Как называется борода фараона

Полная информация по теме "как называется борода фараона" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Что это за борода. ей вообще есть название.

Но нашел Фараона, с тобой бородой которая меня интересует, Хотя это не борода А а а Что то там

После регистрации Вы также сможете получать до 225 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее

Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

В Древнем Египте было принято приносить волосы в жертву богам, фараон носил “привязную” бороду из драгоценных металлов. Бороду крепили при помощи тесемок, которые не маскировали. Борода имела форму косички, куба. Иногда бороду украшали тонкой золотой змейкой – уреусом, символом бессмертия. После смерти фараона бороду могла надевать его жена.

Костюм Древнего Египта

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.

Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.

В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.

Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.

Рабыни ходили практически нагими.

Среднее царство (2000— 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.

Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.

Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок — клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.

Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.

Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей.

Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей – символ плодородия):

Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.

Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени — сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.

Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него — плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.

Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.

Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Прически и головные уборы

С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.

Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.

Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.

Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин — с длинными и пышными спиральными локонами.

Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы — длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.

Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные — блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.

Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» — небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.

Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.

Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Костюмы знатных египтян. На мужчине – схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине – калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:

Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.

Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.

Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.

Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.

Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.

Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.

Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.

В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.

Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.

Украшения египтяне хранили в ларцах.

Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.

Фараон

Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресс-код, нарушать который они не имели права.

Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой. Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной короны. И, надо сказать, работала эта служба на славу!

В гардеробе египетского царя были многочисленные парики, как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками… В общем, искусство создания париков в Египте находилось на высоком уровне.

В особо жаркие дни (или же в дни религиозных праздников, или же в какие – то особые дни – догадываться можно до бесконечности) фараоны надевали на голову немес – полосатый платок. Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…

Корон у египетских фараонов было несколько.

Во-первых, это пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом. Правители Нижнего Египта надевали дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади. Цари Верхнего Египта носили белую корону – хеджет, изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.

Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.

Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно. Эх, нелегка фараонская доля, зато и осанка – всем на зависть.

Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.

Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота. Так что остается надеяться, что рано или поздно хоть один венец будет найден, и эта находка хоть как-то внесет определенность в этот вопрос.

Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме. Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона. Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя. Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.

После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.

Как называется борода фараона

Зарегистируйтесь или войдите с помощью соц.сетей, чтобы получить расширенные возможности

Косметика и туалет

1. Туалет обычных египтян

Туалет Египетской дамы. Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’

ревние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Когда помилованный Синухет возвратился в Египет, одной из многих радостей для него было наконец сбросить с себя одежду из крашеной шерсти, которую он носил, живя среди бедуинов. Подобно Улиссу (Одиссею) у феакийцев, он стряхнул груз лет со своей плоти. Он стрижет волосы, причесывается, натирается, но уже не древесным маслом, а наилучшими умащениями, вероятно хранившимися в золотом или обсидиановом сосуде вроде того, что фараон Аменемхат III подарил правителю Библа Абишему, и облачается в льняные одежды.

Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Название тазика “шаути” происходит, по-видимому, от слова “ша” – “песок”, а название кувшина “хесмени” – от слова “хесмен” – “натрон”. Можно предположить, что в тазик насыпали песок, а в воду для умывания добавляли натрон. В воду для полоскания рта добавляли другую очищающую соль – “бед”. Под именем “суаб” (производное от “уаб”, что означает “опрятный”, “чистый”) была известна густая, способная пениться “паста” с добавками для обезжиривания, например золы или сукновальной глины.

После утреннего омовения мужчина вверял себя цирюльнику и слугам, занимающимся маникюром и педикюром, а женщина – парикмахеру. Утренний туалет фараона был при дворе событием. Знатнейшие люди страны считали за честь при этом присутствовать и старались никогда не опаздывать.

Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родственники собирались вокруг хозяина дома.

Писцы садились перед ним на корточки: они держали кисточки в руке, готовясь записывать приказы, другие – длинные развернутые свитки папируса с именами, цифрами и перечнем сделанных работ или тех, что еще надо сделать. Цирюльник бреет щеки и голову. Он пользуется бритвами с различными лезвиями и крючочками, гораздо более удобными, чем бритва времен Среднего царства, которая походила на стамеску. Бритвы укладывали в кожаные футляры с ручкой, а те, в свою очередь, – в изящные ларцы черного дерева, где находились также щипчики, скребки и ножницы для маникюра и педикюра. После этой первой части туалета хозяин дома с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой, умытый, бодрый и свежий, переходил в руки специалистов по умащениям и благовониям. Они приносили ему свои сокровища в запечатанных сосудах из хрусталя, обсидиана и алебастра, а в маленьких мешочках, завязанных шнурками, – зеленый порошок (малахит) и черный порошок (галенит, свинцовый блеск), чтобы подводить глаза. Египтянам нравились удлиненные глаза. А кроме того, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью и насекомыми.

Банки для хранения различных косметических средств

Косметических средств было множество. Чтобы избавиться в жару от запаха пота, египтяне каждый день натирались мазью – смесью скипидара и ладана с порошком из неизвестных зерен – и благовониями. Для складок на теле предназначались другие мази. Были мази, очищающие и молодящие кожу, возвращающие телу упругость, и специальные – от пятен и прыщей на лице. Например, чтобы тело оставалось упругим, пользовались мазью из меда с порошками из алебастра, натрона и “северной соли”. Другие мази замешивались на ослином молоке. Волосы требовали постоянных забот. Седые волосы просто вырывали, а для того чтобы не седели брови, чтобы остановить облысение или чтобы волосы отросли заново, существовали специальные средства. Считалось, что для этих целей нет ничего лучше клещевины. Но египтяне умели также удалять лишние волосы и пушок, а женщины знали средство, к которому прибегали, когда хотели, чтобы соперница полностью облысела.

Особенно сложный рецепт, содержавшийся в трактате по хирургии, носит довольно хвастливое название: “Как превратить старика в молодого человека”. Надо собрать метелки сочевнка или тригонеллы (арабская “хелба”): высушить, обмолоть и отделить плоды от шелухи. Из растертых плодов и шелухи в равных частях заместить тесто. Выпарить воду. Сухую лепешку высушить. Затем растереть ее в порошок. Замешать из этого порошка тесто и нагреть: на поверхности выступят капельки масла. Остается только собрать это масло, очистить, осветлить и слить в сосуд из твердого камня, например обсидиана. Это драгоценное масло придает коже чудесный цвет. Оно же помогает от облысения и уничтожает бурые и красные пятна, которые с годами появляются на коже как печальные вестники старости.

Средство это с успехом применялось тысячи раз. У него был только один недостаток: его слишком долго и сложно готовить, а чудодейственного масла получалось слишком мало, и потому оно стоило очень дорого. Люди победнее обращались к уличному цирюльнику, сидевшему где-нибудь в тени деревьев. Ожидая своей очереди, они болтали или засыпали сидя. Склонив голову на колени и обхватив ее руками. Иногда ожидавшие вдвоем устраивались на одном табурете. Когда подходила очередь, клиент садился на трехногий табурет и доверял свою голову цирюльнику, который выбривал ее так чисто, что она становилась похожей на голыш с морского пляжа.

Туалетная ложечка с купальщицей дерево. Лувр, Париж

Туалет состоятельной дамы был, как и у ее супруга, значительным событием. Один рельеф рассказывает нам о туалете царской фаворитки. Она сидит в удобном кресле со спинкой и подлокотниками. В руке у нее зеркало – диск из полированного серебра с ручкой из черного дерева и золота в форме стебля папируса. Над не хлопочет парикмахерша. Ловкими тонкими пальцами она умело заплетает множество маленьких косичек, хотя волосы у фаворитки довольно короткие. Булавкой слоновой кости она заколола прядь, до которой еще не дошла очередь. Эта работа требовала времени. Чтобы фаворитка не скучала, слуга приносит ей чашу, наполнив ее из кувшинчика. “За твое Ка!” – говорит он госпоже, подносящей чашу к губам.

Куда более скромная жена крестьянина Анупу причесывается сама, пока ее муж и его брат работают в поле. Она не любит, чтобы ей мешали. Если ее потревожат, прическа не получится и все придется начинать сначала.

2. Туалет фараона

Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприветствовать своего повелителя. К сожалению, мне не известно ни одно изображение утреннего выхода царя, но в гробнице Птахотепа мы можем видеть, каким образом происходил утренний туалет знатного вельможи: цирюльник, мастера маникюра и педикюра хлопочут над ним, вокруг собрались вся семья и слуги. Надо полагать, фараону уделяли не меньше внимания.

Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния номархов, высоких вельмож и военачальников – он должен был подчеркивать божественную сущность его величества. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы он стриг коротко, чтобы носить разные головные уборы, самый простой из которых – круглый парик, завязанный узлом сзади и со спускавшимися по бокам свободными концами. Его венчала диадема, обвитая золотым уреем – священной коброй с раздутым капюшоном, – поднимавшимся над серединой лба царя. Парадными головными уборами были короны юга и севера, а также двойная корона. Первая представляла собой что-то вроде высокого колпака, по форме напоминающего кеглю, вторая походила на удлиненную ступку с прямой стрелкой позади, от основания которой вверх отходила металлическая лента, закругленная на конце. Двойная корона содержала элементы обеих. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных парадов и на войне, изысканный и простой голубой шлем с уреями и двумя лентами на затылке.

Фараон в короне (Лепсий. Иллюстрированный журнал, III)

И короны и шлем надевали прямо на голову, без парика. Немее (специальный царский платок) был достаточно велик, чтобы прикрыть круглый парик. Это был просто кусок белой ткани с красными полосками, который закрывал лоб и завязывался на затылке, сзади большим треугольником свисая до середины спины. Иногда царь надевал готовый немее, который крепился на голове золотым обручем, одновременно служившим основанием для надевавшейся поверх платка двойной короны, короны юга или короны севера. Иногда немес венчали два длинных пера или убор под названием атеф – корона Верхнего Египта с двумя перьями, помещенными на рогах барана со сверкающим золотым диском посередине и двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками, по бокам. Совершенно очевидно, что подобные головные уборы могли использоваться только во время таких церемоний, когда фараон должен был сидеть неподвижно.

Еще одна непременная принадлежность торжественного убранства – накладная борода, заплетенная в косичку на манер жителей Пунта – Божественной Земли, откуда произошли многие египетские боги. Накладную бороду соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.

Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но в отличие от простых смертных царь носил большой гофрированный набедренник, который держался на широком поясе с металлической пряжкой, украшенной иероглифами царского картуша. Сзади к поясу крепился бычий хвост. Иногда к поясу подвязывали еще и передник в форме трапеции. Этот передник был целиком сделан из драгоценного металла или же из нитей бус в металлической рамке. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Фараон не стеснялся ходить босиком, хотя у него было множество сандалий – кожаных, металлических или плетенных из тростника.

Чтобы завершить наш беглый набросок монаршего гардероба, надо описать еще драгоценности и украшения фараона. Он носил самые различные ожерелья. Чаще всего они состояли из небольших золотых брелоков, бусин или шариков, нанизанных на нитку, с плоской застежкой сзади, с которой свисало очень красивое украшение из цепочек и цветов. Такие ожерелья появились довольно поздно. Классическое египетское ожерелье состояло из нескольких нитей бус, натянутых между двумя застежками в виде соколиных голов, и завязывалось сзади с помощью двух шнурков. Бусины на нижних рядах имели форму капли, другие – цилиндрическую или овальную. Такие ожерелья весили порой до нескольких фунтов. Однако это, как видно, вовсе не пугало фараона: помимо ожерелья, царь мог повесить на шею двойную цепь, пектораль, имеющую форму фасада храма, надеть на руки, как минимум, три пары браслетов – на предплечья, запястья и щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений он набрасывал на себя легкую прозрачную рубаху с короткими рукавами и подвязывал ее поясом из той же легкой ткани.

3. Косметика и парфюмерия

Маска, на которой явно видны следы древнеегипетского макияжа

В Древнем Египте, по свидетельству Геродота, жители отличались редкой чистоплотностью и совершали омовения по нескольку раз в день. Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом.

После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Это была длительная процедура, для которой требовалось множество всяческих приспособлений и принадлежностей. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет, как это и сейчас принято на Востоке. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.

Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Краску для век долгое время делали из малахитового порошка (любопытно, что в эпоху Древнего царства той же краской подкрашивали губы — видимо, чтобы подчеркнуть белизну зубов); позднее стали использовать порошок галенита. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и др.). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом и жарком климате это не только придавало телу приятный запах, но и предохраняло кожу от обезвоживания). Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции.

Волосы тоже требовали постоянных забот. Отдельные седые волоски просто выдёргивали, но если их становилось слишком много, или же если начиналось облысение, прибегали к магическим средствам. так, для избавления от седины применяли жир чёрных змей, кровь чёрных быков и вороньи яйца. Чтобы волосы были длинными и пышными, рекомендовалось применять львиный жир, потому что у льва густая грива.

Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.

На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.

Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период. Знаменитая царица Клеопатра (69-30 гг. до н. э.) владела даже настоящей парфюмерной фабрикой на побережье Мёртвого моря. При раскопках археологи нашли в этом месте не только остатки строений, но и котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев. Свои познания по данному вопросу Клеопатра изложила в книге «О лекарствах для лица». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян, пудры и т. д. Некоторые из этих рецептов дошли до наших дней.

  • Сайт “Египет – Это интересно. “
  • Сайт “Историческая библиотека”

Алфавитный указатель

Присоединяйтесь к нам.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору сайта

Оценка 1.5 проголосовавших: 53
'; blockSettingArray[0]["setting_type"] = 1; blockSettingArray[0]["element"] = "h1"; blockSettingArray[0]["elementPosition"] = 1; blockSettingArray[0]["elementPlace"] = 1; var jsInputerLaunch = 15;
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here