Сам с ноготок, а борода с локоток

Что означает : сам с ноготок , а борода с локоток?)

Ответ оставил Гость

Сам с ноготок, а борода с локоток – эта поговорка сложена о человеке молодого возраста или незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. В том смысле, что ума у него, как у старого мудрого деда

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Что означает:сам с ноготок а борода с локоток?

Ответ оставил Гость

В старину люди для определения единицы длины нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.

Например, локоть – это длина руки от локтевого сгиба и до кончика среднего пальца. Такая единица длины использовалась разными народами, но, конечно же, под разными названиями, составляла от 42 до 54 см.

Сам с ноготок, а борода с локоток – эта поговорка сложена о человеке молодого возраста или незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. В том смысле, что ума у него, как у старого мудрого деда. К тому же до Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Сам с ноготок, а борода с локоток – иногда говорят также о человеке небольшого роста (сравните “от горшка два вершка”), но так употреблять это выражение неправильно.

О старинных мерах длины прочтите

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

что обозначает сам с ноготок а борода с локоток

Заходи и общайся — скучно не будет!

В старину люди для определения единицы длины нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.

Например, локоть – это длина руки от локтевого сгиба и до кончика среднего пальца. Такая единица длины использовалась разными народами, но, конечно же, под разными названиями, составляла от 42 до 54 см.

Сам с ноготок, а борода с локоток – эта поговорка сложена о человеке молодого возраста или незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. В том смысле, что ума у него, как у старого мудрого деда. К тому же до Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Сам с ноготок, а борода с локоток – иногда говорят также о человеке небольшого роста (сравните “от горшка два вершка”), но так употреблять это выражение неправильно.

Сам с ноготок, а борода с локоток.

“Сам с ноготок, а борода с локоток.” в книгах

Глава IX «БОРОДА»

Глава IX «БОРОДА» Вы помните Славку? Того самого, который нам с Колей помогал строить планер? Помните, как он врал нам, рассказывая о своем дяде-изобретателе, улетевшем на луну?Славка вместе со мной учился летать на планере. А потом я поступил в школу летчиков и потерял его

Усы и борода

Усы и борода Ольстерская пересылка находится примерно в трех часах езды от Нью-Йорка. Дорога туда идет через Кэтскилльские горы. На одном из поворотов я увидел в окне изящный дорожный указатель: «Вы едете по самому живописному шоссе Америки».Местность вокруг и вправду

18. Раздвоенная борода Христа и раздвоенная борода Андроника

18. Раздвоенная борода Христа и раздвоенная борода Андроника На многих иконах Христа он изображён с раздвоенной бородой. См., например, русские иконы на рис. 1.24 и рис. 2.26. На старинных гравюрах серии «Малые Страсти», приписываемых сегодня Альбрехту Дюреру (германская

Борода В эпоху классической античности бороды носили философы и следом за ними некоторые римские императоры. Борода отпускалась в знак презрения к роскоши и социальным условностям. На Востоке борода служила признаком мудрости. На Западе же, наоборот, варварские народы

18. РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА ХРИСТА И РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА АНДРОНИКА

18. РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА ХРИСТА И РАЗДВОЕННАЯ БОРОДА АНДРОНИКА На многих иконах Христа он изображен с раздвоенной бородой. См., например, русские иконы на рис. 1.24 и рис. 2.26. На старинных гравюрах серии «Малые Страсти», приписываемых сегодня Альбрехту Дюреру (германская

Борода и Усы

Борода и Усы «Пастухи, грузчики и табунщики до Юрьева дня отпускают себе бороды; вообще же украинцы бреют бороды с давнего времени, хоть и неизвестно с какого. Но в давние времена на Украине борода считалась украшением старого человека»(М. Максимович).Борода, как и усы, в

Мужичок с ноготок

Мужичок с ноготок Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в

БОРОДА Обычно такое прозвище получал мужик с большой окладистой бородой. От этого прозвания и пошли Бородины, Бородкины, Бородавские, Бородавины, Бородачёвы, Бородовские. Фамилия известной телеведущей Юлии Бордовских тоже имеет право быть зачисленной в этот ряд, если

Мужичок с ноготок

Мужичок с ноготок Из стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова (1821 — 1877): И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! Шутливо: о взрослом не по годам

Мужичок с ноготок (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)

Мужичок с ноготок (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети») Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В

Борода В Китае, как, впрочем, и в других странах, борода как разновидность волосяного покрова лица считается символом мужского начала. Существует мнение, что борода – это последний штрих в создании совершенного мужского образа. Запомните, мужчины: как развитые брови

Борода Борода – исключительная принадлежность мужчины; всем женщинам природа отказала в этом украшении. Впрочем, у некоторых племен мужчины имеют такую маленькую бороду, как если бы и совсем ее не было. Надо сказать, что борода не имеет никакого отношения к умственному

Борода Почти все общины, ответившие на предыдущий вопрос, прислали ответ также и на 13-й вопрос, касательно цвета, длины и густоты бороды.Цвет бороды не всегда совпадает с цветом волос: переходная, именно русая окраска встречается сравнительно реже, что увеличивает процент

Борода — индикатор движения. Сквозь нее просвечивает свет. Тень от бороды тоже есть. И борода помогает отследить движение

Усы и борода

Усы и борода Усы и борода хороши тем, что с их помощью можно скорректировать почти все недостатки лица. Например, можно замаскировать слишком узкую нижнюю челюсть и слабый подбородок, полные щеки и неправильную форму губ. Кроме того, усы и борода делают облик более

Error 521 Ray ID: 3e9b45edacca8df5 • 2018-02-08 02:48:59 UTC

Web server is down

Cloudflare

What happened?

The web server is not returning a connection. As a result, the web page is not displaying.

What can I do?

If you are a visitor of this website:

Please try again in a few minutes.

If you are the owner of this website:

Contact your hosting provider letting them know your web server is not responding. Additional troubleshooting information.

Cloudflare Ray ID: 3e9b45edacca8df5 • Your IP : 185.195.26.73 • Performance & security by Cloudflare

Что обозначают выражения сам с ноготок а борода с локоток, не отдать ни пяди земли, как аршин проглотил, мерить на свой аршин, от горшка два вершка, за семь вёрст киселя хлебать.

Ответы и объяснения

  • mefody66
  • главный мозг

Все эти выражения используют старые русские меры длины.

Сам с ноготок а борода с локоток – человек маленького роста, но с длинной бородой. Точный смысл уже утерян.

Возможно, это значит большое самомнение у бедного, ничтожного человека.

Не отдать ни пяди земли – защищать свои владения. Пядь – это ладонь.

Как аршин проглотил – человек, стоящий очень прямо, не сутулясь.

Здесь аршин – это не только мера длины (примерно 71 см), но и деревянная палка такой длины, с помощью которой раньше отмеряли ткани.

Мерить на свой аршин – когда человек оценивает поведение других людей, думая что они такие же по характеру, как он сам.

Синоним – по себе судить.

От горшка два вершка – еще маленький, обычно так говорят о ребенке.

За семь вёрст киселя хлебать – поехать в дальнюю дорогу, чтобы купить какую-нибудь ерунду, которую легко можно взять рядом с домом.

Что значит пословица "Сам с ноготок, а борода с локоток"?

Всё просто и буквально:

  • "Сам с ноготок. ", то есть маленький, не высокого роста, ростом как ребенок.
  • ". а борода с локоток", то есть с длинной бородой, наличие которой уже говорит о мужской зрелости, а длина не слишком скоро растущей бороды, говорит о почтенном возрасте и праве на авторитет и уважение.

Пословица о «ноготках» и «локотках» образно рассказывает о возможном несоответствии между возрастом (реже – комплекцией, осанкой, ростом) и умом.

В частности, сравнение «с ноготок» означает «очень маленький, небольшой», «с локоток» – наоборот большой. Таким образом, пословицу, на мой взгляд, можно интерпретировать такими вариантами: «Сам юный, а ума как у мудреца», «Почти ребёнок, а мыслит по-взрослому», «Небольшого росточка, а ума – палата».

Выражение можно считать оправданным действительностью. Мышление, рассудительность в большинстве случаев никак не зависят ни от возраста, ни от (тем более) анатомической конституции. Смышлёными бывают и большие, и маленькие, и стар, и млад. И стройные, и ссутулившиеся.

Поговорка "Сам с ноготок, а борода с локоток" используется, чтобы сказать, что тот или иной мужчина не по годам умный. Такое действительно встречается в современной жизни, когда ребенок или молодой человек настолько умные, что смогут посоревноваться со многими взрослыми.

В старину длина бороды соответствовала уму мужчины.

Данная пословица говорит о глубоком и кардинальном несоответствии, между возрастом, или габаритами человека и его внутренней зрелости. Так как борода издревле на Руси считалась признаком мудрости и зрелости.

Так же так можно сказать о взрослом и зрелом ребенке, который своими глубинными познаниями не соответствует своему возрасту интеллектуально.

Данная пословица "сам с ноготок, а борода с локоток", на самом деле, имеет некий иносказательный смысл, то есть, говорящий о том, что человек о котором идет речь, возможно молод и невелик ростом, но при этом, уже имеет всеобщую любовь и уважение, за какие то свои положительные внутренние человеческие качества, мудрость и ум.

Такое выражение иногда употребляют про человека, когда хотят указать о его способностях, несмотря на неказистый внешний вид. Например, человек маленького роста, сутулый, некрасивый, но при этом размышляет очень незаурядно и излагает умные мысли. Про него можно употребить выражение "сам с ноготок, а борода с локоток".

В старинные времена таким образом отзывались о не по возрасту умным мужчинам. Тем самым подчёркивалось наличие высокого уровня интеллекта, зрелости мышления. Причём, совсем не обязательно было наличие бороды, это могло относится и к ребёнку.

Это то же самое что маленький, да удаленький, как и куча других поговорок которые сопоставляют размеры и способности в купи с силой и мудростью. Сигнализируя о том что главное что у человека внутри а не снаружи.

Что означают выражения:

Семи пядей во лбу; Сам с ноготок, а борода с локоток; Не отдать ни пяди земли; Как аршин проглотил; Мерить на свой аршин; От горшка два вершка; За семь верст киселя хлебать.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

19Ksenia19 07.12.2014

Ответы и объяснения

Семи пядей во лбу – говорят про очень умного человека.

Сам с ноготок, а борода с локоток – говорят про молодого человека,но мудрого.

Не отдать ни пяди земли – не уступать врагу.

Как аршин проглотил – в ступор впал.

Мерить на свой аршин – судить о ком-либо исключительно со своей точки зрения.

От горшка два вершка – значит очень маленький(например о ребенке).

За семь верст киселя хлебать – идти куда-то далеко напрасно,вернуться ни с чем.

что обозначает сам с ноготок а борода с локоток

Например, локоть – это длина руки от локтевого сгиба и до кончика среднего пальца. Такая единица длины использовалась разными народами, но, конечно же, под разными названиями, составляла от 42 до 54 см.

Сам с ноготок, а борода с локоток – эта поговорка сложена о человеке молодого возраста или незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. В том смысле, что ума у него, как у старого мудрого деда. К тому же до Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Сам с ноготок, а борода с локоток – иногда говорят также о человеке небольшого роста (сравните “от горшка два вершка”), но так употреблять это выражение неправильно.

О старинных мерах длины прочтите

вот разбор этого фразеологизма

БОРОДА — жен. средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок. | Волос на щеках и подбородке: у ·раскольн. отечество. У кого борода клином, у кого заступом. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам с локоток, борода с ноготок. Старичок с кувшин, борода с … Толковый словарь Даля

ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В. И. Даль. Пословицы русского народа

ЛОКОТЬ — муж. стык раменной (плечной) кости с двумя следующими ниже ее (локтевою и лучевою); сгиб, сустав, выходящий угол верхней конечности, руки. Опереться на локоток. Не подставляй локтища свои под бока, не толкайся. | Вся часть руки, от сустава этого… … Толковый словарь Даля

ПОМОЩЬ – КСТАТИ — Алмаз алмазом режется, вор вором (плут плутом) губится. Клин клином выколачивают. Кол колом выбивай! И комар лошадь свалит, коли волк пособит. Пропадать, так уж одному, а не всем. Одному за всех легче. Кончай одну шкуру (сказали башкиры, с общего … В. И. Даль. Пословицы русского народа

УМ – ГЛУПОСТЬ — Дурак давку любит. Свалка дураков простор. Олух на олухе едет, олухом погоняет. Осел на осле, дурак на дураке. Дураками свет стоит (или: красится). У них, у всех, никак, мозги набекрень. Что ни дурень, то и бабин. Сдуру, что с дубу. Спроста, что… … В. И. Даль. Пословицы русского народа

что обозначает сам с ноготок а борода с локоток

Заходи и общайся — скучно не будет!

В старину люди для определения единицы длины нередко использовали части своего тела, длину своих шагов и другие величины, которые всегда были под рукой.

Например, локоть – это длина руки от локтевого сгиба и до кончика среднего пальца. Такая единица длины использовалась разными народами, но, конечно же, под разными названиями, составляла от 42 до 54 см.

Сам с ноготок, а борода с локоток – эта поговорка сложена о человеке молодого возраста или незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. В том смысле, что ума у него, как у старого мудрого деда. К тому же до Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

Сам с ноготок, а борода с локоток – иногда говорят также о человеке небольшого роста (сравните “от горшка два вершка”), но так употреблять это выражение неправильно.

СРОЧНО Что значит:

1) Семи пядей во лбу.

2) Сам с ноготок, а борода с локоток.

3) Не отдать ни пяди земли.

4) Как аршин проглотил.

5) Мерить на свой аршин.

6) От горшка два вершка.

7) За семь вёрст киселя хлебать.

Ответ оставил Гость

1. Семи пядей во лбу – Старый и мудрый человек

2. Сам с ноготок, а борода с локоток – маленький да удаленький

3. Не отдать ни пяди земли – ничего не уступить врагу

4. Как аршин проглотил – стоит и не двигается, удивление и испуг

5. Мерить на свой аршин – делать всё по своему

6.От горшка два вершка – маленький

7.За семь вёрст киселя хлебать – лень, усталость

(нам это дня два – три назад задавали)

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

Сказки:

Стихотворения:

Басни для детей:

Загадки, пословицы, поговорки

Навигация по авторам и тематики:

Поиск сказок:

Старичок – сам с ноготок, борода по локоток Королькова сказка

Старичок – сам с ноготок, борода по локоток – сказки Корольковой Анны Николаевны

Пошёл однажды стрелок на охоту. Ходил он день, ходил два дня, подходит уже к концу и третий, а он никого так и не встретил. Не слышно ни рёва звериного, ни писка птичьего. Солнышко зашло за тучку, а тучка за гору. Стало темно в лесу.

Устал охотник. Еле идёт, еле ноги переставляет. Собирался уже домой повернуть, как вдруг повстречался ему старичок – сам с ноготок, борода по локоток. Поклонился ему охотник.

– Здорово, стрелец! Ты не тут охотишься. Нет здесь ни птицы, ни зверя.

Пригорюнился охотник: что же ему делать? Спросил совета у старика. Отвечает старик:

– Ты меня добром встретил, добром и я тебе отвечу. Слушай меня и запоминай. Видишь эту тропинку? Ступай по ней, к вечеру выйдешь к двум огромным камняМ. Один чёрный, что тёмная ночь, другой белый, что ясный день. Пройдёшь между ними, свернёшь в сторону белого камня и через три дня и три ночи подойдёшь к реке. Перейдёшь её и увидишь два озера: одно белое, другое чёрное. Пройдёшь между ними, свернёшь в сторону белого и пойдёшь дальше. Встанет у тебя на пути тёмный лес, у леса и спросишь – где дичь?

Сказал старичок, забрал бороду под мышку и исчез.

Постоял охотник, посмотрел вокруг, видит, тропинка уходит в чащу леса. Нечего делать, послушался старика и пошёл по ней.

Шёл он, шёл и увидел к заходу солнца по бокам тропинки два огромных камня. Один чёрный, будто тёмная ночь, другой белый, что солнечный день. Чёрный даже мхом не оброс, а под белым камнем цветы цветут.

Повернул охотник в сторону белого камня. Видит, ручей бежит. Напился холодной водицы, отдохнул и с солнышком тронулся дальше в путь.

Шёл он три дня и три ночи. Увидел реку, а у берега лодку. Переплыл на другой берег, взошёл на высокую гору и увидел внизу два больших озера. Одно чёрное мёртвое, с голыми чёрными берегами, а другое белое, с чистой прозрачной водой, в зелёных берегах, поросших травой и цветами. И сразу же от него начинается высокий густой лес.

Сошёл охотник с горы, прошёл между озёрами,, повернул в сторону белого озера. Вошёл в лес. В лесу тихо-тихо, а тропинка в самую чащу уходит.

Остановился охотник и спросил травушку:

—Не видала ли ты, травушка-муравушка, птиц и зверей, не слыхала ли что про них?

—Нет, – ответила травушка.

Вошёл охотник в тёмный лес, спросил у кустов и деревьев:

– Не видели ли вы птиц и зверей, не слыхали ли что про них?

Отвечают ему кусты и деревья:

– Бежали все звери и летели все птицы туда, куда ведёт эта тропинка. Шёл там между ними великий бой. Не поладили между собой царь-лев и царь-орёл.

Пошёл охотник по тропинке.

Шёл он, шёл. Видит, на тропинке лежит огромный дуб, вывернутый корнями вверх, а на дубе том сидит орёл, весь в крови, – крылья его повисли, а голова на грудь упала. На земле же, под дубом, лежит весь в ранах лев. Почуял лев чело века и уполз в кусты.

Схватил охотник ружьё и прицелился в орла.

А орёл поднял голову и говорит человеческие голосом:.

– Не убивай меня, охотник! Возьми лучше с cобой, корми, пока поправлюсь. Я тебе пригожусь.

«А может быть, и правда чем-нибудь поможет?» – подумал стрелок.

Взял орла на руки, пошёл домой.

Вот кормит охотник орла год. Орёл и говорит:

– Дай-ка я попытаюсь полетать. Посмотрю – какая сила во мне?

Отпустил охотник орла. Поднялся тот вровень с крышей, больше у него силы не хватило.

– Нет, не годен я ещё летать.

Кормил охотник орла ещё год. Орёл опять говорит:

– Дай-ка я ещё попытаюсь, может, смогу летать? А то у тебя уже и корм к концу подходит.

Отпустил его охотник. Сделал орёл два круга над избой и опять на землю опустился.

– Нет, не хватит силушки у меня, чтобы до моего дома долететь.

Кормил охотник орла ещё год. Говорит наконец:

– Попытай-ка силу ещё раз, а то мне тебя уже и кормить нечем.

Взмахнул орёл крыльями, взлетел в небо и исчез из глаз охотника.

«Ну, – думает охотник, – всё пропало. Остался я ни с чем».

Вдруг глядит: показался в небе орёл. Стал опускаться. Обрадовался охотник, что не обманул его орёл.

Сел орёл на землю и говорит:

– Ну вот теперь я могу летать. Собирайся, полетим ко мне в гости.

Наутро простился охотник с женой, сел на орла, и только его видели.

Летят они. Орёл и говорит охотнику:

– Вот скоро будет река. А на берегу той реки живёт моя старшая сестра Амура. Ты пойдёшь к ней. Увидит она тебя, будет спрашивать: откуда и куда идёшь? Скажешь: иду с седьмой земли на девятую. Будет спрашивать про меня, ты ответишь, что слыхать слыхал, да и видеть видал. Она тебя будет просить показать меня ей, будет давать и жемчуг, и бархат, и парчу. Но ты ничего не бери, а проси у неё себе в награду только маленький сундучок. Если она согласится отдать сундучок, то ты тогда за мной придёшь. А если не согласится отдать, так она и не увидит меня.

Только проговорил это орёл, смотрит охотник: вдалеке показалась серебряная струйка воды. Стал орёл спускаться. Опустился прямо на берегу. Говорит охотнику:

—Видишь тропинку? Пойдёшь по ней. Она тебя приведёт ко дворцу. Не забудь, что я тебе говорил.

—Не забуду, – ответил охотник и пошёл по тропинке.

Шёл он, шёл, далеко или близко, видит, на берегу стоит дворец. Не успел подойти к воротам, как они уже открылись. Выбежали слуги, повели его в палаты.

Встречает его старшая сестра орла Амура. Стала спрашивать:

– Откуда и куда идёшь? Не слыхал ли на своём пути про царя-орла?

Говорит охотник, что идёт он с седьмой земли на девятую. Про царя-орла не только слыхал, но и видеть его видал.

Тогда Амура пригласила его к столу. Напоила, накормила, стала ему говорить, что не пожалеет ни жемчуга, ни бархата, ни парчи, только пусть он покажет ей любимого брата её – царя-орла.

—Покажу я тебе царя-орла, – говорит охотник, – если ты мне отдашь вот этот маленький сундучок.

—Нет, – говорит Амура, – не видела я брата шесть лет и шесть месяцев и ещё столько не увижу, но сундучка не отдам.

Услышал это охотник, повернулся и ушёл, не сказав больше ни слова.

Приходит к орлу, рассказывает всё как было.

– Ну, что же, садись, полетим дальше. Вот летят они, орёл и говорит:

– Был ты у моей сестры. Там пировал, отдыхал. А я тебя ждал, глаз не сомкнул. Теперь я буду лететь и спать, а ты гляди зорко вперёд. Как увидишь воду, разбудишь меня.

Так они летели неделю, две, три, а быть может, и более. Увидел наконец охотник воду – только серебряной полоской она течёт, а как будто в чане налита. Разбудил орла. Очнулся тот ото сна и спрашивает:

—Да вот вижу я воду. Только не струится она, а как будто в чане неподвижно стоит.

—Так оно и есть, – отвечает орёл. – Это – большое озеро. А на берегу там живёт моя средняя сестра Искуля. Сейчас опущусь я на землю. Ты пойдёшь к Искуле и всё так же расскажешь, как и старшей сестре. Будет она тебя просить показать меня ей, а ты спросишь у неё за это маленький сундучок.

Опустился орёл на опушке леса. Сам в тени укрылся, а охотник пошёл ко дворцу.

Встречает его средняя сестра царя-орла Искуля.

– Откуда и куда путь держишь, добрый молодец?

– Иду я с седьмой земли на девятую.

– Прошёл ты дальний путь. Не слыхал ли ты про брата моего царя-орла?

– И слыхать слыхал, и видеть видал.

—Я тебе отдам всё, что у меня есть, только дозволь мне брата увидеть. Бери золото, серебро, камни самоцветные.

—Нет, ничего мне этого не надо, – отвечает охотник. – Отдай мне только вот этот маленький сундучок.

—Нет. Всё тебе я отдам, а этого не могу. Не видела я брата-орла семь лет и ещё семь лет не увижу, но сундучка не отдам.

Не сказал ни слова охотник, повернулся, пошёл к орлу. Приходит, рассказывает.

– Не печалься, – говорит орёл. – Есть у меня ещё сестра. Отдаст она, чтобы меня увидеть, всё, что у неё ни спросишь. Только живёт она отсюда очень далеко – за тремя морями, за десятью горами. А зовут её Ахуна. Давай тут переночуем Ты, может быть, пищи мне в этом лесу найдёшь. А наутро полетим к сестре Ахуне.

Глянул охотник: бежит дикий кабан. Прицелился, повалил его. Съел орёл всего кабана, и полетели они во владения его младшей сестры.

Летели они неделю, две, три, а может быть, и более. Летели над тремя морями, над десятью горами.

Спрашивает орёл охотника:

—Что ты видишь впереди?

—Вижу я зелёные сады, прекрасные города.

—Это и есть владения моей любимой сестры Ахуны.

Прилетели они. Пошёл охотник во дворец к младшей сестре орла. Спрашивает она:

—Откуда и куда путь держишь, добрый молодец?

—Иду я с седьмой земли на девятую.

—На таком пути не слыхал ли ты про царя-орла?

—Как, красавица, не слыхать! Я не только слыхал, но и видеть видал.

—Добрый молодец, возьми у меня что захочешь, только покажи мне моего любимого брата.

– Не надо мне твоего богатства. Дай мне вот этот маленький сундучок.

– Возьми. Ради брата мне ничего не жалко дать.

Пошёл охотник и всё рассказал орлу. Обрадовался тот.

И стал таким красавцем, что охотник такого отроду не видел.

Входят они во дворец, а там уже столы накрыты, напитки и яства поданы. Встречает Ахуна любимого брата. Радости их не было конца. Пошли пиры да веселье. Прожили они там три дня и три ночи. А потом полетели во владения царя-орла.

Гостил охотник у царя-орла три года и три месяца. Пришло время ему домой собираться.

Простился он с царём-орлом и царицей орлицей, взял свой маленький сундучок и отправился в путь. Орёл ему на прощанье говорит:

– Пока домой не придёшь, сундучка не открывай.

Шёл он по горам и долинам, по полям и лесам, приходит на берег реки. Сел отдохнуть. Сидит и думает: «А что же это я не посмотрю, что в этом сундучке есть? Может быть, он пустой?»

Только открыл сундучок, а из него так и повалили лошади, коровы, овцы и всякая домашняя птица.

Чего только ни делал охотник, а загнать скотину обратно в сундучок не может. Видит, идёт старичок – сам с ноготок, борода по локоток. —

Здорово, охотник! Что же ты своё хозяйство не прибираешь?

—Да вот, дедушка, горе какое. Открыл я сундучок, а что теперь делать, ума не дам.

—Ладно, я помогу тебе. Только отдай мне то, чего дома не знаешь.

Подумал охотник, подумал: «А чего я дома не знаю? Осталась там одна жена да старая хата, от краю девятая».

– Ладно, – говорит, – отдам.

Стукнул старичок палочкой по сундучку – вмиг вся живность туда полезла. Закрыл крышку и говорит:

– Так ты, охотник, про обещание своё не забудь!

Сказал это, забрал бороду под мышку и пропал с глаз.

Взвалил охотник сундучок на спину и пошёл домой.

Шёл он долго – это только в сказке получается скоро.

Пришёл охотник домой и видит, что у него сын Иван уже шести лет. Родился, когда он у царя-орла гостил.

Вот и стал охотник скучный и мрачный. Не радует его, что скотины у него много. О своём обещании даже жене не рассказал.

Так жили они, пока Ивану не исполнилось семнадцать лет.

Вот однажды ночью слышит охотник стук в окно и голос:

—Обещание своё помнишь? Посылай сына на работу!

—А долго ему на тебя работать?

—А вот дам ему три задачи: выполнит – домой пойдёт, не выполнит – у меня останется.

Встал рано утром охотник и никому ни слова не говорит. Что делать, не знает.

На следующую ночь стук ещё громче.

А на третью ночь был такой стук, что все в до ме проснулись – и жена, и сын.

Подходит Иван к отцу и спрашивает:

– Батя, что это значит?

Тогда рассказал ему охотник, как всё получилось.

– Ну, что же, пойду поработаю, – говорит сын.

Утром напекла мать ему пышек сладких, насушила сухарей. И пошёл Иван на работу к своему хозяину.

Шёл он так быстро, что летящая птица за ним не поспевала.

К вечеру приходит он к лесу. На опушке стоит избушка, а в избушке – старушка. Заходит Иван в избушку:

—Здорово, добрая старушка! Разреши присесть, хлеба с солью поесть.

—Здорово, добрый молодец! Куда идёшь? —

Да вот иду на работу. Только дороги не знаю. Хозяин мой – сам с ноготок, борода по локоток.

– Это мой сын, – говорит старушка. Накормила его, напоила, спать уложила. Утром встал Иван, поел хлеба с солью. Старушка ему путь указала, и пошёл он дальше.

Шёл так быстро, что летящая птица за ним не поспевала. Приходит к речушке. На берегу стоит лачужка, а в лачужке – девушка. Да такая красивая, что глаз не оторвёшь.

—Садись, добрый молодец. Куда путь держишь?

—Да вот иду на работу. Хозяин мой – сам с ноготок, борода по локоток.

—Это мой батюшка! Вот поужинай да спать ложись. Утром поговорим, – отвечает девица.

Иван ей уже понравился. Решила она ему помочь.

Встаёт Иван утром, а девица говорит:

– Вот за той горой живёт мой батюшка. Придёшь к нему, он будет давать тебе рюмку водки. Ты рюмку не бери, водку не пей. Скажи: «Не надо мне водки, а подай работки. Отработаюсь – домой пойду». Что он тебе скажет, придёшь и расскажешь мне.

Поблагодарил её Иван и пошёл к своему хозяину. Приходит. Увидел его старичок – сам с ноготок, борода по локоток.

– Давно пора! – говорит. Подаёт рюмку водки.

—Не надо мне водки, подавай работки, – говорит Иван. – Отработаюсь – домой пойду.

—Будешь завтра семь коров стеречь с утра до вечерней зари.

Приходит Иван в лачужку. Девушка спрашивает:

– Ну, что тебе батюшка велел?

—Да так, пустое дело. Завтра утром пойду пасти семь коров.

—Нет, это не пустое дело. Погонишь пасти коров, они сразу и разбегутся. Ты их сам никогда не поймаешь. Вот тебе рожок. Заиграешь в этот рожок – они соберутся.

Встаёт Иван поутру, идёт к своему хозяину.

– Вот тебе семь коров, – говорит старичок – сам с ноготок, борода по локоток. – Накормишь и вечером до зари пригонишь.

Не успел Иван открыть ворота, как коровы все разбежались. Взял Иван кнут и пошёл за ними следом. Пришёл в лес. Лёг под дубом и уснул.

Просыпается Иван, солнце уже низко. Заиграл в рожок. Собрались все коровы на лужок. Погнал их Иванушка домой.

Пригоняет, а старичок – сам с ноготок, борода по локоток, его уже ждёт.

– Хорошо работаешь, -говорит. -Только не сам. Ну ладно.

Подаёт ему рюмку водки. Иванушка отвечает:

—Не надо мне водки, подавай работки. Отработаюсь – домой пойду.

—К завтрашнему утру тебе новая задача. Вот видишь лес? Его там тринадцать десятин. Должен ты этот лес спилить, в кучи дрова сносить, пни выкорчевать, землю вспахать, посеять пшеницу, убрать, обмолотить, муки намолоть и пирог испечь.

Возвращается Иван в лачужку, а в лачужке девушка его поджидает:

—Ну что тебе завтра велел батюшка делать?

—Да вот, – говорит Иван, – леса тринадцать десятин спилить, в кучи дрова сносить, пни выкорчевать, землю вспахать, пшеницу посеять, скосить. обмолотить, муки намолоть и пирог испечь.

—Ну что же. Ложись спать, утро мудренее вечера.

Встал Иванушка утром, а пирог уже готов. Взял он пирог и пошёл к хозяину.

Увидел его старичок – сам с ноготок, борода по локоток, и говорит:

– Хорошо работаешь, только чужими руками. И подаёт ему рюмку водки,.

А Иванушка говорит:

—Не надо мне водки, подавай работки. Отработаюсь – домой пойду.

—Ладно, – говорит старичок – сам с ноготок, борода по локоток. – Есть у меня конь, ему шесть лет, и он ещё не объезженный. Завтра утром будеж его объезжать.

Приходит Иван в лачужку, а девушка его спрашивает :

– Что тебе батюшка велел делать?

— Да вот есть у него конь шести лет, необъезженный.. Мне завтра этого коня объезжать надо.

—Иванушка! Это будет сам батюшка. Тебе его запросто ни за что не объездить. Дам я тебе три хлыста: медный, серебряный и золотой. Как сядешь верхом на коня, держись крепче за гриву, Пока все три хлыста о него не изломаешь, на землю не сходи. А сейчас ложись спать Утро мудренее вечера.

Встаёт утром Иван. Подаёт девушка три хлыста: медный, серебряный и золотой.

Пошёл Иван на конюшню. Вывел коня, а тот на месте не стоит. Сел Иван верхом, конь так и помчался. Схватился Иванушка за гриву еле усидел. Стал бить он коня медным хлыстом между глаз, пока весь хлыст не изломал.

Но только осадит он коня, тот опять на дыбы встаёт. Изломал Иванушка об него и серебряный хлыст.

Помчался конь быстрее ветра. Выше леса летит, через реки и озёра перемахивает.

Схватил Иванушка золотой хлыст, а гриву из рук не выпускает.

Когда от золотого хлыста осталась половина, конь пошёл шагом.

Подъезжает Иванушка ко двору. Отвёл коня в конюшню.

Вечером призывает его старичок – сам с ноготок борода по локоток.

– Вот такого, как ты, мне и надо! – говорит. – Возьму я тебя в зятья. Отдам за тебя свою младшую дочь.

Приходит Иван в лачугу, рассказывает девице:

– Хочет меня твой батюшка на тебе женить. Завтра и свадьба будет.

—He верь ему, Иванушка. Это он узнал про мою помощь.

Будет нам с тобой беда!

—А что же делать?

– Бежать нам надо. Сейчас я соберусь, и бегим.

Утром посылает старичок – сам с ноготок, борода по локоток, своего слугу:

—Иди зови их. Что они так долго не идут? Возвращается слуга и говорит:

—Нет никого. Убежали они. Снаряжает старичок за ними погоню. Вот бегут Иван с девушкой. Она говорит:

– Иванушка! Ляг на землю, послушай: нет ли за нами погони?

Приложила она сама ухо к земле:

—Иванушка! Догоняют нас!

– Будь ты пастухом преклонных лет, а я буду тёлкой.

Только обернулась она тёлкой, а Иван – пастухом, подъезжает к ним слуга. Спрашивает:

– Старик! Не видел ли ты – не пробегали тут парень с девушкой?

– Нет, не видел. Никого здесь не было. Повернулся слуга и поехал назад. Докладывает старичку, что не догнал.

—А кого ты видел на своём пути?

—Видел я пастуха. Пас он годовалую тёлку.

—Да ведь это они были! Поезжай забери их! Поскакал слуга опять за беглецами вдогонку. Снова говорит девица Ивану:

– Ляг на землю, послушай: нет ли за нами погоне?

— Нет, не слышу. Легла она сама, приложила ухо к земле: — Иванушка! За нами погоня! Буду я теперь голубкой, а ты соколом. Подъезжает слуга. Посмотрел вокруг — никого нет. Только голубка и сокол летают. Повернул обратно. Старичок — сам с ноготок, борода по локоток, спрашивает:

— Что же ты видел на дороге? Кого догнал? Отвечает слуга:

— Никого я не догнал. А видел только в неба голубку да сокола. — Да это же они были! Я побегу сам вдогонку! В третий раз девица говорит:

— Иванушка, ляг на землю. Послушай: нет ли за нами погони? Послушал Иван и отвечает:

— Нет, не слышу. Легла она сама, приложила ухо к земле:

— Иванушка! Беда нам. Сам батюшка нас нагоняет.

— Что же нам делать?

— Разольюсь я рекой, а ты будешь щукой! Подбежит батюшка к реке и начнёт из неё воду пить. Смотри зорко. Как будет он уже всю воду допивать, подплыви к нему и ударь его хвостом по лбу. Он тогда всю воду обратно отдаст.

Подбегает старичок — сам с ноготок, борода по локоток, к реке. Припал к воде и начал пить пил. Видит Иванушка, воды все меньше и меньше становится, совсем уже негде плавать. Подплыл он тогда поближе и ударил старичке хвостом по лбу.

Река снова, как прежде, разлилась. Видит старичок — сам с ноготок, борода по .

И зажили они счастливо!

Сказочные комментарии

Книга – первоисточник был в полностью “разобранном” состоянии. Удивительно что листов не хватает только в двух местах – в том числе и здесь. Пока найти более целое издание не получилось.

Добавить комментарий

Предложения начинаются с заглавной буквы, не менее 30 символов в комментарии.

Дополнительная информация

Авторские сказки:

Авторы от А – до Я

При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here