Полная информация по теме "указ петра 1 брить бороды" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (320 лет назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

Дмитрий Белюкин, 1985

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона – бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова

Указ Петра 1 о бритье бород и усов. 16 января 1705 г.

О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков

На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел без мотчания, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; [C. 282] и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город, отнюдь не пропускать. И о том для ведома по воротам с сего великого государя указу прибить письма, а в города к воеводам послать его великого государя грамоты, а к бурмистрам памяти, а в Разряд о посылке послушных грамот, а в ратушу к бурмистрам о посылке ж послушных указов послать памяти, с подкреплением: буде они воеводы и бурмистры, станут в том чинить кому поноровку и им воеводам за то быть в опале, а бурмистрам в наказаниях и в разорении без всякой пощады. А буде кто из царедворцев и из градских жителей и из приказных и из посадских людей похочет ходить с бородою, и ему б для взятья знака ехать к Москве и явиться в приказ Земских дел; а в сибирские и в поморские города знаки послать с Москвы. [C. 283]

Орфография текста изменена в соответствии с современными нормами, но для звучания речи XVIII века отдельные слова оставлены в характерном написании той эпохи. Пунктуация подлинника сохранена без изменений.

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным -сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:

«Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins.ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина “Бояре” Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный “Бородовой знак” выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Скорпионы могут голодать от полугода до 1,5 лет

Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его прямо сейчас!

Зачем Петр I издавал указ о бритье бород своих бояр?

По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды-грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон- бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.

А согласно указу 1705 года все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.

Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке “с бороды”.

Лишь Екатерина II в 1772 году отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо “босым”.

Значительно изменился и быт бояр. По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия, Пётр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию бога и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду.

Указ Петра I “О бритии бород и усов всякого чина людям” от 16 января 1705 года. “А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей.. . И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе”.

Налог на бороды был не единственным курьезным сбором, введенным при Петре I для пополнения российской казны. Были еще сборы с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, печных труб, хомутов, шапок, сапог и пр. Отменила пошлину на ношение бороды Екатерина II в 1772 году.

Оценка 4.4 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here