Спаси Господи, за ответ.

Ответ отца Олега Моленко:

Относительно отращивания волос для мужчин не священного сословия я ответил Димитрию (вопрос №660), что отращивать длинные волосы есть безчестие для мужчины.

В отношении бороды – для любого мужчины безчестие быть обритым.

Эта благочестивая традиция, которая имеет основания в Священном Писании, твердо хранилась и хранится Церковью Христовой. Мужской лик без бороды почитался женоподобным, что позволялось только не достигшим созревания юношам или не имеющим бороды природно. Сам.

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: “Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека во-преки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по об-разу своему” (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Правило 96 6-го Вселенского Собора:

Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к.

Обязательно ли православным (мужчинам, разумеется)иметь бороду? Есть ли канонические постановления на этот счет?

Это скорее традиция, которую поколебал Петр 1-й

Бог создал так – пущай растет себе, но брить ее не грех

Значение бороды в религиозных представлениях русских XVI-XVIII в.в

В христианском искусстве очень рано утвердилось начало правдоподобия, то есть правило изображать священные лица не по догадкам, а по внешнему телесному подобию. Это приближение искусства к действительности, завещанной преданием, некоторым образом стремится к изображениям портретным. Только самым подробным воспроизведением цвета лица и волос на голове, отделкою бороды и бровей, даже выражением самого взгляда, можно было художнику достигнуть полного подобия. Отделка бороды и волос на голове особенно была сподручна византийским миниатюристам, от которых распространилась и утвердилась в древнерусской иконописи, которая.

Часто у людей возникает вопрос: почему православные священники носят бороды? Почему данной традиции не придерживаются, скажем, представители католического духовенства?

Традиция носить бороду менялась от века от веку. В первые века христианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на «всклокоченную собаку», «нестриженый» епископ.

Тем не менее, традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Можно обратить внимание, что Иисус Христос всегда изображается на иконах с бородой и длинными волосами. (Имеется в виду изображение Его в 30-ти – 33-ех летнем.

Пять причин, почему русский мужчина должен носить бороду

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

Борода как русская традиция

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;

– 60 рублей в год взималось с купцов.

1.Не знаю, откуда вы, Алексей, взяли это, но 96-е правило 6 Вселенского собора говорит о другом:

“Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.”

Вероятно, про бороды это уже поздняя добавка. ;)) И даже если действительно применять все правила Вселенских соборов к современной.

Расскажите, почему некоторые священники отпускают бороды, а другие подстригают или бреются? Это как-то регламентируется или просто дело вкуса?

И такой же вопрос по одежде священников. Знаю, что одни ходят в рясах, а другие носят обычную светскую одежду. С чем это связано?

Здравствуйте, Артемий. У Вас хорошие вопросы. Священнослужитель Православной Церкви является носителем образа Христа. Это должно выражаться в первую очередь в его духовной и обыденной жизни. Так происходит всегда, за редким исключением – они, как известно, подчёркивают правило. Мы все хотим видеть доброго, внимательного батюшку, радеющего о спасении каждого человека. Но образ Спасителя выражается и во внешнем виде священнослужителя – в его облике. Известно, что Иисус Христос имел на Своём лице усы и бороду. Так Господь и изображается на православных ( и не только) иконах. Для священника – это пример внешнего вида. Спаситель носил длинные одежды. Отсюда.

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.

Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что.

Также спрашивают

«Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

По вопросам сотрудничества и рекламы пишите

Зачем православным нужны бороды

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

— Почему православные носят бороды?

— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?

— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Борода — почему православные носят бороду?

Борода — почему православные носят бороду?

Тогда было сказано: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В «Ветхом Завете» в книге «Левит» написано: «Да не коснется бритва вашей бороды»… Я как-то однажды был в Казахстане, зашел в одну общину сектантскую. А у них как раз должно было начаться собрание. Я в подряснике был. Они видят – зашел священник, их «пастырь» тут же встал за кафедру, закрыл глаза, молится… Потом спросил: «Вы зачем пришли?»

– А разве у вас запрещается входить?

– Нет, не запрещается.

– Ну, вот я и зашел посмотреть, как люди добрые живут.

– Если у Вас вопросы, касающиеся веры – спрашивайте, а нет – уходите.

– Ну, хорошо. У меня будет один ВОПРОС. Вы Священное Писание целиком признаете?

– И «Новый» и «Ветхий Заветы»? -Да.

– А в книге «Левит» (Лев.19:38) сказано: «Да не коснется бритва вашей бороды». Как же вы все бритые? А вроде бы Священное Писание исполняете?

– Это было в «Ветхом Завете»!

– А Христос пришел не нарушить закон, но исполнить. Так и написано.

– А мы бреем потому, что приходится в народ выходить…

– Но это же не причина…

– Знаете, когда слуга Давида, исполнив послушание, вернулся без бороды, он сказал: «Моего слугу очень обезчестили». И Давид не принял слугу в святом граде Иерусалиме, а отправил его в Иерихон, за 18 километров от Иерусалима, и сказал: «Живи там до тех пор, пока не отрастет твоя борода, а как только отрастет – придешь».

Священники, когда надевают епитрахиль, так-то молитву произносят: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на священники Своя, яко миро сходяще на главу, браду, браду Аароню, сходяще на ометы одежды его». Как же читать эту молитву, если бороды нет? Господь дал мужчине бороду не случайно. Есть такое дерево – лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии… Почему же бреют бороды? Было время, когда язычники, чтобы продлить свою молодость, брились… Но они не знали Истинного Бога. Как-то к нам в монастырь приехал один мой знакомый. Пока жил у нас, отрастил бороду. А когда приехал домой, его маленькая внучка увидела деда с бородой. Ее потом спрашивают: «Как дедушке – хорошо с бородой?» Она говорит: «Очень хорошо!» – «А без бороды на кого он похож?» – «На бабушку»…

Пять причин, почему русский мужчина должен носить бороду

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;

– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;

– 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.

Борода, как пропуск в Рай.

Борода для демонстрации силы.

Борода как дар божий.


Борода для гармонии в мирской жизни.


Борода – символ независимости.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

А я еще одну причину могу назвать.. Она в пословице сформулирована: БОРОДА МУЖЧИНЕ ЧЕСТЬ, А УСЫ И У КОШКИ ЕСТЬ..))

Очень надеюсь, что автор статьи не обидится, и благодарю его за интересный текст!

Может конечно по истории мужчина должен носить бороду- это символ его чести и мужества и как говорят борода украшает мужчину, но я не люблю мужчин с бородой и не хотела бы, чтобы у моего мужа была борода. В нашем столетии она как- то не вписывается в стиль. Хотя конечно есть исключения, некоторым она действительно идет.

Теперь понятно, почему всё меньше становится мужественных, независимых, добросовестных мужчин. Весь секрет в бороде.

Ух. А мне как быть? Моя жена не любит бородатых. Меня всё время заставляет бриться. Не нравятся они ей и всё тут.

Лично я не считаю, что сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи. Для меня молодой человек с бородой- явление не допустимое и далеко не привлекательное.

Ну что же, было любопытно, но меня все равно меня не убедили отпускать бороду. А уж мою жену – и подавно, требует бриться (

Борода придает мужчине мужественности. Но борода должна быть ухоженной или иметь свой размер относительно формы лица.

Честно говоря, мне вообще не нравятся мужчины с бородой, особенно если она достаточно длинная и выглядит неряшливо.

Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

После Преображения для верующих есть две реальности

Любовь иногда требует от нас переступать через собственное «я»

Почему, глядя на протестантов, иногда бывает стыдно за православных

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here