Зачем человеку борода и усы

Зачем борода и усы

Статуя Моисея работы Микеланджело.

«Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая, И, всё на свете презирая, Доколе борода цела — Изменник не страшится зла». (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

После публикации цикла статей об истории женской красоты меня спрашивали: а не хочу ли я обратиться к освещению красоты мужской? На что я отвечал следующее: мол, нет у меня для этого… как бы сказать… гендерного задора, пущай дамы пишут. Однако, поразмыслив, я таки нашёл для себя достойную и интересную мужскую тему…

На этот, простой с виду, вопрос коротко ответить непросто. Хотя часть ответов можно услышать в весёлой песенке Ильи Словесника. Помните?

Отличает мужика борода… Украшает мужика борода… Согревает в холода борода…

Разберём все аргументы по порядку. Итак…

1) Борода — вторичный половой признак, отличающий мужчину от женщины.

Тут не поспоришь. Обилие растительности на лице напрямую связано с наличием мужского гормона — тестостерона. Дарвин, например, прямо называл бороду результатом полового отбора, своеобразным фетишем для привлечения женщин, вроде роскошного хвоста самца павлина. Аргумент не бесспорный, но у многих народов борода действительно символизировала мужественность и мужское достоинство. Бородой клялись, а иногда даже приписывали ей чудодейственную силу (как у колдуна Черномора или Старика Хоттабыча).

Борода колдуна Черномора из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».Рис. — Н. Кочергин.

С целью укорить или унизить человека его бороду оскорбляли («Позор на твою бороду», «Я плюю на твою бороду»). При этом физическое «поругание бороды» жестоко каралось. Бритых же мужчин нередко обвиняли в женоподобии.

Анекдот: — Доктор, а почему у меня борода не растет? — Все закономерно: вы же женщина. — Так я ещё и женщина.

Впрочем, в результате гормонального сбоя пышная борода могла вырасти и у женщины. В словаре Даля даже можно встретить слово «бородуля», означающее бородатых женщин. Обычно несчастные «бородули» стремились получить от своего недостатка хоть какие-то бонусы и выступали на всяких цирковых представлениях в роли уродливой диковинки.

Бородатая женщина мисс Энни Джонс Эллиот.

Кстати, даже они умудрялись находить себе мужей и продолжать свой род. Например, ещё в первой половине XVII века в Испании жила женщина по имени Магдалена Вентура, обладающая длинной окладистой бородой. На картине Хусеппе Риберы мы можем увидеть, как она кормит младенца грудью, а рядом стоит её муж.

Сейчас времена изменились — теперь уже бородатые мужики рядятся в женское платье, чтобы эпатировать публику и привлечь к себе внимание. О победителе (победительнице?) «Евровидения-2014» — Кончитте Вурст, думаю, слышали все.

2) Борода — символ возраста, мудрости и статуса

Длинная седая борода чётко указывала, что человек уже старый, а, значит, мудрый и достойный уважения. Например, название почтенных старцев у тюркских народов — аксакалы — так и переводится — «седобородые». Можно также вспомнить и знаменитую «философскую» бороду, о которой я расскажу позже поподробнее.

В. Шекспир «Много Шума из Ничего»: Брадатый муж – он боле, чем юнец; А безбородый – меньше, чем мужчина…

Аристотель и Платон на картине Рафаэля «Афинская школа».

3) Борода — символ естественности, природности.

Данное «качество» бороды имеет, как положительную, так и отрицательную оценку. Например, в православии и мусульманстве считалось, что брить (или даже постригать) бороду — это вмешиваться в облик, данный человеку Богом. Кроме того, борода могла служить символом близости к природе и простой жизни (Лев Толстой, хиппи).

Лев Николаевич Толстой.

С другой стороны, растительность на лице могла восприниматься, как символ дикости, варварства, отсталости от цивилизации. Конечно, в том случае, если, мнящие себя, «цивилизацией» сплошь и рядом были бритыми. Впрочем, аномальная волосатость (т.н. гипертрихоз), когда волосы растут по всему лицу, способна вызвать шок даже у убеждённых бородачей.

Фёдор Евтихиев — «мальчик с пёсьей мордой».

4) Борода от нежелания или невозможности бриться.

Первое — предельно ясно: если борода у вас без изысков, то уход за ней не требует много сил и времени. Чего не скажешь о постоянном поддержании гладкости подбородка. По этой же причине, мы наблюдаем огромное количество бородачей на фронте или среди путешественников по диким местам, где для регулярного бритья порой нет ни условий, ни времени, ни надобности.

Из песни «Партизанская борода» (муз. Л. Бакалов, сл. М. Лапиров): Парень я молодой, А хожу с бородой. Я не беспокоюся, Пусть растет до пояса. Вот когда окончим битву… Сразу примемся за бритву. Будем стричься, наряжаться, С милой целоваться.

Бывали случаи, что военная бородатость даже входила в моду среди гражданского населения (например, после возвращения британских солдат с Крымской войны). Впрочем, были и другие примеры. Например, в своей «Бойне номер пять» (книге отчасти фантастической, но основанной на реальных воспоминаниях писателя) Курт Воннегут упоминал англичанина времён Второй Мировой войны, который даже в плену продолжал ежедневно бриться — прежде всего, чтобы сохранить своё человеческое достоинство и не опуститься.

«Он ещё сказал, что видел, как люди умирали: — Они перестали держаться прямо, потом перестали бриться и мыться, потом не вставали с постели, потом перестали разговаривать, а потом умерли».

5) Борода, как защита от холода.

Здесь вопрос обстоит сложнее. Например, живущие в условиях низких температур, эскимосы, алеуты и индейцы, видимо, не считали, что борода «согревает в холода» и безжалостно выскабливали и вырывали всякую растительность на своих подбородках. Возможно, это было связано с тем, что у монголоидов волосы на теле растут жиденько и толку от такой «теплоизоляции» немного. Зато европеоидные обитатели севера — германские, кельтские и славянские племена – считали по-другому и вовсю щеголяли окладистыми бородами.

6) Борода — как форма протеста и эпатажа.

В «бритых» цивилизациях подобная метода протеста проявлялась не один раз (будь то революционеры середины XIX века или хиппи конца 1960-х).

7) Борода — как способ скрыть недостатки лица (например, некрасивый подбородок).

8) Борода — как эстетическое украшение.

То, что растительность на лице — не только «ценный мех», но и материал для всяческих эстетских экспериментов, люди осознали ещё на заре цивилизации. Об изысканных бородах, щеголеватых усах и хитроумных бакенбардах и пойдёт мой дальнейший рассказ.

Зачем борода египетской царице?

Как я уже писал, многие народы придавали бороде, чуть ли, не религиозный смысл. Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова — её даже не стригли.

Ортодоксальный иудей с бородой и пейсами.

Мусульмане тоже стали отращивать бороду — поначалу для того, чтобы отличаться от язычников. Пророк Мухаммед так и говорил: «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». Позже нравы смягчились. Что, впрочем, не помешало иранскому аятолле Хаменеи в 2012 году назвать короткую бородёнку короля Марокко «плевком в лицо Пророка».

Похожий обычай сложился и на Руси. Там брить подбородок могли лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали — расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным. В сборнике законов «Русская правда» — ущерб («поторгание»), нанесённый чужой бороде оценивался штрафом в 12 гривен. Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей. Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых «латинян»-католиков. Некоторые священники даже считали, что «без бороды и в рай не пустят». В подтверждение они говорили, что сам Христос и апостолы были бородаты, а также приводили отрывки из «Библии» вроде «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит, 19, 27).

Русский боярин Пётр Потёмкин. (Рис. — Godfrey Kneller)

Когда старинному обычаю начала угрожать западная мода на бритые лица, приходилось принимать серьёзные меры. Так при Иване Грозном в 1551 году на Стоглавом соборе горячо обсуждался вопрос о брадобритии. После оного было выпущено постановление: «Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати… Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша»». Как-то в начале XVI в. великий князь Василий III захотел понравиться литовской княжне Елене Глинской, для чего гладко побрился на западноевропейский манер. Церковь резко отреагировало на подобное кощунство — отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла. Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что «царь-то ненастоящий».

Очень ценили бороду и древние ассирийцы. Правда, в отличие от русских и иудеев они делали на ней настоящую причёску — пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.

Ассирийский царь Ашурнасирпал II.

Древние индусы тоже украшали свою бороду – известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы.

А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду — носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.

Несмотря на то, что у монголоидов волосы на лице растут плохо, древние китайцы всё равно отпускали бороду и длинные висячие усы. Правда, усы у них выходили тоненькие, а борода жиденькой. Последняя часто напоминала длинную мочалку, свисающую с подбородка (взгляните на портреты китайских императоров или мудрецов).

Китайский император Хуан-ди.

А вот в Древнем Египте бороду было принято брить. Лишь отдельные чиновники и жрецы носили маленькие кубические бородки. И только для фараона — земного воплощения бога Хора — борода была обязательным атрибутом и служила символом власти. Правда, делали её (как, кстати, и парики) из чужих волос и крепили к подбородку повязкой. Она была узкой и длинной с загнутым кончиком (нечто похожее носил в наше время певец Борис Гребенщиков).

Бороду приходилось цеплять даже египетской царице Хатшепсут, когда у неё были официальные приёмы (патриархальность власти ещё никто не отменял).

Гранитный сфинкс с лицом египетской царицы Хатшепсут.

Что касается древних греков, то здесь нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами. Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли, придавая конусообразную форму.

Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.

В эпоху повальной педерастии (а было в Древней Греции и такое), появление бороды делало юношу мужчиной и избавляло от сексуальных домогательств со стороны «старших товарищей». Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?

Афинский стратег Перикл.

На стороне «бородатой» моды был и суровый «идеолог» Спарты — Ликург. Он заявлял, что «обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, ещё приятней, а уродливых — ещё ужаснее для врагов». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.

Закончилась бородатая традиция лишь в эпоху Александра Великого. Говорят, что у македонского царя борода росла плохо. А тут ещё подвернулся удачный повод. Перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Чтобы лишить врага этой возможности, Александр приказал воинам побриться, тем самым положив начало новой традиции.

Бюст Александра Великого в образе Гелиоса.

Почему перестали бриться римские философы?

Где-то в конце III века традицию брить лицо переняли римляне, которые до этого бороды носили. Если верить Плинию Старшему, первым выбритым римлянином, появившимся на публике, стал генерал и консул Сципион Африканский. Отныне гладко выбритое лицо стало символом цивилизованности, отличием жителя Римской империи от варварских народов. Вот что писал оратор Цицерон в своей речи против политического противника Пизо: «Каким ужасным было его приближение, как дико и как ужасно было на это смотреть! Можно сказать, что ты смотришь на одного из тех бородатых мужчин — экземпляр старой Империи, экземпляр древности, собственность Республики».

Сципион Африканский и Гай Юлий Цезарь.

Если у греков юноша становился мужчиной с появлением бороды, то у римлян наоборот — в 20 лет первую бороду у юноши торжественно сбривали и приносили в жертву богам. Ценнейшими людьми в Риме становятся т.н. «тонзоры» (tonsors) — т.е. цирюльники и парикмахеры (отсюда, кстати, происходит название обритой макушки монаха — тонзуры). Вот какую красноречивую надпись можно прочесть на надгробии одного тонзора: «Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. …Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».

Были и исключения. Например, вот что пишет о причудах императора Калигулы Светоний: «Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека. …много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец или жезл, или – даже в облачении Венеры». Другой император — Нерон — отпустил себе длинные курчавые бакенбарды, которые сходились под подбородком. Пишут, что император был большим фанатом гонок на колесницах и таим образом подражал причёске профессиональных наездников. Интересно, что пышные бакенбарды мы видим и у Александра Македонского, изображённого на мозаике в римском городе Помпеи.

Бюст императора Нерона и изображение Александра Македонского на помпейской мозаике.

А вот у кого борода стала частью профессионального имиджа, так это у философов. Считается, что мода на «философскую бороду» началась в 155 г. до н.э., когда в Рим приехало три грека: один — из Платоновской академии, второй — из Аристотелевского лицея, а третий — глава школы стоиков из Вавилона. Они произвели фурор не только своим «умищем», но и великолепными бородами. С тех пор, борода становится распространённым атрибутом мудрецов. Когда император Домициан приказал изгнать из Рима стоика Эпиктета, тот гордо заявил: «Кесарь может лишить меня головы, но не бороды (т.е. — мудрости — С.К.)!».

Эпиктет: «Борода выражала идею, что философия – не просто интеллектуальное хобби, но, скорее, образ жизни, меняющий все аспекты жизни, включая сюда привычку бриться. Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».

Мода на «философскую бороду» возродится в XIX веке — уже среди деятелей науки (Ч. Дарвин, К. Маркс, Д. Менделеев, И. Павлов). Впрочем, уже в Древнем Риме над этой модой подтрунивали. Например, римский сатирик Лукиан писал, что «если бы борода была действительно гарантией мудрости, то козёл стал бы выше Платона». Хрестоматийным стал случай, когда к уважаемому и богатому римлянину Ироду Аттику заявился некий человек — длинноволосый, бородатый, закутанный в плащ и просящий, как водится, денег на пропитание. На вопрос Ирода — кто он такой? — посетитель раздражённо ответил, что и так видно, что он — философ. На что хозяин сделал недоуменное лицо и сказал: «Плащ вижу, бороду вижу, а вот философа пока не вижу». Впрочем, «пособие» выдал, заметив, что делает это «не ради него, как человека, однако ради нас, как людей».

Анекдот советских времён: «Учительница показывает на портрет Карла Маркса: — Дети, вы знаете, кто это такой? Вовочка отвечает: — Конечно! Это наш новый дворник дядя Вася. Учительница в испарине выбегает во двор и, действительно, видит дворника, внешне неотличимого от создателя коммунистического учения. Она возмущённо говорит дворнику: — Знаете, милейший, это школа. Вы очень некстати похожи. Могли бы хоть бороду сбрить… Дворник подумал и говорит: — Ну, бороду-то сбрить можно. А умище? Умище-то куда девать?».

Чарлз Дарвин и Карл Маркс.

Во II веке нашей эры борода входит в моду и среди римских императоров. Законодателем считают императора Адриана — горячего поклонника всего греческого — в том числе, и бороды. Правда, злые языки говорили, что таким образом он просто скрывает шрамы на подбородке. Так или иначе, множество последующих римских императоров были бородаты (Септимий Север, Марк Аврелий, Каракалла и пр.).

Императоры Адриан и Марк Аврелий.

Зато после Константина Великого (того самого, что сделал христианство официальной религией Древнего Рима) императоры снова становятся сплошь бритыми (исключение – Юлиан Отступник, который пытался вернуть языческую религию).

Император Константин Великий.

Возможно, именно из тех времён берёт своё начало обычай католических священников гладко выбривать свои лица. Недаром, когда норманнские завоеватели вступили на берег Англии, лазутчики сообщили, что, видимо, все они — священники, «ибо все лицо их и обе губы обриты, тогда как англичане оставляют волосы над верхней губой».

Брить или не брить? – вот в чём вопрос (история бороды и усов), часть 2

Волосы, брови, усы, борода

“. на гибель всей мужской породе

Носила кудри по последней моде.

Два локона спускались вдоль ланит,

Кудрями был затылок нежно скрыт.

Плен для влюбленных – лабиринты эти,

Для сильных душ страшны такие сети!”

Волосы имеются почти на всей поверхности кожи. Выделяют три вида волос: длинные (волосы головы, бороды, усов и др.), щетинистые (брови, ресницы и др.) и пушковые, располагающиеся на большинстве участков кожного покрова.

Волос состоит из стержня и корня. Стержень находится над поверхностью кожи, корень лежит в толще кожи, доходя до подкожной жировой клетчатки. Корень волоса заключен в волосяной мешок, образованный эпителием и соединительной тканью. Расширение корня на его конце называется волосяной луковицей, из которой происходит рост волос. Эпителий волосяного мешка вдается снизу в волосяную луковицу и образует волосяной сосочек. В месте перехода корня волоса в стержень образуется углубление – волосяная воронка, в которую открываются протоки сальных желез. Несколько глубже желез в коже лежит мышца, поднимающая волос.

На долю пушковых волос приходится от 6 до 25 процентов всего волосяного покрова. Зато нет у нас чешуи, хитина, перьев, шерсти, поверхностной слизи, игл. Давно сообразили разговорившиеся животные у Р. Киплинга (“Маугли”), что кожный покров у нас, в сравнении с ними, довольно гол. Это сейчас, а отдаленные предки наши покрыты были волосами с головы до пят. Таков шумерский мифический герой Энкиду, таков внук Зевса – Пан. Однако богиня Тихе, ответственная у древних греков за случай и судьбу, волосы имела только спереди. Поэтому, после того как она пробегала мимо, схватить ее (удачу) уже не удавалось. Так это и закрепилось в языке с тех пор.

У фигурировавшего в старом учебнике биологии уроженца Костромской губернии Адриана Евтихиева длинные и гладкие волосы покрывали не только лоб и щеки, но и нос, даже уши со всех сторон. Очень редко встречаются такие люди, страдающие, если употребить медицинский термин, “конгенитальным общим гипертрихозом”. Нам и не нужно такое обилие волос на коже, ибо тяжело было бы, намокни такая масса! Тело при высыхании нередко покрывалось бы солевой коркой. Ряд гипотез дополняют сказанное. В столь теплой шубе при беге можно легко перегреться, поэтому оголенные – явно более резвые. Древний мужчина, и это не исключено, прельщался видом менее оволоселой, чем он, женщины.

Развитие волос связано не только с расовыми, географическими (наибольшая волосатость характерна в наших регионах для армян и греков), но и вторичными половыми признаками. Их появление происходит во время полового созревания, обычно в следующем порядке: лобок – мошонка – подмышки – подбородок. Наличия даже пары волосков на определенном месте достаточно, чтобы мальчика после тринадцати, а девочку – после двенадцати лет считать совершеннолетними. Сбой локального оволошения свидетельствует о каких-то нарушениях в организме, скорее всего эндокринных. Соответственно и функции волос разные. Те, которые растут в подмышечных впадинах и в паху дольше всего удерживают запах пота. А на голове – они больше ныне для красоты, чем для пользы.

Вьющиеся волосы – обычное явление у представителей негроидной расы и не такое частое у белых. Извилистость их предопределяется генетически, ибо волосы именно такой конфигурации предохраняют голову от перегрева, образуя вокруг нее воздухоносную прослойку.

Цвет волос на голове у людей различен, являя до тридцати вариантов комбинаций, что зависит от вида кератина (белковых веществ): у рыжих больше родокератина, у наиболее часто встречающихся черноволосых жителей Земли – меланокератина, у блондинов и шатенов – смесь мелано- и лейкокератина. Это также является генетическим признаком. Химический состав волос очень сложен. В него входят марганец, медь, натрий, бром, хлор, ртуть – всего до 40 веществ. В волосах человека, много думающего, как определили, больше, по сравнению с остальными, цинка и меди. Марганец, свинец, титан, медь и серебро преобладают у тех, у кого цвет волос темный. В седых же волосах содержится лишь никель. Да еще они и с мудростью ассоциируются.

У рыжих на голове около 80 тысяч волос, у брюнетов примерно 102 тысячи, всех обогнали блондины – у них до 140 тысяч. Рыжих всегда меньше, чем остальных. Что-то около двух процентов. Различают массу оттенков рыжего – соломенный, лимонный, оранжевый, кирпичный, цвет шерсти ирландских сеттеров, желчи, глины. Так, во всяком случае, перечислено в известном рассказе Артура Конан Дойля. В Англии эти тона именовались “цветом согласия”. Кстати, модницы времен римских императоров старались иметь золотистые волосы. Может быть, потому, что бог Эрос (Эрот) был златокудрым, да и вообще все таковые признавались “людьми Солнца”. В ряде случаев волосы просто покрывались блестками золота.

Сейчас для рыжих настали относительно спокойные времена. А ведь их предшественников в глубокой древности приносили в жертву на могиле Осириса, дабы именно они, напоминающие цветом кровь – значит, жизнь! – способствовали воскрешению древнеегипетского божества, умирающей и воскресающей природы.

Рост волос у человека не одинаков, как и время их существования. Дольше всего держатся волосы на голове – до 4 и даже 10 лет, а под мышками, как и на бровях и ресницах – всего 3-4 месяца. Волосы растут путем размножения клеток луковицы.

Обычный прирост за день – около 0,3-0,4 миллиметра. Причем ночью волосы растут плохо, а лучше всего вечером; на голове, в бороде и под мышками энергичнее, чем на предплечьях и бедрах; весной и летом быстрее, чем осенью и зимой. Лишь согласно легенде, у святой Агнессы, упорно не отрекавшейся от Христа и за это насильно раздетой, мгновенно выросли волосы, заслонившие ее наготу от любопытных.

Индийский монах Свами Панарасаннадхи отрастил себе волосы длиной 789 сантиметров. Попробуйте мысленно себе представить, как бы он выглядел, если бы они “встали дыбом”. Таковое бывает у некоторых биологических существ при сильном потрясении. Если бы мы обладали такой возможностью, то тогда наш страх можно было бы потрогать. Пока не получается, ибо находящиеся у корня волос гладкие мышечные волоконца слишком слабы. Обычно их действие проявляется временной “гусиной кожей”.

Крайне разнообразно использование красителей, в результате чего волосы приобретают иногда отсутствующий в биологии человека цвет. У майя воины старались иметь волосы красного цвета – в знак готовности умереть за родину. Остготы, как и наши водяные, ужасали всех зелеными волосами, фракийцы – голубыми. Греки приписывали Зевсу то черные, а то и синие волосы. Многие женщины предпочитают белокурые локоны, за которыми закрепилась символика вожделенности, соблазнительности. Кстати, греческие мифические герои обычно были светловолосыми, а боги – златокудрыми. Изменение цвета волос иногда носило и сейчас носит оппозиционный характер.

В волосах находят и золото. Причем по его содержанию женщины воистину более драгоценны, чем мужчины. Хотя у Чингисхана якобы имелся целый клок золотых волос на затылке. Описание красоты без волос просто немыслимо.

В Древней же Руси для спутницы мужчины считалось позором “опростоволоситься”. В Европе тех далеких лет женские волосы расценивались как соблазн, как этакое жаждущее ласки оперение Эроса. Вот почему у девиц, решивших посвятить себя Христу, волосы срезали, дабы приуменьшить телесную красоту и изуродовать “бренную и соблазнительную плоть”. Зато во время суда в Германии эпохи Возрождения женщины официально могли клясться своими косами! Но и здесь таилась опасность: многие не сомневались, что зло в волосах! Ведьмы поэтому изображались с длинными распущенными лохмами, русалки завлекали длинными прядями доверчивых простаков. Но вот всего один волос гнома или эльфа обеспечивал, как считали горцы северо-восточной Индии, богатство и власть.

Знаком принадлежности к духовенству в католицизме является тонзура. Это выбритое поле символизирует потерю плодородных сил, аскетизм, отказ от плотских желаний. Если тонзура под апостола Павла, то волосы выстригают выше лба, а если под апостола Петра – кружок делают на макушке. Расстрига – провинившийся священнослужитель, лишенный сана; постриг – обряд отстранения от мирского, иногда даже по политическим соображениям. Бритье наголо паломников в Мекку – свидетельство приношения волос в жертву Аллаху. Желательно даже не побрить, а выскоблить голову. Кстати, в Японии обритая голова – символ окончательности принятого решения. В жертву Богу волосы приносили маньчжуры, китайцы, гольды, айны (передняя часть головы), чукчи (только макушка). Вступивший в буддийскую монашескую общину отказывался от всего, в том числе и от волос.

Прическа в числе прочего свидетельствовала о социальной роли ее обладателя. Так, столичный денди Онегин был пострижен по последней моде, а провинциальный романтик Ленский носил кудри черные до плеч.

В античном мире острижение волос служило признаком рабства, то есть обретения нового статуса. Можно вспомнить прически духовных лиц и нигилистов в России, бритые в знак позора головы “девок”. Но и сегодня ортодоксальные евреи желают иметь жен, побритых наголо. Парик обычно скрывает эту непривлекательность. Обнаруженные археологами парики относятся к весьма давним временам. В Древнем Риме в особенности ценились те, что изготавливались из волос белокурых плененных тевтонов.

По волосам гадали. Во время крестин первые отрезанные волосы младенца закатывали в воск и кидали в воду. Если они тонули, то велика была вероятность, что ребенок умрет. Кроме того, находили связь волос с земледельческими обрядами, культом растительности. На острове Суматра распущенные волосы у сеятельниц риса должны была способствовать пышности растений и длине их стеблей.

В давние времена незамужние женщины носили волосы распущенными и длинными. Древние славяне считали, что распущенные волосы придают их обладательнице магическую, чародейскую силу, даже колдовскую.

Нередко высоко ценились срезанные волосы. Во всяком случае, таковые Петра I приделаны в виде “природного парика” к его восковому бюсту. Благоговейно сохраняли прядь волос Пушкина, единичные волоски Моцарта. Наполеон часто дарил на память обрезки своих волос уезжающим с острова Св. Елены. В поэме знаменитого александрийского поэта и ученого Каллимаха “Волосы Береники” говорится о том, что прядь чудесных волос прекрасной царицы – супруги царя Птолемея была вознесена на небеса и засияла там в виде нового созвездия поблизости от Большой Медведицы.

В наши дни рост косички весьма интересует не только женщин, но и мужчин. Кстати, у последних она была еще атрибутом домусульманских тюрок. Украшала головы китайцев. Их принуждали носить косу как признак покорности маньчжурскому императору. Именно поэтому в 1895 году китайский революционер Сунь Ятсен в японском порту Кобэ в знак неподчинения остриг косу. История свидетельствует, что, когда в 1902 году основоположник китайской современной литературы Лу Синь приехал в Японию и поступил там в университет, он косу символ порабощения – ликвидировал, что на родине стоило бы ему жизни. Такая небольшая шикха имеется на голове современных кришнаитов, оселедец (селедка) – ранее отличительная примета украинских казаков.

В Средней Азии принято заплетать сорок косичек, а потом привязывать к ним золотые монеты, жемчуг в качестве оберегов. В иных регионах к волосам подкрепляли диадемы, венки, металлические кольца, шнурки и пр. У тибетских женщин косичек было сто восемь. Бабья причала, соответствующий головной убор, который скрывал волосы, – это все рассматривалось как старание женщины подчеркнуть принадлежность мужу. Не исключается, что волосы женщиной прятались для того, чтобы, входя в чужой дом, не нанести ему вред своей магической силой. Русская девушка обычно заплетала одну косу (символ одиночества). Просватанная, в отдельных регионах, уже могла косу заплетать не до конца. Свадьба сопровождалась плачем невесты над своей косой, значит, и потерей независимости; после замужества кос на голове уже было две. Во время похоронных обрядов у осетин в конце прошлого века вдова свою косу отрезала и клала на грудь мужу, обещая этим, что остается его верной женой.

Брови нашими предками весьма активно использовались для защиты от непогоды; по мере развития цивилизации их функции сократились. Буддийские монахи не только бреют голову и лицо, но и брови ликвидируют. Аналогично поступали и египтяне, но уже в знак траура по умершей домашней кошке.

Брови и в наше время – явный признак женской привлекательности, поэтому мамы у своих дочек их поглаживают, целуют. В Средней Азии в особенности стараются, чтобы густые брови переходили без перерыва от одного надбровья к другому. В другом регионе, а именно в Дании, сходящиеся брови считали признаком оборотня. Согласно русским народным приметам, сросшиеся брови – то ли свидетельство удачи в любовных делах, то ли намек на отсутствие счастья.

Искусствоведы все еще спорят, почему общепризнанная красавица Мона Лиза была лишена великим Леонардо да Винчи бровей – того естественного волосяного покрова, который другой великий мастер – Микеланджело – называл “вратами рая”. Во всяком случае, “врата” рисовали по-разному. Византийский идеал – две дуги, позже часто одна. По греческим же канонам, изогнутые брови – это плохо, они якобы напоминают улитку. Лучше прямые, то есть желательно иметь “брови-грации”. По густоте бровей пытались выявить характер человека.

“В наши дни единственное, чем женщина не может перещеголять мужчину – это борода”.

Борода – вполне закономерный для мужчин орнамент, а по-научному – третичные волосы. Первичные – это те, которые закладываются в зародышевой жизни и позднее исчезают. Вторичные представлены, к примеру, волосами на голове, ресницами, а третичные – это волосы на теле, борода и усы. Причем последние – лишь у лиц определенного пола. Третичные отличаются не только названием, но и диаметром. У волос на голове он равен 0,06-0,08 миллиметра, а у бороды – в два раза толще.

В Древнем Египте бороду брили, а затем компенсировали искусственной и позолоченной, прикрепляемой тесемками. Как плацдарм для всевозможных неестественных украшений она фигурировала в облике знати Ассирии, Вавилонии. У царей этих государств она была весьма велика и подчеркнуто прямоугольной формы. Древние греки бороды пропитывали ароматическими маслами. Индусы же красили бороды белой, зеленой, темно-синей или красной краской. Борода ассоциировалась с мудростью, властью.

Петр I подошел к делу основательно. Хочешь иметь бороду – плати. Причем прейскурант был различен: царедворцам и дворянам она обходилась в 60 рублей, а с ямщиков, посадских и прочих брали по 30. Дабы не путать заплативших и уклоняющихся, указано было с 1705 года выдавать для ношения специальные знаки, да еще с глумливой надписью: “Борода лишняя тягота”. И платили, чтобы все-таки соблюсти благочестие, не выглядеть и не считаться изувеченным.

Дело, конечно, не в простом бородоненавистничестве царя или желании лишить кого-то индивидуальности. Нельзя акцию эту расценить и как своеобразную “волосяную революцию”. Скорее уж как дань просвещению, как стремление сделать Россию более светской, современной, европейской.

Боролись против бороды, оказывается, зря. Явно не был учтен фактор теплообмена. Бородатым зимой легче переносить холод, а летом у них, как выяснено, не перегревается мозг. Волосяной перебор на лице ведет к более быстрому выпадению волос, то есть у таких быстрее образуется лысина, а она-то и усиливает охлаждение, и позволяет лучше потеть. Наш с вами современник, писатель и врач Юлий Крелин объясняет, что раз “природа зачем-то оставила мужику на лице волосы, не нам ее исправлять. Мы не должны бороться с природой, мы должны следовать за ней”.

Рост бороды неравномерен на протяжении года. Интересно, что более интенсивно он происходит осенью и в начале зимы, то есть именно тогда, когда у пушных зверей увеличивается, в связи с наступающими холодами, меховой покров.

“И в сущности, ус, как новейший этап,

Достойно наследовал косам!

Коса висела на спине,

Теперь – висит под носом”.

Если срезать усы у кошки, ее состояние можно будет обозначить, применительно к нам, как нервно-психическое расстройство. У человека это, скорее, моральная травма. Если следовать нашему Денису Давыдову, то именно усы являются подтверждением силы и мужества гусара. В его время усы в особенности были предметом бдений, тщательного ухода, умащивания всевозможными ароматами. На ночь их даже предписывалось заворачивать в веленевую бумагу. Кстати, именно в волосяных луковицах усов содержится большое количество нервных окончании. Есть такая поговорка у испанцев, что поцеловать мужчину без усов – все равно что выпить яйцо без соли.

Ранее отсутствие усов считалось признаком незрелости, но и сегодня далеко не все “сами с усами”. Есть, конечно, рекордсмены: у Карни Рам Бхилу усы достигли 238 сантиметров. Они, может быть, выросли бы и еще, но его убили. При таких волосяных богатствах легко что-либо “мотать на ус”.

Теперь несколько слов о недостатке волос

Даже целовали лысых мужчин, исходя из славянского обычая, не в висок, а в темя. Если последовать совету Ильи Ильфа и не стучать ни при каких обстоятельствах лысиной по паркету, то все равно волосы на ней не появятся. Печально, но факт, ибо с погибших волосяных фолликулов, как ни “удобряй” (можно – смазывай), пока еще не удалось собрать ощутимый урожай, который бы ликвидировал сверкающую оголенность.

Оголенная и гладкая, отражающая даже лучи поверхность образуется в результате целого комплекса причин. Главная из них – спазм подкожных кровеносных сосудов, обусловленный нарушениями нервных связей. Нельзя исключить и наследственную предрасположенность, как и употребление спиртного. Подмечено также, что облысение чаще касается цивилизованных людей. Может, это потому, что волосы у них “не отнимают пищу у мозга”?

Следует упомянуть и о неврозах, нервных потрясениях, эндокринных нарушениях, авитаминозе, загрязнении атмосферы, химизации быта, курении, выработке сальными железами почему-то излишнего холестерина. В норме небольшое количество волос, неопасное для внешнего вида, выпадает постоянно: за день около 50-100 штук, причем больше всего осенью (у ребенка выпадает 90 волосков ежедневно, у взрослого ежедневно выпадает от 15 до 100 волосков, старики теряют в день 120 волосков, но, увы, новые волосы у них не растут).

Кстати, кое-кто из милых женщин добровольно лишает себя столь естественного украшения, ибо провозглашает, что самая лучшая прическа – это отсутствие всякой прически! Зато в Африке или в некоторых штатах Индии такая безволосая женщина сигнализирует согласно обычаю, что она – вдова. А у представительниц племен Центральной Австралии волосы при столь печальном событии даже не сбривают, а выжигают горящей головней до самых корней. Насчет этого обычая мне трудно сказать что-либо определенное. Но думаю, что однозначно отношение любого здравомыслящего человека к вызывающе демонстрируемым молодыми расистами и поборниками насилия своих бритых голов. В таких случаях бритая голова часто соседствует с вызывающей татуировкой, черной курткой и грубыми башмаками – символическими признаками далеко не театральной агрессии.

Проявление ее уже достаточно известно. Сразу всех волос на голове лишались несчастные, кому судьба посмертно или даже при жизни уготовила быть оскальпированными. Почему именно скальп врага так привлекал? Да опять-таки, согласно поверью, именно волосы неприятеля обладают жизненной магической силой. Снявший скальп “завладевает” чужой душой и обретает способность заставлять ее, как и силу оскальпированного, служить себе. Уместно разрушить представление, что первыми придумали снимать с побежденного противника скальп индейцы, хотя это и закрепилось повсеместно в умах с их трубками, выкуриваемыми у костров, томагавками, набегами. И даже не пришельцы в земли индейцев изобрели этот варварский способ, а древние скифы, рассматривавшие действо как жертвоприношение духам, как “урожай войны”.

Частично использована информация из публикаций Л. Этингена.

  • Облысение. Скрытие седины. Волосы – все об облысении, современные препараты, витамины для волос, как ухаживать за волосами, скрытие седины
  • Рецепты – рецепты народной медицины при различных типах волос, перхоти, облысении
  • Волосяные фолликулы и сальные железы – что представляет собой волос, прыщи – угри, розацеа, стеатома, милиум, телефон – виновник прыщей?
  • Все медицинские статьи из "Популярные статьи о здоровье человека"

У нас также читают:

    – Заметки об иммунитете или почему болеют любимые дети – что такое иммунитет, врожденный иммунитет, что стимулирует иммунитет ребенка, почему иммунитет ослабевает, ошибки и заблуждения родителей

– Как поднять себе настроение за 10 минут? – советы специалиста о том, как легко справиться с плохим настроением и улучшить расположение духа в считанные минуты

'"; cachedBlocksArray[294636] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'7sruufown3e',block:'132284',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294635] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'oye8y4fenc',block:'132283',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294637] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'tyn1pxfit9f',block:'132387',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294632] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'79y1272v6io',block:'132277',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294634] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'bjdjumrupdo',block:'132280',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294633] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'awdwaow4fvk',block:'132281',site_id:'9484'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'";
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here