Полная информация по теме "борода в исламе саляф форум" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Ношение бороды. Фард или сунна?

Обязательным (фард) ношение бороды категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Хадисы о бороде

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]»[7].

2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»[8].

3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»[9]; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»[10]; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи[11] на огнепоклонников!»[12]. Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину».

4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака[13]. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»[14]

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака»[15].

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:

«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей»[16] (см. Св. Коран, 7:31).

Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[17].

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна[18]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан)[19].

Авторитетные мнения о бороде богословов 20 века

1. Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра[20] по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории: 1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр; 2) необязательная сунна (санна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)»[21].

2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут[22], высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[23], в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[24].

Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[25].

Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно[26].

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться[27], а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

Ответы на вопросы о бороде

В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх – выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды][28], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[29], но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

[10] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

[11] Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

[13] Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

[14] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

[15] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

[16] Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

[17] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[18] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

[19] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

[20] Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».

[21] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[22] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

[23] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

[24] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[25] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[26] Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103.

[27] Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

[28] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

[29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

Энциклопедия хадисов

Хадисы пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Хадисы о ношении бороды

Хадисы о ношении бороды

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подстригайте усы[1] и отпускайте бороды”». См. также хадис № 5892. Этот хадис передали аль-Бухари 5893 и Муслим 259.

Учёные разошлись касательно желательной Сунны относительно усов, и у них два мнения:

Первое мнение состоит в том, что Сунна является сбривать их полностью. Это мнение ханафитов и ханбалитов. Они приводят в доказательство внешний смысл слов пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) касательно этой темы. Из их числа хадис: «Удаляйте (ахфу, анхаку, джуззу) усы». аль-Бухари 5892, 5893, Муслим 259, 260.

Ат-Тахави сказал в «Шарх Ма’ани аль-асар» (4/230): «Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани».

Ибн ‘Абидин передал в «Радд аль-Мухтар» 2/550, что поздние учёные (ханафитского мазхаба) предпочитали укорачивание, и сказал: «Мазхаб некоторых поздних учёных среди наших шейхов в том, что усы должны укорачиваться». Сказано в книге «аль-Бада’и»: «Это правильное мнение».

Второе мнение состоит в том, что Сунна – укорачивать усы, и что бритьё нежелательно. Это мнение маликитов и шафи’итов. Имам Малик (рахимахуЛлах) был очень строг касательно этого.

В качестве доказательства они приводили следующие сообщения:

Передано от Абу Хурайры (радыйаЛлаху ‘анху), что он слышал, как пророк (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Фитра (естество) состоит в пяти вещах: обрезание, бритьё лобка, укорачивание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками». аль-Бухари 5891, Муслим 257.

Передано, что аль-Мугъира ибн Шу’ба (радыйаЛлаху ‘анху) сказал: «У меня были длинные усы и пророк (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) подстриг их мне, по уровню сивака». Абу Дауд 188. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд».

Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» 1/151, что ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах аль-Увайси сказал: «Малик ибн Анас упоминал, что некоторые люди бреют их усы, и он сказал: “Тот, кто это делает должен быть побит. Хадис пророка (салляЛлаху ‘аляйхи па саллям) об усах не говорит о бритье, они должны быть укорочены так, чтобы край губ и рот были видны”. Также Малик ибн Анас сказал: “Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей”». Конец цитаты.

‘Абуль-Валид аль-Баджи сказал в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266): «Ибн ‘Абдуль-Хакам передал от Малика: “Укорачивание усов не значит их сбривание. Я считаю, что того, кто бреет усы, следует порицать”».

Ашхаб передал от Малика, что он сказал: «Бритьё усов – бид’а!»

Малик (рахимахуЛлах) сказал: «Было передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (радыйаЛлаху ‘анху), что когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Если бы они были сбриты полностью, то ему было бы нечего наматывать». См. «ат-Тамхид» 21/62-68.

Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал в «аль-Маджму’» (1/340-341): «Границы в укорачивании усов заключается в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью. Это наш мазхаб».

В книге «Нихая аль-Мухтадж» 8/148 ар-Рамли, который был одним из шафи’итских имамов, сказано: «Нежелательно (макрух) брить усы».

И это мнение также передается от группы из числа саляфов:

Аль-Байхакъи передал в «Сунан аль-Кубра» (1/151), что Шурахбиль ибн Муслим аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сподвижников посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям), которые укорачивали свои усы, отращивали бороды и красили их шафраном: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуллах ибн Буср, ‘Утба ибн ‘Абд ас-Сулями, аль-Хаджжадж ибн ‘Амир ас-Сумали и Микъдам ибн Ма’дикариб аль-Кинди. Они укорачивали свои усы до края губ». Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим в «Адабу-з-Зифаф».

Они отвечали на доказательства, приводимые в пользу первого мнения, двумя вариантами:

1. Что смысл слова «удаления» – это срезание края волос, которые растут над губой, а не в полном сбривании, основываясь на доказательствах в сообщениях, где упоминается только укорачивание.

‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» (7/266) сказал: «Ибн аль-Къасим передал от Малика, что толкование хадиса пророка (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) об укорачивании усов состоит в том, что они должны быть срезаны настолько, что должны быть видны красная часть губ и края рта».

Ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал: «Сообщения об укорачивании усов понимаются нами в значении срезания их до края губ, а не в полном сбривании». См. «аль-Маджму’» 1/340.

2. Укорачивание чего-то не значит полное удаление, это значит удаление части этого, как это сказал ‘Абуль-Валид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муваттаъ» (7/266).

Более правильное мнение, ваЛлаху а’лям, второе, которое состоит в том, что Сунна – это укорачивание усов, а не их бритьё.

Шейх Ибн ‘Усаймин (рахимахуЛлах) в «Маджму’ аль-фатава» (11/Баб ас-сивак ва Сунна аль-фитра / вопрос номер 54) сказал: «Лучше всего укорачивать усы, как это пришло в Сунне. А что касается их сбривания, то это не Сунна. Аналогия, проведённая некоторыми, что предписано сбривать усы так же, как брить голову во время Хаджжа – это аналогия, которая противоречит тексту (Сунны). Поэтому эта аналогия не годится и не принимается в расчёт. Поэтому Малик касательно сбривания усов говорил: «Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей, но мы не должны отворачиваться от упомянутого в Сунне, потому что следование – это руководство, справедливость, счастье и успех».

Членов постоянного комитета по изданию фетв спросили:

«В ряде хадисов сказано: «Укорачивайте усы» . Отличается ли бритьё от укорачивания? Некоторые люди укорачивают часть усов, которая ближе к верхней губе и оставляют остальные волосы усов, таким образом, они срезают почти половину усов и не трогают остальное. Так следует поступать? Или укорачивание усов, значит их полное сбривание? Пожалуйста, посоветуйте способ, которым усы должны быть укорочены».

«Достоверные хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) указывают, что предписано укорачивание усов. К примеру, Пророк (солляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от многобожников» . аль-Бухари и Муслим. И он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от огнепоклонников» . И в некоторых версиях сказано: «Укорачивайте усы» . Укорачивание значит срезание очень короткой части. В соответствии с Сунной тот, кто срезает усы чуть-чуть, так что видна верхняя губа или же укорачивает, то нет в этом проблем, потому что хадисы упоминают два положения, но недопустимо отпускать края усов, так же как и укорачивать или срезать их полностью».

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз,

шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-‘Афифи,

шейх ‘Абдуллах аль-Къу’уд. См. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (5/149).

Однако ат-Табари и Къады аль-‘Ийад сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (10/347).

См. также «Мавсу’атуль-фикъхия» (25/320).

[1] Имеется в виду, что следует укорачивать волосы, чтобы они не закрывали верхнюю губу.

Сообщается, что когда гонцы Кисры – правителя Персов, вошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), они были побритыми и усатыми. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желал смотреть на них и отвернувшись сказал:

«Горе вам! Кто повелевает вам делать так?!» Они ответили: “Так повелевает нам наш господин – Кисра!” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!»»

Этот хадис приводят ат-Табари в “Тарих ар-русуль валь-мулюк” (2/655-656), Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (1/258), и др.

Данный хадис имеет три пути, два из которых передаются в форме мурсаль. Один со слов Язида ибн Аби Хубайба, а второй от Убайдуллаха ибн Абдуллаха, которые не застали пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако иснады этих обоих мурсалей являются достоверными, как сказал шейх аль-Албани.

Третий путь хадиса приводит имам Ибн Бушран в “аль-Амали” с непрерывным иснадом от Абу Хурайры, однако этот путь является недостоверным по причине передатчика ‘Исмы ибн Са’ида.

Шейх аль-Албани усилив по причине трех упомянутых путей данный хадис, назвал его хорошим в “Та’ликъ ‘аля Фикъх ас-сира” (389) и “Дифа’ ‘ан аль-хадис ан-набави” (50).

Сказал имам ан-Навави: «Всё сказанное нами о том, что можно поцеловать и обнять вернувшегося товарища или подобного ему человека, тогда как в иных обстоятельствах делать это нежелательно, не касается красивых безбородых юношей. Целовать такого юношу запрещается всегда независимо от того, вернулся он откуда-либо или нет. Очевидно, что в подобных случаях объятия ничем не отличаются от поцелуев или близки к ним, и поэтому безразлично, являются ли целующий и целуемый праведными людьми, или нечестивцами, или же праведным является только один из них. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО КРАСИВОГО ЮНОШУ ЗАПРЕТНО НЕ ТОЛЬКО ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СТРАСТИ И ЧТО, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ИСКУШЕНИЙ, ВЗОРЫ НА БЕЗБОРОДЫХ ЮНОШЕЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ СТОЛЬ ЖЕ ЗАПРЕТНЫМИ, СКОЛЬ И ВЗОРЫ НА ПОСТОРОННИХ ЖЕНЩИН». См. «аль-Азкар аль-мунтахаба мин калям саййид аль-абрар».

То есть имам приравнивает запретность взора на безбородого юношу с запретностью взора на постороннюю женщину.

Также в другой своей книге имам ан-Навави говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещённое, как безбородый мужчина и др. Поистине, СМОТРЕТЬ НА КРАСИВОГО БЕЗБОРОДОГО МУЖЧИНУ БЕЗ НУЖДЫ — ЗАПРЕЩЕНО (ХАРАМ), БЕЗ РАЗНИЦЫ, СО СТРАСТЬЮ ЭТО ПРОИСХОДИТ ИЛИ НЕТ , в безопасности от искушения или нет. И это является верным избранным мазхабом у учёных, НАПИСАЛ О ЗАПРЕТЕ ЭТОГО ИМАМ АШ-ШАФИ’И , да помилует его Аллах, и учёные, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН (БЕЗБОРОДЫЙ) В СМЫСЛЕ ЖЕНЩИНЫ. НАПРОТИВ, БЫВАЕТ ТАК, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ И ДАЖЕ БОЛЬШИНСТВО КРАСИВЕЕ, ЧЕМ БОЛЬШИНСТВО ЖЕНЩИН . И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути, ведущие ко злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому ЗАПРЕТ СМОТРЕТЬ НА БЕЗБОРОДОГО БОЛЕЕ ДОСТОЙНЫЙ, ЧЕМ СМОТРЕТЬ НА ЖЕНЩИНУ ». См. «ат-Тибйан фи адаб хамалят аль-Къуран» (стр. 73-74).

Ханафитский имам Ибн ‘Абидин сказал: “Что касается того, чтобы удалять её (бороду), которая меньше обхвата (ладонью), как это делают некоторые жители стран Магриба и ЖЕНОПОДОБНЫЕ МУЖЧИНЫ, то этого не дозволял никто (из учёных). А полное сбривание бороды – из числа деяний иудеев Индии и огнепоклонников из числа иностранцев”. См. “Радд аль-Мухтар” (2/418).

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак.

Этот хадис передали аль-Бухари (5892) и Муслим (259).

Вопрос: Относятся ли волосы на горле к бороде?

Шейх Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, ответил:

«Борода – это как сказал автор (словаря) «аль-Къамус», а так же автор (словаря) «аль-Лисан» и другие, что это то, что растет из волос на щеках и подбородке.»

Вопрос: Каковы границы бороды в шариате и относятся ли к бороде волосы, которые растут рядом с ушами вдоль до подбородка или нет? И каково положение того, кто ограничивает бороду одним подбородком, то есть, он сбривает волосы на щеках?

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да проявит к нему Аллах Свою милость, ответил:

«Борода – это волосы которые растут на щеках и на лице, однако у каждой части свое название. То что растет справа и слева называется аль-‘аридайн (العارضين), а то место, где эти стороны встречаются внизу – называется подбородком (الذقن). И все это входит в понятие бороды. Итак, борода включает в себя все, что растет на лице и никому не дозволено сбривать часть её, так как это противоречит тому, что приказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говоря: «Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы» . А также, его другие слова: «Отличайтесь от огнепоклонников, оставляйте бороды и укорачивайте усы» .

И знай, что представилось некоторым людям, что является сунной подстригание того, что длиннее кулака, по причине того, действия Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда он совершал хадж, брал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его кулак. И даже дошло до того, что некоторые сказали, что борода которая длинее кулака является запретной, и нет сомнения, что это большая ошибка в понимании. Итак, для нас назидание в словах пророка, мир и благословения Аллаха ему и его семье». ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1296.shtml

Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается . Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Брить бороду харам!», а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и был иджма’. См. «Маратибуль-иджма’» и «Раддуль-мухтар» (2/116).

Шейх ‘Али аль-Халяби говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака. Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А ‘Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но что это не ваджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» (3/329).

Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Тавус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или ‘Умрой.

И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду» . И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.

Ну а то, что все что свыше кулака убирать ваджиб, то это мнение было не только шейха аль-Албани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «‘Умдатуль-къари» (22/46).

Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не ваджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.

Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» (182).

И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» (1/130).

Волосы на шее к бороде не относятся! Борода в определении шариата — это волосы, растущие на подбородке и на щеках, хотя в отношении волос на щеках были разногласия. Но несмотря на то, что ученые разногласили входят ли волосы на щеках в определение бороды или нет, не известно, чтобы кто-либо из них дозволял брить их, кроме имама Ибн Арафа, чье мнение является отклоненным. См. «Ахкаму-т-тахара» (3/337-340).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, перечисляя в своей книге «ат-Тибьян» этику поведения читающего (заучивающего) Коран, говорит о нежелательности смотреть на то, что тебя отвлекает. А затем говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещенное, как безбородый мужчина и др. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды — запрещено (харам), без разницы, с страстью это происходит или нет, в безопастности от искущения или нет. И это является верным избранным мазхабом у ученых, написал о запрете этого имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, и ученые, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 30). И это потому, что он (безбородый) в смысле женщины. Напротив, бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее чем большинство женщин. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути ведущие к злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину«. См. «ат-Тибьян» (стр. 73-74).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

“Десять природных наклонностей – это подстригание усов, отращивание бороды, чистка зубов мисваком, полоскание носа водой, подстригание ногтей, мытье между пальцами, выщипывание волом из-под мышек, бритье волос на лобке, подмывание [и полоскание рта]”. Этот хадис передал Муслим.

Сообщается. что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ангелы неба просят прощения за женщин с локонами и бородатых мужчин, говоря: “Свят Тот, кто украсил мужчин бородами и женщин локонами”».

Его приводит ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» (3/66) по пути аль-Хакима … от ‘Аиши, как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Недостатком этого хадиса является передатчик по имени аль-Хусайн ибн Дауд ибн Му’аз, относительно которого аль-Хатыб (аль-Багъдади) сказал: «Он не был надёжным, ибо он передал рукопись от Язида ибн Харуна, передавшего от Хумайда от Анаса, большинство (хадисов) в которой выдуманные». Затем он привёл от него хадис, который был приведён ранее (в этой книге) под № 808, после чего сказал: «Он выдуманный! Все его передатчики заслуживающие доверия, исключая аль-Хусайна». Также ранее был приведён от него хадис под № 780, и Ибн аль-Джаузи сказал относительно него: «Выдумщик!»

От него же передаётся хадис, который был приведен ранее под № 12.

На эту тему также приводится другой хадис останавливающийся на сподвижнике/маукъуф/ с текстом «Поистине, клятва ангелов неба (состоит из слов): “Клянусь Тем, кто украсил мужчин бородами, а женщин локонами!”» Его приводит Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» (10/387), который после него сказал: «Этот хадис совершенно неприемлемый».

См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (13/52-53).

Оценка 4.2 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here