Почему у мусульман бороды

Полная информация по теме "почему у мусульман бороды" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Сборник ответов на ваши вопросы

Как отметил политолог и демограф Сергей Градировский, Россия в ближайшем будущем может превратиться в крупнейшую исламскую страну на планете. Чтобы наступление такого сценария не привело жителей нашей необъятной родины в культурный шок, необходимо вовремя узнать, почему мусульмане носят бороду. Ведь, возможно, скоро на каждой улице придется созерцать небритых мужчин.

Коран и гигиена: основные положения

Так, правила исламской гигиены утверждают следующее:

  1. Волосы необходимо ежедневно расчесывать и периодически подстригать, чтобы они не опускались ниже плеч. Взъерошенная шевелюра делает человека похожим на слугу шайтана;
  2. Растительность на голове и на подбородке допускается окрашивать. В первую очередь это касается седых волос. Основной аргумент, который приводят для этого мусульмане, заключается в необходимости «отличаться от христиан». Последние никогда не прибегали к окрашиванию;
  3. Глаза можно подводить сурьмой. В Средневековье считалось, что такой шаг якобы улучшит зрение и сделает ресницы длинными (что считалось тогда весьма эстетичным). В настоящее время этот обычай практически забыт;
  4. После приема пищи, содержавшей лук или чеснок, рот необходимо прополоскать. Внимание стоит уделять и зубам: для недопущения желтизны используется сивак – «зубная щетка», сделанная из корней дерева арак.

Мусульманство и бритье: историческая справка

Относительно растительности на лице правила в исламе исторически практически не изменялись:

  • Первые последователи пророка Мухаммада следовали за ним практически во всем, и внешний вид не был исключением. Так же, как и учитель, они отпускали длинную бороду, которая являлась одновременно символом мужественности и мудрости;
  • В Средние века традиция была окончательно закреплена и фактически институализирована. Ведущие знатоки и толкователи Корана (улемы) в один голос заявляли о необходимости ношения бороды;
  • Длина ее определяла положение человека в обществе и была одним из показателей статуса;
  • Однако в Османской империи действовали совершенно иные правила. Исповедовавшие культ чистоты, турки предпочитали удалять с тела максимально большое количество растительности. Поэтому они щеголяли гладкой кожей даже несмотря на то, что государственной религией с в стране являлось мусульманство;
  • Сегодня, когда ислам переживает ренессанс, верующие обращаются к истокам и стараются блюсти гигиену ровно так, как предписывал то порок Мухаммад.

Почему мусульмане не бреют бороду?

Удаление лицевой растительности категорически неприемлемо во многих исламских течениях по следующим причинам:

  • Необходимо сохранять свой облик таковым, который дан свыше самим Аллахом. Привносить существенные изменения во внешний вид ‒ следование воли шайтана, что категорически не допускается;
  • Как завещал Мухаммад, бородатые верующие внешне будут отличаться от язычников («огнепоклонников», как отмечено в Коране);
  • Еще одно изречение, приписываемое легендарном пророку, гласит, что бритье уподобляет мужчину женщине. Волосы на подбородке являются одним из ярчайших вторичных половых признаков, устранение которого противоречит воле Всевышнего;
  • Отрицательное отношение к бритью зафиксировано сразу в нескольких хадисах – поучительных историях с пророком Мухаммедом. Одна из них повествует о приезде гладко выбритого византийского посла: пророк даже не посмотрел в его сторону, поскольку «он не смотрит на чужих женщин»;
  • Ряд исламских религиозных деятелей отмечают, что акт состригания бороды равнозначен кастрации и лишает мужчину его достоинства.

Отношение к вопросу в русском исламе

Отечественные последователи пророка Мухаммеда имеют крайне противоречивое отношение к данной проблеме:

  1. Ведущие религиозные деятели Карачаево-Черкесии считают ношение бороды не только правом, но и обязанностью всякого правоверного мужчины. Запрещено сбривать волосы на лице с помощью лезвия;
  2. Согласно татарским традициям, борода является скорее привилегией, чем естественным правом. Роскошь не пользоваться станком могут себе позволить только после заключения брачных уз. Существует и возрастной ценз: быть похожим на старика Хоттабыча имеют право только мужчины, разменявшие шестой десяток;
  3. Столичные мусульмане совершенно не согласны со своими провинциальными коллегами. Считается, что несоблюдение каждодневной гигиены в виде бритья является абсолютным невежеством. Вероятно, такое представление сформировалось под воздействием светской культуры московского мегаполиса;
  4. Нередко бородатый мужчина в традиционной исламской одежде может восприниматься ксенофобски настроенными гражданами как потенциальный экстремист. Известны случаи задержания таких людей сотрудниками правопорядка лишь на основании внешнего вида.

Почему мусульмане бреют усы и оставляют бороду?

Причина этого феномена довольно проста, если обратить свой взор на религиозные тексты и прислушаться к голосу разума:

  • Коран разрешает верующим поступать со своими усами так, как они считают нужным. Допускается их оставить или полностью удалить, в зависимости от желания конкретного человека;
  • Если решено оставить волосы на переносице, то необходимо за ними соответствующим образом ухаживать. Человек, не следящий за своим внешним видом, нарушает заветы Аллаха и не достоин чести звать себя мусульманином;
  • Длина усов должна быть таковой, чтобы они не касались пищи во время трапезы. Но добиться этого практически невозможно, почему необходимо время от времени проделывать процедуры мытья и расчесывания шевелюры над верхней губой;
  • Отсутствие явных религиозных предписаний вкупе с требованиями современной городской жизни привели к тому, что усы современные мусульмане практически не носят. Лишь приверженцы фундаментальных течений блюдут весьма необычные правила гигиены и практически никогда не используют станок или лезвие.

Существует несколько причин, почему мусульмане носят бороду. Самая важная из них заключается в следовании воле Всевышнего. Ведь он не просто так одарил мужчину этим весьма заметным внешним атрибутом. Кроме того, длина растительности на подбородке словно говорит о количестве прожитых лет и может быть условным показателем мудрости и жизненного опыта ее носителя.

Видео о бороде на лице с точки зрения Ислама и медицины

В данном ролике Абу Амин расскажет, чем является борода для мусульманина, что об этом говорит современная медицина:

  • Сборник ответов на ваши вопросы

    Использование материалов сайта разрешено только с согласия правообладателя. Информация на сайте носит ознакомительный характер и не является руководством к действию. Перед применением медицинских рецептов обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

    Заметили ошибку? Сообщите нам! Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

    Почему мусульмане носят бороду?

    В первую очередь говоря о бороде, хотелось бы упомянуть два хадиса о причине запрета ее бритья:

    Пророк Мухаммад (мир ему и его семейству) относительно бороды сказал:

    ربی امرنی باعفاء لحیتی و قص شاربی

    “Мой Господь приказал мне отращивание бороды и укорачивание усов”

    Этот хадис дает нам понять, что обязательность ношения бороды является частью исламских предписаний, которое Аллах повелел пророку (мир ему) и всем верующим.

    2) Не быть похожим на иудеев и христиан

    Пророк Мухаммад (ДБАР) относительно этого говорит:

    حفوا الشوارب و اعفوا اللحی ولا تشبهو با لیهود

    Отпускайте бороду и подстригайте усы, не будьте подобны иудеям”

    Здесь, было бы к месту упомянуть один вопрос. Длина бороды не должна превышать один сжатый кулак.

    Также, хотелось бы затронуть этот вопрос с научной точки зрения.

    Борода – вполне закономерный для мужчин орнамент, а по-научному – третичные волосы. Первичные – это те, которые закладываются в зародышевой жизни и позднее исчезают. Вторичные представлены, к примеру, волосами на голове, ресницами, а третичные – это волосы на теле, борода и усы. Причем последние – лишь у лиц определенного пола. Третичные отличаются не только названием, но и диаметром. У волос на голове он равен 0,06-0,08 миллиметра, а у бороды – в два раза толще.

    В Древнем Египте бороду брили, а затем компенсировали искусственной и позолоченной, прикрепляемой тесемками. Как плацдарм для всевозможных неестественных украшений она фигурировала в облике знати Ассирии, Вавилонии. У царей этих государств она была весьма велика и подчеркнуто прямоугольной формы. Древние греки бороды пропитывали ароматическими маслами. Индусы же красили бороды белой, зеленой, темно-синей или красной краской. Борода ассоциировалась с мудростью, властью.

    Петр I подошел к делу основательно. Хочешь иметь бороду – плати. Причем прейскурант был различен: царедворцам и дворянам она обходилась в 60 рублей, а с ямщиков, посадских и прочих брали по 30. Дабы не путать заплативших и уклоняющихся, указано было с 1705 года выдавать для ношения специальные знаки, да еще с глумливой надписью: “Борода лишняя тягота”. И платили, чтобы все-таки соблюсти благочестие, не выглядеть и не считаться изувеченным.

    Дело, конечно, не в простом бородоненавистничестве царя или желании лишить кого-то индивидуальности. Нельзя акцию эту расценить и как своеобразную “волосяную революцию”. Скорее уж как дань просвещению, как стремление сделать Россию более светской, современной, европейской.

    Боролись против бороды, оказывается, зря. Явно не был учтен фактор теплообмена. Бородатым зимой легче переносить холод, а летом у них, как выяснено, не перегревается мозг. Волосяной перебор на лице ведет к более быстрому выпадению волос, то есть у таких быстрее образуется лысина, а она-то и усиливает охлаждение, и позволяет лучше потеть. Наш с вами современник, писатель и врач Юлий Крелин (атеист) объясняет, что раз “природа зачем-то оставила мужику на лице волосы, не нам ее исправлять. Мы не должны бороться с природой, мы должны следовать за ней”.

    Рост бороды неравномерен на протяжении года. Интересно, что более интенсивно он происходит осенью и в начале зимы, то есть именно тогда, когда у пушных зверей увеличивается, в связи с наступающими холодами, меховой покров.

    Почему в исламе мужчина обязан носить бороду? В чем ее польза?

    Борода является важным атрибутом внешности мусульманина. Борода рассматривается в Исламе как символ мужественности. Её отращивание считается частью первозданного естества человека. Если истинный мусульманин будет брить бороду, то это считается грехом. Если борода растет от природы, то правоверный обязан её отращивать. Сам пророк Мухаммед обязывал мусульман отращивать длинные бороды для того, чтобы те отличались от остальных людей. Бритье бороды считается у мусульман изменением облика творения Аллаха и подчинением воле шайтана, про злонамерения которого говорится в священном Коране.

    Иногда в Исламе приветствуется окрашивание бороды в красный или более рыжий цвет. Так же разрешается укорачивать и иногда подстригать и сбривать усы. В некоторых традиционно мусульманских странах, наличие и длинна бороды определяет статус человека. Чем он ваше, тем длиннее должна быть борода. Если мужчина отращивает бороду не из-за религиозных убеждений, то это будет считаться подозрительным.

    В целом же мужская борода – это специфическая вещь, которую в разных странах и в разное время то разрешали носить, то запрещали. Сегодня этот мужской атрибут носят не только мусульмане. Борода стала очень модной. Поэтому, рассказать о её пользе – дело актуальное.

    Мужчины отращивают бороду с древних времен как знак жесткости и силы. Мужчина с густой бородой смотрится визуально злее и агрессивнее. Некоторые женщины считают наличие бороды у мужского пола весь сексуальным и привлекательным атрибутом.

    Оказывается, борода полезна для мужского здоровья. Волосы на лице защищают его от влияния солнечных лучей. Борода блокирует целых 95 % ультрафиолета! Борода помогает сохранить кожу молодой, так как волосяные фолликулы и сальные железы утолщают кожу и делают её более стойкой к повреждениям. Если бородача в возрасте внезапно выбрить, можно обнаружить, что он не такой уже и старик. Борода препятствует попаданию холодного воздуха и повышает температуру шеи. Это уберегает от простуды и помогает быстрее избавиться от кашля. Борода предохраняет от сыпи на коже. Ведь всем известно, что частое бритье может вызвать появление микроскопических ранок на коже, куда легко попадают микробы.

    Ношение бороды. Фард или сунна?

    Обязательным (фард) ношение бороды категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

    Хадисы о бороде

    1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]»[7].

    2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»[8].

    3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»[9]; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»[10]; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи[11] на огнепоклонников!»[12]. Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину».

    4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака[13]. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»[14]

    Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака»[15].

    Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:

    «О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей»[16] (см. Св. Коран, 7:31).

    Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[17].

    Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

    Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна[18]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан)[19].

    Авторитетные мнения о бороде богословов 20 века

    1. Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра[20] по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории: 1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр; 2) необязательная сунна (санна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)»[21].

    2. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут[22], высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[23], в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[24].

    Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[25].

    Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно[26].

    К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться[27], а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

    Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

    Ответы на вопросы о бороде

    В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх – выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

    Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

    Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды][28], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[29], но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

    [2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

    [3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

    [4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

    [5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

    [6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

    [7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

    [8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

    [9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

    [10] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

    [11] Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

    [12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

    [13] Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

    [14] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

    [15] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

    [16] Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

    [17] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

    [18] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

    [19] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

    [20] Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».

    [21] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

    [22] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

    [23] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

    [24] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

    [25] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

    [26] Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103.

    [27] Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

    [28] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

    [29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

  • Оценка 1.5 проголосовавших: 52
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here