Почему отращивают бороду в церкви

Полная информация по теме "почему отращивают бороду в церкви" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Почему отращивают бороду в церкви

Должен ли христианин носить бороду ? Почему?

Должны ли мужчины отращивать бороду?

очень прошу подсказать, если Вы знаете такие источники по Церковным канонам, в которых бы указывалось, о том, что мужчины должны отращивать бороду и волосы и не могли их состригать. И как быть, чтобы не отступить в этом малом вопросе, так как родители против длинной бороды и длинных волос.

Спаси Господи, за ответ.

Ответ отца Олега Моленко:

Относительно отращивания волос для мужчин не священного сословия я ответил Димитрию (вопрос №660), что отращивать длинные волосы есть безчестие для мужчины.

В отношении бороды – для любого мужчины безчестие быть обритым.

Эта благочестивая традиция, которая имеет основания в Священном Писании, твердо хранилась и хранится Церковью Христовой. Мужской лик без бороды почитался женоподобным, что позволялось только не достигшим созревания юношам или не имеющим бороды природно. Сам.

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: “Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека во-преки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по об-разу своему” (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Правило 96 6-го Вселенского Собора:

Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к.

Обязательно ли православным (мужчинам, разумеется)иметь бороду? Есть ли канонические постановления на этот счет?

Это скорее традиция, которую поколебал Петр 1-й

Бог создал так – пущай растет себе, но брить ее не грех

Значение бороды в религиозных представлениях русских XVI-XVIII в.в

В христианском искусстве очень рано утвердилось начало правдоподобия, то есть правило изображать священные лица не по догадкам, а по внешнему телесному подобию. Это приближение искусства к действительности, завещанной преданием, некоторым образом стремится к изображениям портретным. Только самым подробным воспроизведением цвета лица и волос на голове, отделкою бороды и бровей, даже выражением самого взгляда, можно было художнику достигнуть полного подобия. Отделка бороды и волос на голове особенно была сподручна византийским миниатюристам, от которых распространилась и утвердилась в древнерусской иконописи, которая.

Часто у людей возникает вопрос: почему православные священники носят бороды? Почему данной традиции не придерживаются, скажем, представители католического духовенства?

Традиция носить бороду менялась от века от веку. В первые века христианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на «всклокоченную собаку», «нестриженый» епископ.

Тем не менее, традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Можно обратить внимание, что Иисус Христос всегда изображается на иконах с бородой и длинными волосами. (Имеется в виду изображение Его в 30-ти – 33-ех летнем.

Пять причин, почему русский мужчина должен носить бороду

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

Борода как русская традиция

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;

– 60 рублей в год взималось с купцов.

1.Не знаю, откуда вы, Алексей, взяли это, но 96-е правило 6 Вселенского собора говорит о другом:

“Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.”

Вероятно, про бороды это уже поздняя добавка. ;)) И даже если действительно применять все правила Вселенских соборов к современной.

Расскажите, почему некоторые священники отпускают бороды, а другие подстригают или бреются? Это как-то регламентируется или просто дело вкуса?

И такой же вопрос по одежде священников. Знаю, что одни ходят в рясах, а другие носят обычную светскую одежду. С чем это связано?

Здравствуйте, Артемий. У Вас хорошие вопросы. Священнослужитель Православной Церкви является носителем образа Христа. Это должно выражаться в первую очередь в его духовной и обыденной жизни. Так происходит всегда, за редким исключением – они, как известно, подчёркивают правило. Мы все хотим видеть доброго, внимательного батюшку, радеющего о спасении каждого человека. Но образ Спасителя выражается и во внешнем виде священнослужителя – в его облике. Известно, что Иисус Христос имел на Своём лице усы и бороду. Так Господь и изображается на православных ( и не только) иконах. Для священника – это пример внешнего вида. Спаситель носил длинные одежды. Отсюда.

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.

Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что.

Также спрашивают

«Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

По вопросам сотрудничества и рекламы пишите

Грех ли брить бороду и усы в Православии?

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле – брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша" (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению". Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают. сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды – дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость – брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Неизвестный старообрядческий автор

Цитаты из Священного писания

1 И сказал Господь Моисею, говоря:

2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им.

5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.

2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Борода как добродетель.

– Батюшка, вот Дмитрий спрашивает:

– Ну, во-первых, ношение бороды – это, конечно же, не добродетель – но честь для мужчины. Потому что добродетель – это то, что можно стяжать, приобрести посредством труда и подвига. Борода растет естественным образом, это можно сравнить с данным человеку характером. Но она является некоторым сопровождающим фактором для духовной жизни человека.

Например, в древности, для человека, которому обривали бороду, это являлось позором; и даже, к примеру, посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили, то есть остригли им одежды (укоротили) и, соответственно, остригли им бороды. И пока у них не отросла борода – их в город даже не пускали.

А сегодня мы с вами видим, что такой чести нет у бороды. Наоборот, идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду как честь, то сегодня она, получается, в бесчестии. Но почему же, все-таки, православные носят бороду и причем настаивают даже?! И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды – это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных – у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света: они идут по ощущению, даже когда ничего не видят. Такую же роль, только в духовном смысле, играет и борода для человека. Она ему помогает. Потому что строение волос бороды – тоже пустое, оно полое, как у усов; на голове другие волосы совершенно. Оно полое и реально помогает человеку как-то духовно настроиться. Это вещи, которые нужно переживать… Допустим, человек, который сбривает бороду – он как себя чувствует? Да обнаженным он себя чувствует, как будто с него сняли нижнее белье. Почему? Потому что, действительно, борода и облагораживает, и дает какое-то ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. И поэтому сегодня православным, безусловно, стоит носить ее, не только потому что борода помогает, но и для того, чтоб возродить древнее отношение к бороде как к чести для мужчины; а, с другой стороны, где-то …и как проповедь! Если ты христианин, ты, все-таки, должен носить бороду; ты не должен сливаться с этим миром, потому что в этом мире – культ плоти, пришедший к нам с Древнего Рима, где впервые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них начали, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели, потому что их влияние на окружающую культуру было решающим. Также они влияли и на Церковь: то есть, все римские священники всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим святых отцов Древнеримской Церкви, которые прославлены в лике святых (нами же) – они все с бородой были. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий – все с бородой. И только после разделения они стали бриться. Когда они отпали от Православия, тогда полностью изменили отношение к этому и, вообще, ВСЕ поголовно стали бриться. …А протестанты вообще говорят: «Когда я бреюсь, я ощущаю после этого на себе веяние Духа Святого»…

О БОРОДАХ

В 2-х частях

Часть вторая

ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову – в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Бритая голова вообще – это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем – это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос – отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров – неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества – Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры – набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».

Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены).

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных), является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго – всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода – это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду – начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра – выстриженные кругом на макушке волосы.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) – по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, – нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться – значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина – муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками – это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах. с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли – настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды – это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? – вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:

1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»

2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)

3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»

4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»

Оценка 1.5 проголосовавших: 52
'; blockSettingArray[0]["setting_type"] = 1; blockSettingArray[0]["element"] = "h1"; blockSettingArray[0]["elementPosition"] = 1; blockSettingArray[0]["elementPlace"] = 1; var jsInputerLaunch = 15;
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here