Содержание
«Борода как признак свободы»
Борода или щетина? Щетина или гладко выбритое лицо? А если борода, то какая? Суворовская, шкиперская, имперская, эспаньолка — лишь малая часть способов носить растительность на лице. Томас Гоуинг, автор книги «Борода и философия», составил краткий исторический обзор глобального бородоношения, привел художественное деление бород по видам, объяснил физиологию бороды, и рассказал о роли бородачей в культуре и жизни разных стран. «Лента.ру» публикует отрывок из книги, которая выйдет на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер» в конце октября.
Установив, что Борода является природным свойством мужского лица и что Создатель предназначил ее для различения, защиты и украшения, обратимся ненадолго к страницам истории и рассмотрим, как к Бороде относились в разные времена основные народы, древние и современные.
Первой нацией, которая приходит на ум, являются египтяне, изображавшие Бороды весьма своеобразной формы на памятниках своим богам, царям и простым людям. Бороды у богов вьются и идут вдоль всего овала лица; Бороды царей подстрижены в виде египетского дверного прохода и длиной в три четверти от «божественного» стандарта, а Бороды простых людей — в одну четверть, так что они почти квадратные. Похоже, дополнительная длина достигалась за счет прикрепления повязи, часто искусственной, и возможно, что египтяне, которые носили фальшивые волосы, как можно убедиться по парику, находящемуся в Британском музее, имели также и фальшивые Бороды. Некоторые полагают, что вышеупомянутое призвано лишь указывать на мужской пол на памятниках, но это опровергается изображениями мужчин без Бороды. Что они использовались не всегда, видно по величественной Бороде у Сфинкса, этого символа царской власти.
Утверждают, что жрецы этого древнего народа убирали каждый волосок со своего тела трижды в неделю, и в итоге они заставили людей брить как головы, так и лица; все рабы и слуги, даже иностранные, также обязаны были делать это. Это проистекало из некоей суеверной идеи чистоты, что подтверждается замечанием Геродота: «Ни один египтянин любого пола ни в коем случае не поцелует губы бородатого грека, не возьмет его ножа, вертела или котла, не отведает мяса животного, убитого его рукой».
Во время траура, однако, египтяне отпускали Бороду и волосы в знак печали.
Таковы были обычаи египтян, и крайне важно упомянуть теперь о евреях, поскольку в то время, к которому относятся наши первые знания о них как о народе, они пребывали в египетском пленении; сейчас принято полагать, что большинство практик, установленных Моисеем, являются отголосками египетских обычаев, от которых он жаждал избавиться. Можно ожидать от вдохновенного Законодателя, чьи возвышенные книги начинаются c громкого утверждения, что человек был сотворен «по образу и подобию Божиему», что любая попытка изменить естественные черты «дивных лиц людских» будет осуждена и прямо запрещена. Это указание звучит дважды, в первый раз — для всех людей: «…не порти края бороды твоей», другими словами, не меняй ее форму, которую Я, Господь, назначил! Второй раз — адресованное священникам, с прибавлением, что они не должны брить головы. Крайне важно вспомнить сакральные практики египетских жрецов, а равно и то, что Моисей обратил этот приказ к роду Ааронову, только что вышедшему из Египта, ибо он особо убедительно показывает, что бритье, даже если к нему прибегают, чтобы умилостивить божество высочайшим уровнем личной чистоты, когда человек приближается к его мистическому присутствию, прямо и однозначно запрещено. Это как если бы Господь сказал: «Что ты, о человек, думающий в своем тщеславном уме, будто я, Создатель, не знаю, какой вид тебе придать, богохульно считаешь, что можешь умилостивить меня, суеверно жертвуя то, чем я, в своей Всемогущей мудрости, наделил тебя для защиты и украшения?» И чтобы подчеркнуть различие еще сильнее, Моисей строжайше запретил все обычные и естественные способы очищения.
Не будет неуместным отметить, что на самом пороге истории мы наблюдаем две противоположные традиции: одну сурово осуждают, другую настоятельно насаждают. Тем более необходимо отметить, что многие религиозные люди, придерживающиеся по привычке египетского подхода, забывают, насколько подчеркнуто он осуждался. Слишком много тех, кто, даже узнав, что значительную часть пороков, свойственных наиболее деятельной части духовенства, можно было бы предотвратить и излечить простым ношением Бороды, все еще будут настаивать на том, чтобы священники неизбежно расплачивались за нарушение законов Господних, потому что собственные предрассудки заставляют их предпочитать гладкое личико мужественному.
Подтверждение нашей идеи, что закон Моисея был направлен на предотвращение существенного изменения естественных черт — он не возражал против подравнивания Бороды, что является обычной среди евреев практикой, — можно найти в первом стихе 14-й главы Второзакония, где людям предписывается не брить бровей, что было обычным знаком печали среди народов, носящих Бороду. Кроме того, евреи, в отличие от персов и других народов, вместо того, чтобы брить Бороду во время траура — хотя в неистовой восточной печали они подчас вырывали ее, — обычно оставляли ее неухоженной или прикрытой до тех пор, пока период траура не заканчивался.
Все помнят ужасную месть Давида, когда его послы были опозорены бритьем Бород.
Бороду продолжали носить во всей ее славе представители этого избранного народа, и сейчас мы не смогли бы представить какого-либо патриарха, судью, священника, пророка, или взрослого царя, или совершенного Основателя нашей религии, или одного из двенадцати избранных, за исключением юного Иоанна, без этой достойной и почитаемой черты. Какой художник решился бы нанести оскорбление самым священным для нас образам, написав кого-либо из них с блестящей гладкостью выбритой наготой!
Во времена Магомета евреи продолжали придерживаться тех же обычаев, это следует из указания законодателя своим последователям стричь бакенбарды и Бороду, чтобы отличаться от евреев. И действительно, последние, во всех отношениях необычайные люди, держались за предписанные традиции со всей силой религиозного чувства и твердой убежденности. И хотя в наше время некоторые миряне, движимые желанием слиться с населением Западной Европы, могут принести убеждения в жертву удобству, их раввины неизменно остаются стойкими в своем исповедании истины и природы. Одним из наиболее долговечных впечатлений моего детства остается воспоминание о Верховном раввине Гершеле, шествующем по улицам Лондона, как последний из пророков, в темных одеждах, с длинным бледным лицом и развевающейся Бородой:
И вежды, с чудным пламенем и острым,
Презрительны к забавам мира пестрым:
В священной обитали старине
Иль узревали будущность оне.
АССИРИЙЦЫ И ВАВИЛОНЯНЕ
Ассирийцы и вавилоняне, как мы знаем из исследований и находок Остина Лэйарда и других, носили необычайно украшенные Бороды, что от них переняли древние персы, а кольца на их Бородах были сделаны из золота.
ПЕРСЫ, АРАБЫ И ТУРКИ
Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства. Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета — цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.
В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» — а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации.
Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду — иногда взаимно — соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо,говорили: «Это стоит больше одной Бороды».
«Позор на твою Бороду!» — выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» — глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды».
Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.
Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем».
Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью — приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно
разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.
Душить и окуривать Бороду благовониями — обычная восточная привычка.
Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.
Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» — и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.
К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой, как и персидский шах, все арабы и их властители.
Древние греки известны всему миру своими Бородами. Все гомеровские герои бородаты, и, говорят, Нестор Мудрый поглаживал свою Бороду, прежде чем начать ораторствовать. Сатурн, Юпитер, Нептун, Плутон, Марс, Вулкан, Меркурий — все с Бородами. Аполлон изображен без нее как символ вечной юности, но у Геркулеса и полубогов все на месте. Асклепий, бог Здоровья — важный факт! — особо одарен в этом отношении. Мать Ахиллеса, моля Юпитера, одной рукой прикасается к его Бороде, а другой — к колену.
По суровым нравам спартанцев можно предположить, что они особо заботились о Бороде. Когда некоего Никандра спросили о причине, он ответил: «Потому что мы считаем ее тем украшением, которое прежде всего отличает мужчину». На вопрос же, зачем носить Бороду такой длины, он дал этот благородный ответ: «С тех пор как она поседела, то непрестанно напоминает мне не бесчестить мой преклонный возраст». Плутарх, упомянув густую Бороду спартанского полководца Лисандра, говорит: «Ликург считал, что обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, еще приятней, а уродливых — еще ужаснее для врагов». Считая бритье признаком рабства, они заставляли своих верховных магистратов брить верхнюю губу на время государственной службы, тем самым напоминая, что, хотя закон в их руках, сами они обязаны ему подчиняться.
Греки вообще продолжали носить Бороду до тех пор, пока упадок афинской доблести не заставил это свободное государство подчиниться македонскому завоевателю, который, согласно Плутарху, приказывал своим солдатам бриться, чтобы врагам нельзя было ухватить их за Бороду. Возможно, он сделал это во время очередного запоя или же приказал им подстричься наподобие старых греческих воинов. Так или иначе, свобода и Бороды греков
подошли к концу вместе.
Диоген, современник Александра, однажды спросил одного гладко выбритого сластолюбца, не поссорился ли тот с природой, что она сделала его женщиной вместо мужчины. А Фокион, упрекая человека, который улещивал людей, но при этом носил длинную спартанскую Бороду, говорил: «Если ты так льстишь, почему же не обрежешь свою бороду?»
Забавный факт для тех, кто сводит всю цивилизованность к бритью, в том, что единственными, кто при всех переменах в античной Греции сохранили свою Бороду, были философы, или любители мудрости, — те, для кого выдающийся разум греков был предметом изучения и профессией; те, кто, по сути, был самыми цивилизованными членами общества.
Со времен Юстиниана греки снова начали носить Бороды, все греческие императоры до последнего злосчастного Палеолога, который погиб, храбро сражаясь при осаде турками Константинополя. Каждый из них считал Бороду знаком царской власти — атрибутом королевского величия.
ЭТРУСКИ, РИМЛЯНЕ
Этруски изображали своих богов с Бородами и сами носили их; так же делали и римляне. Каждый школьник помнит священный ужас, внушенный вторгшимся в здание Сената галлам: они увидели отцов-сенаторов, сидящих спокойно и неподвижно, как боги, за которых варвары и приняли их поначалу, пока один, храбрее других, не дернул за Бороду благородного Марка Папирия. А тот, возмущенно подняв посох, невольно подал знак к собственному убийству и убийству своих досточтимых соотечественников.
В лучшие времена Республики, когда старые римские добродетели сохраняли еще частичку своей первоначальной мощи, пока они не иссохли и не были подорваны завезенными пороками и упадочными традициями завоеванных наций, римские государственные мужи, воители, жрецы, простой народ — все носили Бороду, все признавали ее мужественную славу!
Не раньше 454 г. от основания Рима, около трех столетий до нашей эры, один из продажных преторов, что обычно возвращались, нагруженные иностранным золотом, изнеженные иностранной роскошью, привез с Сицилии нескольких брадобреев; и Плиний позорит —
клеветнический слух! — младшего Сципиона Африканского наивной сплетней, что «он был первым, кто сбрил всю свою бороду». Вот еще один пример тому, как дурацкий обычай, как глупую мысль, пытаются приписать кому-то всемирно известному.
Задолго до этого времени Бороду принято было немного подстригать или брить; одно и то же слово (tondere) могло означать и то и другое. Конечно, когда установилась мода, стали считать, как и у нас, что носить Бороду неподобающе; цензоры обязали Марка Ливия, возвратившегося из изгнания, побриться, прежде чем предстать перед Сенатом.
С умножением пороков и изнеженности среди этой некогда мужественной расы упадок Бороды продолжился. Цезарь, истинный основатель империи, предававшийся всякому виду щегольства и разврата, используя их для прикрытия своих честолюбивых замыслов, разумеется, брился; и поэтому бритье оставалось имперской модой вплоть до времен Адриана (я уже приводил выше эту смелую римскую голову реставратора мужской красоты). С его времени Бороду носили почти все римские императоры, кроме Константина, который брился из суеверия. У отца же его была благородная Борода.
Даже после того, как возник обычай брить Бороду, первое ее появление встречалось с радостью и обычно совпадало со временем премьерного надевания тоги; «первины» волос торжественно посвящали — как остаток прежнего уважения — какому-нибудь богу — например, в случае с Нероном, который преподнес их в золотой коробке, украшенной самоцветами, Юпитеру Капитолийскому.
Бритье в обычаях раннего Рима было знаком скорби; однако впоследствии то, что считалось символом самоотречения, стало всеобщей модой, и во время печали Бороде позволяли расти, чтобы подчеркнуть небрежение собой.
Римские философы, как и греческие, заботливо растили длинную Бороду как эмблему мудрости. Следующий анекдот показывает, что иногда она была обманчивым знаком. Один император, которому докучал человек в длинном платье и с длинной Бородой, спросил у того, кто он. «Разве ты не видишь, что я философ?» — был ответ. «Плащ я вижу, и Бороду тоже, — сказал император, — но философа под ними не вижу».
Должны заключить этот обзор римских обычаев указанием на поучительное обстоятельство, что рабы в раннем Риме обривались в знак своего рабского положения, и им не разрешалось носить отличительный знак свободного человека, пока их не отпускали на волю. В поздний же период рабы, как и положено мужчинам, носили Бороду, ее сбривали, только когда подневольных нужно было поставить на один уровень с их опозоренными порочными хозяевами.
к л е о п а т р а
эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду
• древнеегипетская царица, от рождения была страшненькой, но знала, как «укреплять фасад» и понравиться мужчинам, оттого и в мировую историю вошла как «идеальная любовница»
• женское имя: (греческое) слава отца, славная по отцу
• любовница Юлия Цезаря и царица Египта
• последняя царица Египта, покорившая сердце Юлия Цезаря
• стихотворение А. Блока
• стихотворение А. Пушкина
• царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• в качестве свадебного подарка она получила от Марка Антония Крит и Киликию
• опера украинского композитора Ю. С. Мейтуса «Антоний и . »
• опера итальянского композитора Дж. Ф. Мальпьеро «Антоний и . »
• героиня Алисы Фрейндлих в фильме «Моя жизнь»
• последняя царица Египта из династии Птолемеев
• имя этой царицы в переводе означает «славная своим отцом»
• не желая становиться пленницей своего врага эта царица велела принести в корзине ядовитых змей и умерла от их укусов
• как звали женщину, которая вместе со своим любовником командовала эскадрой и проиграла битву при Ациуме?
• эта знаменитая женщина носила прозвище Мериофана, что по-гречески означает «та, которая широко открывает рот для десяти тысяч мужчин»
• персонаж произведения английского драматурга Б. Шоу
• персонаж произведения У. Шекспира
• балет русского композитора Р. Глиэра
• персонаж оперы немецкого композитора Г. Генделя «Юлий Цезарь»
• опера итальянского композитора Д. Чимарозы
• стихотворение В. Брюсова
• стихотворение А. Ахматовой
• царица, убитая змеей
• последняя царица Египта
• последняя египетская царица
• взрослая тезка Клепочки
• правитель древнего Египта
• любовница Юлия Цезаря
• Последняя царица Египта
• Царица Египта, чей образ получил широкое отражение в литературе и искусстве
• В греческой мифологии дочь Борея, супруга Финея
Какая известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду?
Такой вопрос есть в игре "Поле чудес":
Эта известная в истории женщина иногда носила искусственную бороду. 9 букв.
Какой правильный ответ в игре "Поле Чудес"?
Возможно, что имеется в виду и Клеопатра, но нашла иной ответ.
Женщина-фараон, Хатшепсут – 9 букв, которая во время официальных церемоний иногда надевала мужскую одежду и прикрепляла искусственную бороду.
На фото гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут и бородой.
Так что ответ в поле чудес может быть двояким.
борода – не коса, так было бы проще. Но если покопаться в в истории, то можно встретить упоминания о том, что Клеопатра (а тут с известностью проблем нет) носила искусственную бороду, так что и по буквам и по смыслу подходит.
Борода
→ Коса / Косичка / Гермафродит /
► мужественность, мужская сила, сила;
отвага, мужество, храбрость,
мудрость, опыт(ность), консерватизм;
радикализма и революционности (Например, “барбудос” на Кубе, молодежная мода);
достоинство, независимость, гордость, почет;
признак возмужалости, зрелость (В странах западной культуры );
печаль, пожилой возраст, старость (В странах Востока );
борода богов неба интерпретируется как:
спускающиеся на землю лучи Солнца;
падающий благодатный дождь;
Цвет бороды имел свой смысл:
золотой — солнечные лучи;
синий — зло (Синяя борода);
рыже-красная — измена (В Средние века Каин и Иуда изображались непременно рыжими);
седая — лучи Луны, это достоинство, почет, старость.
Значимый символ во многих культурных традициях.
Бородатые богини (Аштарет, Венера Милитта) символизируют бисексуальность (см. андрогин).
Обрезание бороды — поношение, наказание, покаяние, печаль, неволя.
Философы Индии, Ассирии, Халдеи, а также древние евреи отращивали бороды – знак их мудрости.
Была предметом тщательной заботы и ухода, вплоть до специальной ароматизации.
Первоначально божества многих религиозных культов изображались исключительно бородатыми.
Почти всегда с бородой изображаются правители, герои и мудрецы боги, если только их не хотели изобразить в виде юношей.
На собственной бороде мужчина может давать клятву, зарок в чем-либо, обещание (Средневековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”).).
В Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись.
В Древних Греции и Риме признак достоинства философов и риторов.
В классической древности, безбородым юношам и женщинам, доказавших храбрость и мудрость давали искусственные бороды.
В античном искусстве кельты-враги почти всегда изображались с усами.
На Крите минойского периода мужчин изображали без бороды.
Во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой.
В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.
Уязвимая точка в боевой схватке, поэтому еще Александр Македонский приказал своим воинам гладко бриться, дабы рука врага не схватила бороду солдата.
Персиуш (Сатирик, живший в Риме в I в. н.э.) назвал Сократа «Magister barbutus» – «бородатый учитель».
Лукиан из Самосаты по поводу бород выражался весьма язвительно:
«Если бы борода действительно была гарантией мудрости, то козел стал бы выше Платона».
«Бородатый» — прозвище некоторых властителей:
император Византии Константин IV Погонатус — от греч. “погон” – “борода”;
польский князь Генрик I;
Фридрих I Барбаросса — “рыжебородый”;
король Дании Свен I Габельбарт — “вилобородый”.
В сказке Перро Синяя борода (Главный персонаж убивает своих женщин и запирает их в потайной комнате ) – символ зверства и инстинкта обладания. Синий цвет означает ужас (жуткий страх (Peur blеu (дословно “синий страх”) – жуткий страх )). Главный персонаж – символ жестоких и деструктивных чувств, темных аспектов сексуальности, которые должны быть спрятаны за запертой и тщательно охраняемой дверью.
С космической точки зрения, сюжет сказки можно соотнести с символической смертью утренней зари, убиваемой солнцем.
Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, например, у северояпонского пранарода айнов.
Знаком храбрости и силы считалась красная борода.
Хотя у китайцев борода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужей всегда изображают с бородой.
У аборигенов доколумбовой Центральной Америки рост бороды наблюдался также редко, однако некоторым богам ее приписывали, например Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘”змей, покрытый перьями”). В культурах Южной Америки андского пояса также встречаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоидными пришельцами.
Волосок от бороды Мухаммеда хранится и почитается как реликвия в городе Сринагаре.
Гораций «Сатиры»: «Sapienten pascere barbam» – отпустил бороду мудреца.
«Спорить о бороде императора» – о чем-то несущественном,
«Спорить о козлиной бороде» – Гораций упоминает праздный вопрос, можно ли считать щерстью козлиную бороду или нет.
«Подергать кого-либо за бороду» — унизить.
Пословицы: «Борода мудрости не прибавит, борода философом не сделает».
«Подергать черта за бороду».
«Седина в бороду, а бес в ребро».
«В белой бороде не пройдешь по воде. », т. е. старый человек нуждается в помощи.
«При седой бороде не до пустой болтовни. ». Арабская.
В исламском мире распространена шутливая поговорка: “Клянусь бородой пророка (Магомета)”;
«Когда перо с пером вступит в разумное соревнованье, уничтожится, исчезнет дикость нравов, спадут бороды суеверия» («Каэтану Венгерскому» И. Вабицкий).
(Петр I у А. Мицкевича, «Дзяды»).
«Бороды у них длинные, усы вьющиеся, а взор дикий. »
(О разбойниках. “Возвращение отца” А. Мицкевич).
«Опалить кому-либо бороду» — устроить полный разгром, привести в полное ничтожество.
«А ну-ка, опалим бороду королю испанскому!» Слова сэра Френсиса Дрейка, когда его корабли ворвались в порт Кадикс и начали уничтожать испанские корабли (1587).
Острота или анекдот «с бородой» — старый, как мир.
«Злые мальчики тянут за бороды» (“Сатиры” Горация).
«Плюнуть себе в бороду» — просчитаться в чем-либо, сделать самому себе зло.
«Задрать бороду» — умереть (жарг.).
Обычай красить бороды высмеян Уильямом Шекспиром в пьесе «Сон в летнюю ночь»:
Сподек спрашивает: «Так в какой же мне бороде появиться, чтобы выглядеть внушительнее? Пусть будет естественный цвет, или лучше какой-нибудь смешанный? А то можно ярко-померанцевый, или же даже искристо-пурпурный, или просто, как чистое золото!»
Праотец Адам, пророки, цари, аристократы и полководцы традиционно изображались с бородами.
Тот же касается иудео-христианского Бога-Отца.
В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время извод (с длинными волосами и небольшой бородкой) внедрился значительно позже.
Западные священнослужители, которые намеренно не хотели подчеркивать свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безбородыми в отличие от членов некоторых орденов и отшельников, которые рассматривали бритье как тщеславие и суетность.
Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточной церкви бородаты. Согласно православной традиции, борода напоминает верующему об образе Бога — именно поэтому русские старообрядцы никогда не стриглись и не брились. Священнослужители православной церкви также не имели права подстригать волосы и бороду.
«Бородатая дева» / Св.Куммернус («Куммернус» по-видимому, преобразованное византийское имя «Комненос») (вар.: Вильгефортис или Либорада). Появление этого легендарного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изображен в длинной византийской одежде. Несведущие паломники считали его изображением девушки, воспротивившейся приказу своего отца и отказавшейся от замужества с язычником. По ее молитве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец позволил ей креститься.
В Кельтской легенде, женщины просили, чтобы молодой герой Кухулин прикрепил бороду к подбородку.
В набеге (The Cattle Raid of Cooley) ирландские воины отказались сражаться с безбородым ольстерским героем и он был вынужден волшебно делать себя ложную бороду из травы (WINI p. 309).
Франкские воины были бородаты; в средневековье Девять Worthies (Nine Worthies . ) носил золотые бороды как признак их мастерства и престижа.
Сикхские традиции связывают бороду с чувством достоинства.
Семитские традиции связывают бороду с мужественностью и чувством достоинства и придают ей большое значение. Рассматривалась как украшение лица человека. В Ассирии, Израиле, Египте властители и жрецы пользовались искусственными бородами, которые были завиты, напомажены, посыпаны золотой пылью или окрашены раствором хны. Сквозь волосы бороды протягивались золотые и жемчужные нити. Такая мода длилась около пятнадцати столетий. Часто пропитывались ароматическими веществами.
В Вавилонском талмуде (Санхедрин, т. 1006) говорится: тонкая борода — признак хитрости, толстая — глупости.
Восточная практика (I Kings 20: 9) должен был поцеловать бороду как символ уважения(отношения).
Обрить бороду значило причинить смертельное оскорбление (страшное унижение): так Ганон приказал выдрать по половине бороды у слуг Давида. «И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар 10: 5).
Бритье бороды разрешалось лишь как знак траура или горя, в последнем случае, борода чаще просто закрывалась (охватывалась руками). Прокаженные были должны носить завесу по их бородам.
«Услышав о разрушении Иерусалима, пришли восемьдесят мужей, сбривших свои бороды, и молились, и плакали, и на остатках святыни принесли жертву». Иеремия.
Несмотря на это, священники в Древнем Египте брили бороды, главы, и волосы на теле; Моисей установили, что, когда левит предопределялся духовенству, они должны быть полностью бриты (Чис 8: 7).
Грязная и растрепанная борода – признак безумия: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21: 13).
Хотя Древние Египтяне брились, «от начала времен», Francois Daumas пишет (DAUE p. 582), «их боги были отличались тем, что носили длинную и узкую искусственную бороду. Она была заплетена и крепилась к ушам проводами, сокращающими стороны лица. Короли разделили эту привилегию с богами («their gods were marked out by wearing a long and slender imitation beard. It was plaited and secured to the ears by wires running down the sides of the face. Kings shared this privilege with the gods.»)».
Даже юные безбородые правители и царицы, появлялись перед народом и изображались с накладной бородой, которая подчеркивала их статус и равенство по власти царям. Так изображали царицу Хатшепсут.
Тип искусственной бороды с изогнутым вперед концом еще и сегодня носится сановниками некоторых центральноафриканских племен.
– признак возмужалости. Бородатыми всег-да изображались герои, цари и бо-ги, если только их не хотели изо-бразить в виде юношей. Египетскую царицу Хатшепсут часто изо-бражали, чтобы обозначить ее функцию, с искусственной эспа-ньолкой. Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, как, например, у северояпонского пра-народа айнов. В Древнем Китае отличительным знаком храбрости и силы считалась красная борода. Хотя у китайцев от рождения бо-рода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужчин все-гда изображают с бородой. У або-ригенов доколумбовой Централь-ной Америки рост бороды наблю-дался также редко, однако некото-рым богам ее приписывали, напри-мер Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘“змей, покрытый пе-рьями”). В культурах Южной Аме-рики андского пояса также встре-чаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоид-ными пришельцами. В античном искусстве кельты-враги почти всег-да изображались с усами. На Кри-те минойского периода мужчин изображали без бороды, однако во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой. В Риме сбрива-ние бороды было принято до прав-ления императора Адриана и сно-ва возобновилось с приходом Кон-стантина Великого. Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточ-ной церкви бородаты. Западные священнослужители, которые на-меренно не хотели подчеркивать
Борода/усы: Реклама фик-сатуара для усов, 1911 г.
свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безборо-дыми в отличие от членов некото-рых орденов и отшельников, кото-рые рассматривали бритье как тщеславие и суетность. В ранне-христианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время способ изобра-жения его с длинными волосами и небольшой бородкой внедрился значительно позже. “Бородатой девой”’ в христианской легенде на-зывают св. Куммернус (другие ее имена: Вильгефортис или Либора-да). Появление этого странного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изо-бражен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие язы-ка паломники считали его изобра-жением девушки, которая отказа-лась выйти замуж за язычника по приказу своего отца. По ее молит-ве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец поз-волил ей креститься (“Куммернус” является, по-видимому, преобра-зованным византийским именем “Комненос”). В исламском мире распространена поговорка: “Кля-нусь бородой пророка”; волосок от бороды Мухаммеда хранится и по-читается как реликвия в городе Сринагаре. О том, что в Западной Европе борода и мужское достоин-ство отождествлялись, свидетель-ствуют такие выражения, как сред-невековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”), в то время как “спорить о бороде императо-ра”, т. е. о чем-то несущественном, предположительно должно было бы значить “спорить о козлиной бороде” в смысле упоминаемого Горацием праздного вопроса, можно ли считать щерстью козли-ную бороду или нет.
Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, «брада доле Захарии пророка», могут быть такие дополнения как «…узка, концы маленько подво-и лися» или «брада Павла апостола», «брада Николина» — свт. Николая Мир Ликийских, «брада аки Сергиева» — св. прп. Сергия Радонежского, «брада аки Антипина» — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: «…брада аки Козмина, кудрявата», и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — «браду… малу и зело ретку, размесну велию», у Макария Александрийского — «брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли» (сведения по Б. см.: -«Иконописный подлинник» С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.