Почему бреют бороду

Почему на Руси бороды нельзя было брить?

Сумма по тем временам весьма внушительная – больше, чем штраф за искалеченную руку."

Поскольку все жесткие уложения на Руси пошли в письменном виде от Иоана IV Васильевича, то я тАк понял, что святость бороды пошла со Стоглава, т.е. с 1550-х годов. То, что Иван Грозный с таким усилием внедрял, буквально через 150 лет с не меньшим упорством искоренял Петр I. И что интересно, уже в 1700-х годах это вошло в такую привычку, что казалось завещанным с приснопамятных времен.

Столетием позже знаменитый непримиримый протопоп Аввакум навлек на себя страшный гнев воеводы Василия Шереметева, отказавшись благословить его сына, "Матфея бритобрадца". Комментируя это место аввакумовой автобиографии, известный специалист по древнерусской литературе Н.К. Гудзий писал, что мода брить бороду пришла на Русь с Запада в XVI веке. "Бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложства".

Конечно, здесь возможны преувеличения: служители церкви всегда были склонны преувеличивать пороки своей паствы, а обвинения в сексуальной ереси помогали скомпрометировать врага. Тем не менее, С.М. Соловьев доверял этим свидетельствам и писал, в свойственном его эпохе морализаторском стиле: "Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех"

"С точки зрения православных обычаев, Борода — деталь образа Божия. Пострижение Бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные Бороды и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы предъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Бороды невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. У белорусов еще в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Бороды, поэтому тяжело больные люди специально отращивали Бороду.

Борода — символ богатства, изобилия и счастья. В Полесье, к примеру, лен и коноплю должен был сеять человек с густой Бородой и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались монетой Бороды, желая, чтобы денег было столько же, сколько волос, а македонцы, продав скотину, чесали монетой Бороду, приговаривая: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия!» Согласно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым — прибыль и удачу. Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и благополучия выражали фразой:

Стихотворение Ломоносова – Гимн Бороде

Не роскошной я Венере,

Не уродливой Химере

В имнах жертву воздаю:

Я похвальну песнь пою

Волосам, от всех почтенным,

По груди распространенным,

Что под старость наших лет

Уважают наш совет.

Жаль, что ты не крещена

И что тела часть срамная

Тем тебе предпочтена.

О блаженстве смертных рода

Путь, которым в мир приходим

И наш первой взор возводим.

Не явится борода,

Не открыты ворота.

Умножает по вся годы:

Керженцам любезной брат

С радостью двойной оклад

В сбор за оную приносит

И с поклоном низким просит

В вечный пропустить покой

Безголовым с бородой.

Верно свой прибыток знает:

Лишь разгладит он усы,

Смертной не боясь грозы,

Скачут в пламень суеверы;

Сколько с Оби и Печеры

После них богатств домой

Достает он бородой.

Борода, глазам замена!

Люди обще говорят

И по правде то твердят:

Дураки, врали, проказы

Были бы без ней безглазы,

Им в глаза плевал бы всяк;

Ею цел и здрав их зрак.

Нашему подобны светы,

Конче в оных мудрецы

И всех пуще там жрецы

Что нас нет здесь головою.

Скажет кто: мы вправды тут,

В струбе там того сожгут.

Или в разуме незрелом;

Если в скудости рожден

Либо чином не почтен,

Будет взрачен и рассуден,

Знатен чином и не скуден

Для великой бороды:

Таковы ее плоды!

О прикраса даровая,

Мать дородства и умов,

Мать достатков и чинов,

Корень действий невозможных,

О завеса мнений ложных!

Чем могу тебя почтить,

Чем заслуги заплатить?

Заплету тебя я в косы,

И всю хитрость покажу,

По всем модам наряжу.

Через разные затеи

Завивать хочу тупеи:

Дайте ленты, кошельки

И крупичатой муки.

Все уборы не вместятся:

Для их многого числа

Борода не доросла.

Я крестьянам подражаю

И как пашню удобряю.

Борода, теперь прости,

В жирной влажности расти.

Жаль, что ты не крещена

И что тела часть срамная

Тем тебе предпочтена.

  • Добавить комментарий
  • 4 комментария

Android

Выбрать язык Текущая версия v.219

Почему бреют бороду

В исламе большое внимание уделяется не только нормам поведения, но и внешнему виду. и соблюдению норм гигиены. Все главные правила, связанные с этой стороной жизни, изложены в самом Коране и хадисах (преданиях, изречениях) пророка Мухаммада.

Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»

Чистоплотность — важнейший закон жизни

В мусульманском мире очень много внимания уделяется духовному воспитанию, но не меньше и практическому укладу жизни. Вопросы гигиены стоят чуть ли не на первом месте, поскольку несоблюдение телесной чистоты оскорбляет Аллаха и его Пророка.

В некоторых хадисах даже указывается, что истинный мусульманин отличается от неверующих особой чистоплотностью и своим облагороженным видом. В хасидах есть четкие поучения относительно того, как и сколько раз в сутки правоверный мусульманин должен мыть тело, чистить зубы, как стричь волосы на голове, ухаживать за растительностью на лице.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

В отношении усов тоже есть вполне конкретные указания в учении Пророка. По мусульманскому закону усы можно оставлять на лице или полностью сбривать. Бороду при этом трогать нельзя вообще. Главное требование к усам касается гигиены. Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия пищи жир не пачкал их. В идеале растительность над губой должна быть подстрижена так, чтобы между нею и кромкой верхней губы оставалась небольшая полоска. Усы, как и бороду, нужно регулярно мыть, расчесывать, а в праздники умащивать благовониями.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы

Не все мусульмане полностью сбривают усы. Некоторые их носят, и это не является нарушением законов Аллаха, но только в том случае, если мужчина тщательно заботится о чистоте лица и растительности на нем. Взлохмаченный и неухоженный внешний вид является нарушением заветов Аллаха. При этом некоторые поборники ислама все же предпочитают сбривать усы и носить одну только бороду

Ислам, как и многие другие мировые религии, имеет множество ответвлений и течений. Среди мусульман есть хариджиты, сунниты, мутазилиты, шииты и мурджииты. У представителей каждого течения приняты свои правила. Одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие — желательной. Это рекомендация, которой каждый может следовать по своему усмотрению. Сбриванием усов многие мусульмане демонстрируют свое особое рвение в следовании учению Аллаха.

Поделиться:

Всё это насчёт усов у мусульман — враньё. Как подтверждение поищите фото мусульман прошлого века. Пример Эмир Бухары — Сэйид Мир Мохаммед Алим Хан есть его фото за 1910 г. Фото Бен Ладена тоже есть усы. В Саудовской Аравии у проповедника Файхана аль-Гамди тоже усы.

Народные приметы и суеверия. Почему нельзя делать те или иные вещи?


Почему нельзя брить бороду?

Так заложено природой, что у мужчин на теле значительно больше волос, нежели у женщин. Не исключением является и постоянно растущая борода. Но тенденции современной моды расположили мужчин к тому, что они начали сбривать бороды. Этим они якобы демонстрируют свою аккуратность и скрупулезное отношение к своему внешнему виду. Но, тем не менее, остались еще те личности, которые вовсе не хотят избавляться от своей бороды. Все дело в том, что история, народные приметы, суеверия и религиозные убеждения попросту не позволяют им (или они сами не хотят) переступить через некий запрет на сбривание бороды.

Запрет на сбривание бороды с религиозной точки зрения

Практически во всех известных религиях существуют определенные запреты на сбривание бороды. На одной конкретной религии останавливаться нет смысла, так как суть мысли одна и та же. Многие религии запрещают брить бороду, так как происходит потеря связи мужчины с Господом, что может пагубно повлиять как на него, так и на его род. Дело в том, что борода является структурным элементом мужского организма, которым его наделил непосредственно Бог. Существует поверье, что при сбривании бороды особь мужского пола целенаправленно отказывается от дара Божьего в виде бороды. Именно из-за этого с точки зрения религии запрещено сбривать бороду.

Что касается морально-этических соображений, то многие народы не бреют бороду, так как это признак мужественности и гордости за свой род. Плюс ко всему существует примета, что если мужчина сбрил бороду, то это первый признак к началу его блудливости. Это объясняется тем, что мужчина с бородой менее привлекателен, нежели без нее. Из-за этого во многих народностях запрещено сбривать бороду.

Славянские приметы к сбриванию бороды

У славянских народов существовали и существуют некоторые приметы по случаю сбривания бороды:

  • Сбрить бороду – к несчастью;

  • Сбрить бороду – призвать к своему роду несчастье;

  • Сбривание бороды – признак духовной и моральной слабости человека;

  • Сбрить густую и пышную бороду – к тяжелой болезни.

    Кто первым ввел правило брить бороду

    • Кто первым ввел правило брить бороду
    • Почему мусульманкам нельзя выщипывать брови
    • Как правильно брить ноги станком

    Зачем нужна борода?

    В эпоху первобытности заросшая волосами нижняя часть лица являлась главным признаком отличия человека от примата и указывала на мужской пол.

    С наступлением половой зрелости у мужчин щеки и подбородок покрываются волосами, которые быстро растут. Если не бриться в течение нескольких лет, то борода достигнет внушительной длины.

    Долгие годы ведутся дискуссии: зачем мужчине борода? Многие считали, что первобытных охотников мужского пола она защищала от холодов в зимнее время, летом помогала спрятаться от жары. Данная гипотеза выглядит правдиво только с одной стороны: борода может быть средством охлаждения, но не согревания. На самом деле, волосы на лице — признак пола.

    Знак властности

    Борода считалась когда-то символом силы и мужественности, даже священной. Древнеегипетским фараонам приходилось их накладывать, чтобы на торжественных церемониях казаться величественными и мудрыми. Сильный пол мог поклясться своей бородой.

    Древние правители тратили немало времени на ее украшение и уход: красили, заплетали и завивали, украшали нитями из золота или золотой пылью, что свидетельствует о важности, которую они ей придавали.

    Можно ли быть безбородым?

    Когда-то большинство мужчин не могло представить себя без бороды, мысль расстаться с ней казалась просто трагичной. Побрить ее значит оскорбить Бога или подвергнуться страшному позору.

    Но из среды страстных бородатых защитников уже в древние времена выделялись чисто выбритые мужчины. Первая бритва была сделана из кремня, позднее стали появляться железные, а ацтеки, жившие в центре американского континента, изготавливали их из вулканической породы.

    По поводу бороды в Древнем Египте даже возник конфликт. Оценивая как символ мужчины, египтяне придавали ей большую важность. Представители древнеегипетской элиты часто брились позолоченными бритвами, украшенными драгоценными камнями. Признаками животных считали жрецы волосы, растущие на любой из частей тела. Но на важных мероприятиях египтяне из высшего сословия накладывали бороды.

    Как военный стиль, бритье было введено для древних греков и римлян. В знак полной покорности Богу жертвовали своими бородами священники и приверженцы основ разных религий.

    Александр Македонский приказывал своим воинам перед битвой брить бороды, чтобы не дать противнику провести активный захват. Бритые римские воины таким образом отличали в бою своих солдат от бородатых врагов-варваров.

    Мода и правила

    Постепенно в Риме бритье стало модным явлением, из-за нехватки брадобреев приходилось привозить их с острова Сицилия. Цирюльни имели огромный спрос у римских жителей. Известный полководец Сципион брился трижды за день, а великий Юлий Цезарь делал это самостоятельно, боясь доверять слугам.

    Люди долгое время по-разному придерживались моды: одни поддерживали вид бритого лица, другие — наоборот. После раскола в 11 веке христианской церкви, с целью отличия от православной, католики оставляли свое лицо без бороды.

    Случалось даже такое, когда мода на эту мужскую принадлежность могла измениться по решению правителя. Например, однажды французы, уважая своего короля, прикрывавшего страшный шрам на подбородке, тоже отрастили бороды. А испанские подданные ходили бритыми, потому что одному из их владык никак не удавалось отрастить бороду.

    Религиозные ордена по поводу бритья со временем стали вводить правила, которые предполагали наказания в случае их несоблюдения. Кому-то запрещалось бриться, других наказывали за нарушение установленных требований регулярности этой процедуры.

    Были и такие времена, когда похвастаться бородой могли только люди, уплатившие за нее немалый налог. Таким образом, в эпоху английской королевы Елизаветы она была символом благополучия. А случалось, что мужчинам, желающим носить бороду, приходилось проявлять мужество и упрямство.

    И все-таки со временем бритье стало привычкой для представителей сильного пола. Бороды остаются в обществах, придерживающихся патриархального взгляда на мужчину, или группировках религиозных фанатиков, которые держат под контролем внешность человека.

    Указ Петра I

    Всем в России известна личность Петра I, человека сильного, способного совершать непривычные для всех поступки. В конце 17 века русский царь своим Указом приказал всем боярам, купцам и прочему люду стричь бороды. Как гласит предание, он сам при помощи топора лишал своих бояр их постоянного атрибута — бороды. Для русских людей это событие показалось настоящим крахом, настолько серьезно они относились к своим бородам, поэтому среди народа вспыхнуло возмущение. Но Петр I не ограничился только этим нововведением: далее пошли короткие кафтаны, обрезанные рукава, кофе и табак.

    В каких случаях и почему нельзя брить бороду?

    Для кого-то пышные усы и окладистая борода – достоинство, а для кого-то – недостаток, с которым надо бороться. Но есть еще на свете места, где гладко выбритого мужчину днем с огнем не сыщешь! Старообрядческие поселения, например, некоторые православные приходы или иудейские общины.

    Действительно, существуют религиозные и этнические общности, в которых считается, что брить бороду мужчине нельзя. Почему? Ответ на этот вопрос уходит своими корнями в ветхозаветные времена. Так, в Библии есть предание о знаменитом израильском силаче Самсоне. Его сила заключалась в волосах на голове и на лице. Чем пышнее была его «растительность», тем сильнее он становился. Никто из современников не мог его победить. Слава о его силе и подвигах однажды дошла до филистимлян – заклятых врагов Израиля. И те решили взять его хитростью. Они подослали к нему красавицу Далилу. Самсон воспылал к ней страстью и выдал женщине свой секрет. Когда он заснул, враги отрезали ему волосы. Вместе с ними ушла и сила Самсона. Его ослепили и заточили в тюрьму. Но как только волосы отросли, силач отомстил филистимлянам, обрушив на солдат крышу дома, в котором те пировали.

    Со временем эта легенда обросла мистическим смыслом. Мол, волосы и борода связывают мужчину с Богом и их утрата ослабляет силу человека и делает его уязвимым перед житейскими трудностями. Также в Библии есть постулат о том, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. То есть, люди изначально совершенны. И исправлять свою внешность в угоду моде грешно, потому что тем самым люди оскорбляют Божий образ. Вот почему нельзя брить бороду и стричь волосы с христианской точки зрения. Но в наши дни этому правилу следуют, в основном, православные и иудейские священники, старообрядцы, истово верующие люди и любители естественной красоты.

    В некоторых других культурах, не связанных с христианством, издавна считалось, что борода – это символ мужества, физической и моральной зрелости, гарантия достатка и личного благополучия. Сбрить ее было нельзя. Это считалось признаком позора и бесчестья. Так было и в дохристианской языческой Руси. А с принятием православия эта традиция укоренилась еще сильнее. Вот почему приказ Петра I, повелевающий брить бороду боярам, люди встретили с недовольством!

    На Ближнем Востоке существовало свое объяснение, почему нельзя брить бороду. Мол, густые волосы на лице делают мужчину непривлекательным для женского пола, и это помогает ему избежать греха блуда. В некоторых ортодоксальных палестинских общинах до сих пор актуальна примета: если муж сбрил бороду, то вскоре он изменит. И попробуй объяснить местным женщинам, что это всего лишь дань моде и желание аккуратно выглядеть!

    Ссылки по теме:

    • Все к нам – на родину Кощея / Досуг
    • Леди Гага тратит безумные деньги на рояль / Бомонд
    • Макияж для бальных танцев / Уроки макияжа
    • В офисах, где есть растения, меньше болеют / Досуг
    • Кадры из нового фильма с Анжелиной Джоли попали в Сеть / Бомонд

    Читайте также

    Вопросу: «Почему кормящей маме нельзя молоко?», – большинство специалистов лишь удивляются. Откуда он вообще возник? Всем кисломолочным продуктам НАДО присутствовать в рационе молодых мам и их малышей. Это укрепит их иммунитет и сделает здоровыми.

    Человеческое тело представляет собой один из уникальнейших объектов для изучения. Но народная примета предостерегает людей о том, почему нельзя считать родинки. Что это: миф или реальный мистический факт? Попробуем разобраться далее в нашей статье.

    То, что кажется полезным при любых условиях, не всегда таковым является. В нашей статье мы расскажем о том, почему нельзя есть фрукты вечером. Уверены, что вы откроете для себя много нового.

    С беременностью и рождением малыша в народе связано много примет и предрассудков. Почему беременным нельзя на кладбище? На самом деле, у этого поверья есть вполне рациональное объяснение.

    2004-2018 © «ГОРОСКОП.РУ» | E-Mail редакции:

    При использовании материалов сайта ссылка на Гороскоп @RU обязательна

    ЭЛ № ФС77-24854 от 30 июня 2006г. выдано федеральной службой по надзору за соблюдением

    законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

    Почему бреют бороду

    24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

    При Петре I за право носить бороду нужно было платить. Бородовой знак из коллекции Михаила Чернышева, галерея «Память». Фото — Иван Джабир

    Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

    Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих?

    Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

    Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

    Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

    Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость — это нечто другое. Святость — даже не просто некий нравственный пример. Святость — это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость — динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

    Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

    А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания — сами старообрядцы.

    Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

    Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (Втор. 23, 13). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

    В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

    В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: „Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша“. О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

    Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора — дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

    Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

    Посмотрим на второй аргумент — об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

    Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

    Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот.

    Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

    21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

    Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

    42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

    Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

    Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

    Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

  • ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here