Полная информация по теме "зачем пётр брил бороды" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина “Бояре” Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный “Бородовой знак” выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его прямо сейчас!

Зачем Петр 1 брил бороды?

на сколько мне известно Петр I в вел налог на ношение бороды. так как бороды были мягко говоря грязными если владелиц бороды не мог следить за чистотой своей бороды то есть покупать мыло то там заводились насекомые и грибок а если человек в состояние заплатить налог значит и средств хватит и на средства гигиены. еще есть другая версия, Петр учился в Европе и какой то мере ставил целью достичь европейский уровень цивилизации, он много по заимствовал из Европы, а его характер резкий и взбалмошный и как результат грубое отношение ко всему тому что он не приемлет.

Надо полагать, бороды для Петра символизировали косность системы, которую он пытался сломать. Бороды носили отнюдь не одни бояре, но и крестьяне, священнослужители и любой прочий люд.

Обильная растительность на подбородке и щеках не только визуально не сочеталась с европейским платьем – это беду уж как-нибудь пережили бы, но за ней стояло гораздо большее: у бородачей не было необходимости постоянно изучать свою физиономию в зеркале, чтобы бриться. Начало там что-то расти – ну и ладно. Раз в неделю в баню, там всё и отмоется. Требование бритых щёк означало невозможность бросить свою внешность на самотёк – мелочь? Смотря как поглядеть. Мы чистим зубы дважды в день, моем руки перед едой, совершаем иные систематические действия, требующие самодисциплины. Из таких мелочей складывается привычка самоконтроля в противовес желанию вечно лежать на печи и никуда с неё не двигаться.

Бороды у крестьян и ремесленников не могли быть слишком длинными – они мешали бы работать, а бояре могли позволить себе монументальные волосяные образования. Парсуна "Никон с клиром" даёт представления о том, какие меха носили некоторые представители "политической элиты" середины XVII века – там не Карл Маркс слева, а иеромонах Леонид.

Пётр хотел прежде всего мобильности и лёгкости на подъём у своего окружения. Никаких других стимулов он не знал, кроме указов и приказов, да и окружение иного языка не понимало: пока не заставит царь лично и не пригрозит страшными карами, ничего с места не двигалось. Стиль жизни был такой в стране: избегать любого действия, от которого можно уклониться. И борода была его символом.

Бритье бород по Петру Первому проходило в два этапа, хотя почему-то часто их объединяют или путают. Первый этап начался в 1699 году после того, как молодой царь вернулся из Европы. Насмотревшись на европейскую цивилизацию, Петр решил привести в соответствие и свой двор, а потому издал указ о бритье бород боярам. И даже иногда занимался этим собственоручно. Однако тогда это можно было еще считать юношеским максимализмом. Много позже, уже в 1722 году Петр вернулся к этой идее и издал знаменитый указ, который вводил налог на ношение бороды. Нашей современной Думе он несомненно понравился бы. Налог был определен в 50 рублей, а сумма это была очень не малой. Проще было избавится от бороды, чем выплатить эту сумму. То есть борьба с бородами приняла еще и экономический характер, принося доход в бюджет. Была и еще одна сторона этого указа. Он освобождал от налога податных людей, с которых и взять было нечего, но не освобождал старообрядцев. То есть этим указом Петр косвенно продолжал борьбу со старообрядчеством, а многие историки пологают, что именно этот момент был главенствуюшим.

Наверно, чтобы приобщиться к Европе, к Западной Европе, именно для этого он построил и новую столицу Санкт-Петербург, для этого построил дворцы, похожие на дворцы во Франции, Испании, Британии и германских государствах. Приобщившись к Европе, он хотел Россию сделать одной из культурных стран Европы.Именно , во-первых, бороды и олицетворяли отсталость Руси от Европы. Ведь известно, что уже в древнем Риме многие полководцы не носили бороды, такие как Помпей Великий, Цезарь, Октавиан Август.в отличие от диких германских племен и их вождей были с бородами, но приобщение к римской культуре сделало Россию просвещенной в отличие от боярской Руси. Петр из Руси создал Российскую империю.

Петр брил бороды не всем подряд, а только боярам. У боярина борода – это был признак принадлежности к боярскому роду.

Дело в том, что он боролся с боярством вообще, считая его пережитком старой Руси, отдаляющим Россию от Европы.

А Петр хотел, наоборот, сделать Россию европейской страной.

Романовы – династия, посаженная Западом для уничтожения России. При этом европейские монархии их ровней не считали, с ними не роднились, замуж за Романовых выдавали зачуханых голштинских "принцесс". При Романовых произошло закабаление крестьянства. Население, прежде всего местную элиту, необходимо было унизить, уравнять в правах со скотом. Безбородый мужчина на Руси устойчиво ассоциировался с педерастом. Бритье бороды – это примерно как сейчас издать закон, что все мужчины должны носить штаны с вырезом, полностью обнажающим задницу.

Петр 1 после поездки в Европу захотел приблизить российский народ к европейцам, которых он считал более воспитанными и опрятными. Ношение бороды не только внешне казалось ему неаккуратным, но и в гигиеническом плане, так как в неухоженной бороде часто застревали остатки пищи и вообще разводились всякие бактерии. Позже бороды стали облагаться крупным налогом, так что бояре сами от них начали избавляться, без насильственного рубления бород. Одна из версий историков.

Бороды Петр не любил, поскольку это было пережитком прошлого для него. В Европе он видел, что люди бреются, так как это гигиенично и аккуратно выглядит, а бояре не всегда содержали свои бороды должным образом, из-за чего выглядели неухоженно и неопрятно. К тому же был введен налог на бороду, и боярам было проще остричь ее, чем платить за нее деньги.

Зачем пётр брил бороды

Единый комикс истории #3

Текстовая версия комикса о том, зачем Петр Великий брил бороды

Вернувшись из Европы, в 1698 году Петр Великий запретил носить бороды и сам остриг знатных бояр. Спасение — уплата огромной пошлины.

Также царь заставлял носить новые немецкие платья и венгерские кафтаны. Эта одежда была по-европейски короткой и сильно отличалась от привычно длинных азиатских нарядов.

В народе пошел слух, что царя в Европе положили в бочку и пустили в море, а вместо него прислали другого — нерусской внешности и с маленькими ногами.

Петр хотел искоренить дикие нравы, поэтому его реформы касались самых разных сторон жизни. Он запретил повивальным бабкам убивать младенцев с отклонениями, а ненасытным сибирским чиновникам — носить богатые платья.

Бородачи же платили пошлину, получали бородовой знак и оставались при своей растительности. В 1772 году налог на бороду был отменен.

Взято отсюда www.grusd.ru

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

4 комментария

тот же текст под картинкой с текстом. Это для тех кто не любит картинки ?

да. читайте предыдущие выпуски

Почему на картинке сибирские чиновники обычные, а в тексте – ненасытные? О_о

Почему Петр брил бороды?

Реформаторская деятельность Петра Первого всем хорошо известна, но один вопрос меня интересовал давно – почему Петр решил брить бороды. Объяснение всегда было таким, что мол де западная мода и т.п. Мода , конечно дело великое, но уж больно были высоки налоги, которые вдруг пришлось платить за право ношения бороды. Как это мода увязывается с драконовскими поборами? Интересно, что Петр проводит указ о бритье бород сразу после возвращения из за границы. Оттуда кстати приходит и право торговли табаком. За это , разумеется, торговцы должны были платить лицензионные деньги.

Давайте посмотрим на вопрос бритья с экономической стороны.

Для процесса бритья необходимы как минимум две вещи – бритва и мыло. Вопрос не праздный, а сколько стоила клинковая бритва в 18 веке? Наверное есть соответствующие документы и если, уважаемые форумчане найдут информацию, то это будет очень ценно. Возьмем современные цены на качественные бритвы. 200- 300 евро. Это при условии развитости рынка и конкуренции. В 18 веке это должен был быть или Шеффилд или Золинген. И количество бритв должно было быть невелико.

Стрелец получал 4 рубля в год. Корова стоила 2 рубля. Исходим из того, что корову сейчас можно купить за 500 евро. Совершенно грубо представим, что бритва могла стоить до одного рубля. А может быть и больше. Понятно, что человек не мог ее позволить но, тогда он должен был идти к цирюльнику, для которого это уже был реальный бизнес. А теперь представим количество потенциальных клиентов…

Теперь о мыле. Только с 19 века мыло становится более-менее доступным, а в петровские времена это был достаточно дорогой продукт. Наверное установить объективную стоимость мыла того времени можно но не столь уж важно. Денег это требовало больших.

Являлась ли эта реформа идеологической? Несомненно. Бритье это дисциплина. Дисциплина это подчинение. Подчинение это залог достижения цели. Не любили и не любят Петра. Любили и любят Петра. И смысл этого антагонизма в том, что Петр это проводник новых экономических отношений, у которого можно поучиться нынешним маркетологам.

P.S. Не могу утверждать, что так и выглядили бритвы 18 века как на иллюстрации, но близко к образцу т.н. португальской бритвы.

Комментарии

Что-то похожее было в Японии после 1867 года. Решив, однажды, поломать традиционный уклад, император Мэйдзи запретил самурайские причёски. Такие причёски могли носить только борцы сумо и актёры Кабуки. И как результат : стрелецкий бунт в Москве и восстание самураев в Японии.

Что не прмешало подавить эти восстания:-)

Нда, качество, поверхностность, грубость в расчетах, примитивность выводов такая, будь-то статью писал школьник на сочинении или колхозник о проблемах экономики. Понимаю, что блоги, а не печатное издание, но все равно стыдно.

Мода, конечно, Петр с детства к ней привык, еще в Слободе.

Позволю высказать предположение, что связано это с тем, что начинается расцвет капитализма подкрепляемый протестантской этикой. Зарабатывание денег в экстремальных условиях требует самодисциплины и излишества в костюме только усложняют жизнь. Капитал еще представляет самоцель.

Ну уж дудки, какое тут "никаких излишеств в одежде"? Тут как раз одни излишества и выпендреж — посмотрите на мужской костюм знати того времени. Расшит золотом и бирюзой, очень часто розового (!) цвета, на туфлях — банты. И родина этого была Франция, какая там "протестанская этика"? Впрочем англичане и голландцы тоже это очень охотно подхватили, ну а от них и Петр заразился. В стороне остались только разве что пуритане, носили только строго черно-белое.

Кстати, у Лжедмитрия (Григорий Отрепьев) – с бородой от природы проблема была, не росла, накладную имел, для представительности. Хотел и боярам бороды брить, но в жизнь только бродобрение своего окружения успел произвести. Почему его "того"?. Может в экономике многое навязывал непонятное или налоги непомерные, или против утраты бород заговорщики объединились, расставаться с бородой бояре не захотели, от того и порешили его. а что, все может быть.

бороды брил не пётр 1, а его брат фёдор

Семён, Борис Годунов.

Борис Годунов, Семён.

Но вид "глубокомысленный" делать умеет. Что да, то да. Депутат – одно слово. ))))

Добрый день, ДепутатЪ.

Петр Первый известен как великий реформатор российского государства. Вы увидели только одну его «реформу» – бритье бород. Но с чего-то ему надо было начинать реформирование. Эта реформа не принесла большой экономической выгоды. Можно долго и внимательно рассматривать ее экономическую часть-выгоду используя справочные данные, но главное от ее проведения было не в экономической выгоде.

Показать населению, «кто в Доме хозяин». Многие его реформы в частности в армии, ее структуре и организации мобилизации, развитие военной промышленности, напоминают реформы Царя Алексея Михайловича (Тишайшего), там и Никейский собор с «разборками» в делах церкви как и его время нечто подобное для "усмирения" власти церковной и т.п.

«Являлась ли эта реформа идеологической? Несомненно. Бритье это дисциплина. Дисциплина это подчинение. Подчинение это залог достижения цели. Петр своими реформами, не только «Бритьем бород, провел в жизнь свои или благо приобретенные им знания по организации и управлению государством, создал новые экономические отношения м/ж слоями населения и этилами с представителями власти, подчинив себе элиты, которые он тоже сам формировал из людей разных сословий. Зависимость этил от государства с его интересами стала более сильной. При Петре государство став милитаризированным, вынуждало его вести войны.

Добрый день, Сергей. Я ОБРАТИЛ внимание на эту реформу но не УВИДЕЛ ТОЛЬКО ОДНУ. Лиха беда начало. Я хотел обратить внимание на то как Петр схватил суть экономических отношений при капитализме, где товар зачастую НАВЯЗЫВАЕТСЯ потенциальному клиенту ломая его естественные представления о жизни.

«Являлась ли эта реформа идеологической? Несомненно. Бритье это дисциплина. Дисциплина это подчинение. Подчинение это залог достижения цели. Петр своими реформами, не только Бритьем бород, провел в жизнь свои или благо приобретенные им знания по организации и управлению государством, создал новые экономические отношения м/ж слоями населения и элитами с представителями власти, подчинив себе элиты, которые он тоже сам формировал из людей разных сословий. Зависимость элит от государства с его интересами стала более сильной. При Петре государство став милитаризированным, вынуждало его вести войны. Его желание «Прорубить Окно в Европу» при том, что «Окно» всегда было — Архангельск, встать ногой у моря, построить Столицу – «Новый Амстердам» и иметь свой флот-военный, не торговый, хотя торговый без защиты тоже не жилец.

В его реформах можно найти много совпадений с «реформами» Алексея Михайловича. Учатся ли нынешние маркетологи власти на истории его реформ? Это дискуссия на долго, наверно, помнят, милитаризацию СССР, она всем известна, сделавшая страну одой из самых милитаризованных держав мира того времени, да и сегодня похоже по той же тропе к «граблям» приближается, а что делать, наследственность,с.

Кто служил в армии наверное помнит сколько внимания уделялось внешнему виду, в том числе и бритью. И здесь кроме дисциплинарного момента есть и момент эстетический. Выбритый боец выглядит более боеспособным, чем небритый "душман-партизан", т.о. создавая имидж сильной власти государства.

В армии через внешний вид проводилось приучение к личной гигиене. Помните, армейскую байку: Васька из армии пришел, культурный стал, спать ложиться, ноги моет. Во время боевых действий многое невозможно соблюдать как в мирное, то же бритье. Но в мирное время можно следить за здоровьем солдата, хотя, насчет душа в подразделениях и каждодневной помывке по моему и сегодня мечтают, не везде есть, но еженедельный -раз в 10 дней, банный день был положен бойцу и надеюсь везде имел место быть и проводится со сменой белья.

О навязывании чего либо – кому либо, через пример Петровской бородобрейной реформы, мудрено, на мой взгляд,получилось.

Аналогия с табакокурением. Не влез бы Петр в долги во время Великого посольства не продал бы лицензию на ввоз табака лорду Карматену за 200 000 фунтов. А еще трубки денег стоили.

Кстати, Петр, не первый, кто начал брить бороды в России, были до него Цари и Самозванцы на престоле, да только не привелось, может не успели, как он, вслед за бородобрением свои "реформы в жизнь проводить.

Благодаря реформаторской деятельности Петра в России много чего появилось:

Табак, картофель, тюльпаны, коньки, бильярд, бары-питейные дома, камины, пенсионы-прототип пенсий, фейерверки, прокуратура как орган власти, дипломы — лицензии на профессии, стоматология, кофе, горячий шоколад, театр, парики, салфетки больше не вспомню, хотя, оружейное дело и металлургию поднял на уровень европейский, ювелирное дело и столица на Неве.

Мыло забыл. Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины 19 в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком – смесью получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи. Хотя, с 15 века мыло в Твери производили, а поташ был экспортным товаром из России, пока каустическую соду не начали для мыловарения использовать.

И все приносило доход!

Вопрос – кто контролировал указ и как? Если контролеры были суровы и еще имели процент то любой правитель имеет возможность реализовать налоговый проект.

На от он и Правитель, чтобы править, а контролировала прокуратура. На счет процента это отдельная тема, как о Временах петровских, хотя история его времени полна такими фактами, так и . всегда, но это уже потомки разберут если "документы" найдут.

депутато, попросите админа удалить пост. бороды брил не пётр 1, а его брат фёдор.

Сэмэн. Это устойчивое идиоматическое выражение.

Вечер добрый, Депутат!

Добрый день Филип Филипыч. Вопрос о растительности на голове дискутируем. Особенно если учесть, к вопросам веры Петр относился без особого почтения.

Крестьяне составляли более и более 90% населения Руси. Крестьянству вообще не запрещалось носить бороду. И носить они могли её бесплатно. Как и духовенство (еще процент прибавляйте).

Только при въезде в город (и выезде из города) с бородатого крестьянина взымалась плата – 1 копейка за въезд, 1 копейка за выезд.

Горожане платили 30 рублей в год (раз в год – 30 руб.). Купеческое сословие – 100 рублей (или что-то вроде того).

А все эти… цирюльные расчеты – капля в море. Основного финансового потока.

Разглагольстования о стоимости бритв и мыла уводит от главного. От того, что деньги создавались (практически из воздуха) не на том, о чем заявлялось открыто, а на том, что рассчитывалось не открыто.

Ваше открытие америки произведет несомненно переворот в исторической науке. Зачем писать о том, что очевидно? Что бы попыхтеть?

Сломать требовалось небольшую горстку. Поймав её (эту горстку) на тщеславии. Что удалось. И удается до сих пор.

– Хочешь числиться тонким ценителем изящного? Хочешь зваться умным искусствоведом? Охота выглядеть поценней и поизящней?

– Хочешь числиться солидным вершителем судеб – законодателем законов. Хочешь зваться… Депутатом? Хочешь? Охота?

МирТесен

ИСТОРИЯ, МЫ, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина “Бояре” Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный “Бородовой знак” выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Реакции на статью

Комментарии

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Комментарии Facebook
  • © 2007–2018. При использовании материалов упоминание сайта «ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ» обязательно

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

Оценка 4.4 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here